г. Москва |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А41-67261/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от ООО "ЭКС": Грдзелидзе М.Г., по доверенности от 23.03.2021;
от Администрации городского округа Химки Московской области: Коваленко А.В., по доверенности от 07.10.2020;
от Комитета по Архитектуре и Градостроительству Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЭКС" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2021 года по делу N А41-67261/20, по заявлению ООО "ЭКС" к Администрации городского округа Химки Московской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по Архитектуре и Градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭКС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области с требованиями:
- признать решение Администрации г.о. Химки Московской области, об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность на основании договора купли-продажи без проведения торгов" от 17.08.2020 N Р001-0458921242-36399568 незаконным.
- обязать Администрацию городского округа Химки Московской области заключить с ООО "ЭКС" договор купли-продажи земельного участка по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9-го Мая, вблизи д. 12, площадь земельного участка - 351 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации двухэтажного офисно-делового центра", кадастровый номер 50:10:0010103:72, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 02.04.2013 N МО-13/3В-329890.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по Архитектуре и Градостроительству Московской Области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2021 года по делу N А41-67261/20 в удовлетворение заявленных требований отказано.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Комитета по Архитектуре и Градостроительству Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между Администрацией городского округа Химки и ЗАО "Химкинское СМУ" заключен договор аренды от 10.05.2012 N ЮА-158 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010103:72, Московская область, г. Химки, ул. 9-го Мая, вблизи д. 12, площадь земельного участка - 351 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации двухэтажного офисного-делового центра".
На указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: с кадастровым номером 50:10:0010103:11065 - здание, с кадастровым номером 50:10:0010103:11844 - Сооружение (иное сооружение (электрические сети 0,4 кВ), электрические сети 0,4 кВ).
Между ЗАО "Химкинское СМУ" и ООО "ЭКС" заключен договор купли-продажи от 09.12.2013 N 001-ОДЦ объекта недвижимости - здания, с кадастровым номером 50:10:0010103:11065.
Договором от 09.01.2014 N 1-З ЗАО "Химкинское СМУ" передало, а ООО "ЭКС" приняло на себя все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 10.05.2012 N ЮА-158.
ООО "ЭКС" обратилось в Администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010103:726 в собственность за плату без проведения торгов.
Решением от 17.08.2020 N Р001-0458921242-36399568 Администрация городского округа Химки Московской области отказала в предоставлении услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" ввиду того, что установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию, а также что земельный участок находится в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог, согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 испрашивается в аренду на срок более чем 3 года..
Считая указанный отказ Администрации городского округа Химки Московской области незаконным и нарушающим его права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что поскольку на испрашиваемом земельном участке размещен не офисно-деловой центр, а объект торговли, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, относятся следующие случаи: если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 предусмотрен вид разрешенного использования "деловое управление", содержание которого включает размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
В соответствии с ЕГРН от 07.09.2020 на объект недвижимости с кадастровым номером 50:10:0010103:72, в границах земельного участка расположено, в том числе, нежилое здание с кадастровым номером 50:10:0010103:11065, находящееся в собственности ООО "ЭКС".
Для данных целей Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, установлен вид разрешенного использования "деловое управление", содержание которого предусматривает размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов Управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и Оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Однако, как указал суд первой инстанции, фактически земельный участок используется для иных целей -в границах участка расположен объект торговли (двухэтажное здание торгового центра), что установлено фотоматериалами обследования органом муниципального контроля земельного участка. Таким образом, установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Между тем, несоответствие фактического вида использования испрашиваемого предпринимателем земельного участка содержащемуся в государственном кадастре недвижимости виду разрешенного использования этого участка не отнесено законодательством к числу оснований для отказа в приватизации земельного участка.
Кроме того, из представленного в материалы дела акта осмотра не представляется возможным установить, что на спорном земельном участке расположено здание именно торгового центра, а не офисно-делового, факта ведения торговли в указанном акте не зафиксировано.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 30.05.2016 N 308-КГ16-4772.
Кроме того, одним из основанием оспариваемого отказа Администрации также послужило то, что в согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9 Мая, вблизи д. 12 расположен в зоне ЛРТ: 351.26 кв. м, Химки (ТРЦ "Мега-Химки") - Москва (м. Планерная), полностью расположен в зоне планируемого строительства транспортной развязки. В материалах дела имеется письменный отзыв Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, в котором указано, что согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010103:72 полностью расположен в зоне планируемого строительства линии рельсового скоростного пассажирского транспорта - Химки (ТРЦ "Мега-Химки") - Москва (м. "Планерная") и в зоне планируемого строительства транспортной развязки регионального значения - М-10 "Россия" и г. Химки, ул. Репина.
В статье 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно ст. 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской
В частях 3, 4 и 9 ст. 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Из документов, представленных Администрацией городского округа Химки Московской области невозможно установить, что испрашиваемый земельный участок располагается в зоне строительства автомобильной дороги. При том, что в карте планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, перечисление конкретных участков, попадающих в указанные зоны, не предусмотрено.
В подтверждение того, что земельный участок располагается в зоне строительства дороги, Администрация ссылается на Заключение об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, предоставленным Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области.
Данное заключение нельзя рассматривать в качестве надлежащего доказательства, позволяющего достоверно установить факт расположения спорного земельного участка в зоне планируемого строительства автомобильной дороги.
Надлежащие доказательства в их необходимой совокупности, позволяющие идентифицировать и соотнести место расположения испрашиваемого Заявителем земельного участка и планируемой дороги, а также установить, что земельный участок находится в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог, согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области Администрацией в материалы дела не представлены.
Таким образом, Администрация не представила доказательств наличия перечисленных в законе обстоятельств, исключающих продажу земельного участка обществу (ограничение в обороте, запрет приватизации, установленный федеральным законом, резервирование участка для государственных или муниципальных нужд на основании нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других государственных или публичных нужд).
Суд апелляционной инстанции, изучив генеральный план городского округа Химки Московской области, установил, что спорный земельный участок не входит в зону планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, оспариваемый отказ Администрации нельзя признать законным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления нарушенного права апелляционный суд полагает необходимым обязать Администрацию направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9-го Мая, вблизи д. 12, площадь земельного участка - 351 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации двухэтажного офисного-делового центра", кадастровый номер 50:10:0010103:72.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2021 года по делу N А41-67261/20 отменить.
Признать решение Администрации г.о. Химки Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность на основании договора купли-продажи без проведения торгов" от 17.08.2020 N Р001-0458921242-36399568 незаконным.
Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области направить ООО "ЭКС" проект договора купли-продажи земельного участка по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9-го Мая, вблизи д. 12, площадь земельного участка - 351 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации двухэтажного офисного-делового центра", кадастровый номер 50:10:0010103:72, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 02.04.2013 N МО-13/3В-329890.
Взыскать с Администрации г.о. Химки Московской области (ИНН 5047009801) в пользу ООО "ЭКС" (ИНН 5047016647) 4 500 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67261/2020
Истец: Комитет по архитектуре и градостроительству МО, ООО "ЭКС"
Ответчик: Ландышева В.С.
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ