г. Вологда |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А66-11144/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Фирсова А.Д,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" на определение Арбитражного суда Тверской области от 25 марта 2021 года по делу N А66-11144/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" (ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516; адрес: 170008, Тверская область, город Тверь, улица 15 лет Октября, дом 7) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12) о взыскании 2 511 722,14 рублей задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за май 2019 года, 13 186,54 рублей пени за период с 11 июня 2019 года по 02 июня 2019 года и с начисление по день фактической оплаты задолженности.
Решением от 12 сентября 2019 года, с учетом определения от 26 ноября 2019 года, с ответчика в пользу истца взыскано 2 511 722,14 рубля задолженности, 12 289,86 рубля пени за период с 11 июня 2019 года по 02 июля 2019 года, всего: 2 524 012 рублей, пени за период с 03 июля 2019 года по день фактической оплаты долга в сумме 2 511 722,14 рублей по правилам пункта 6.4 статей 13, 14 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за каждый день просрочки, а также 35 620 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Возвращено истцу из федерального бюджета 05 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 11 июля 2019 года N 624671.
04 февраля 2021 года от ответчика поступило заявление об уменьшении исполнительского сбора.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 25 марта 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
Ответчик с определением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Апеллянт настаивает на наличии правовых оснований для уменьшения исполнительского сбора.
От Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании абзаца второго части 2 статьи 272 АПК РФ апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 2 статьи 324 АПК РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
Часть 2.1 приведенной статьи предусматривает, что вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются по правилам, установленным частью 2 названной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
На основании положений части 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Из приведенных положений правовых норм следует, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, является основанием для взыскания исполнительского сбора, если должник не представит судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы.
При этом бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 названной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление данных оснований к полномочиям суда.
В рассматриваемом случае суд констатировал отсутствие уважительных причин несвоевременного исполнения исполнительного документа.
Соответствующие доводы и доказательства оценены судом объективно, с учетом баланса интересов всех участников исполнительного производства. Суд счел ответчика ответственным за несвоевременное исполнение судебного решения.
Согласно пункту 7 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Подобных обстоятельств не установлено. Наличие большого объема кредиторской и дебиторской задолженности к таким обстоятельствам не относятся.
Величина исполнительского сбора напрямую связана с суммой взыскиваемой задолженности, однако значительность такой величины не является безусловным основанием для снижения установленного исполнительского сбора.
Социальная значимость деятельности должника (ООО "Тверская генерация") не может снимать с него ответственности, а напротив, возлагает на него обязанность надлежаще строить и организовывать свою работу с тем, чтобы исключить возникновение долга, так как наличие подобных долгов может негативно сказаться на качестве оказания им услуг потребителям, что недопустимо. ООО "Тверская генерация" эти обязанности выполнило ненадлежаще. Поэтому ссылки ООО "Тверская генерация" на трудное финансовое положение являются необоснованными, так как подобное положение - результат работы самого ООО "Тверская генерация", а не неких не подвластных ему сил.
Довод апеллянта о том, что все денежные средства, поступающие на депозитный счет подразделения судебных приставов, распределяются в рамках сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении ООО "Тверская генерация", в порядке очередности и пропорциональности удовлетворения требований взыскателей, не может являться основанием для отмены определения, поскольку в данном случае невозможность исполнения требований исполнительного документа в установленный срок ввиду наличия на исполнении сводного исполнительного производства, очередность исполнения которого возникает ранее исполнения спорного исполнительного производства, к объективно непреодолимым чрезвычайным обстоятельствам, находящимся вне контроля должника, не относятся.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе в снижении исполнительского сбора соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Основания для удовлетворения заявления ответчика об уменьшении исполнительского сбора отсутствуют.
Выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тверской области от 25 марта 2021 года по делу N А66-11144/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
А.Д. Фирсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11144/2019
Истец: ООО "Тверь Водоканал"
Ответчик: ООО "ТВЕРСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ"
Третье лицо: МОСП по ОВИП УФССП России по Тверской области Гончаренко С.А., УФССП России по Тверской области