17 июня 2021 г. |
Дело N А84-2928/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей: Евдокимова И.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная организация "Технотрон" - Луценко В.Г., представитель по доверенности N 5 от 11.01.2021, Рапацкой В.О., представитель доверенности N 5 от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2021 по делу N А84-2928/2020 (судья Звягольская Е.С.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная организация "Технотрон"
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Севастополя,
о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная организация "Технотрон" (далее - истец, Общество, ООО "ЭО "Технотрон") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ответчик, Департамент, ДИЗО) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 376 144 руб. 77 коп.
Исковые требования обоснованы уплатой арендной платы за землю в большем размере, нежели тот, который предусмотрен нормативными актами.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2021 исковые требования удовлетворены, взыскано с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная организация "Технотрон" 376 144 руб. 77 коп., а также 10 523 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ДИЗО обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. В частности апеллянт указал, что судом первой инстанции не учтено, что новая кадастровая оценка земельного участка вступила в силу с 19.04.2019 в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя N 219-ПП от 08.04.2019.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
В судебном заседании представители ООО "ЭО "Технотрон" просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда города Севастополя - без изменения.
В судебное заседание иные лица явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционных жалоб в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
25.10.2018 между Департаментом по имущественным и земельным отношениями города Севастополя (арендодатель) и ООО "ЭО "Технотрон" (арендатор) заключён Договор N 2216 аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь (далее - Договор), в соответствии с которым Общество приняло во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 91:02:003001:751, площадью 60172 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, ш. Фиолентовское, 1/10. Срок действия договора - 48 лет.
По условиям настоящего Договора, величина годовой арендной платы рассчитывается по формуле: произведение нормативной цены земельного участка (в рублях) на ставку арендной платы (в %). Ставка арендной платы равняется 4%.
В соответствии с п. 2.2 Договора, нормативная цена земельного участка составляет 152 456 592 руб. 96 коп.
Согласно п. 2.3. Договора размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания и может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением арендной платы и (или) кадастровой (нормативной) стоимости земельного участка.
Как следует их данных, предоставленных с официального сайта Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Центр государственной кадастровой оценки" (http://gkosev.ru), из Отчета N 1-18 об итогах государственной кадастровой оценки от 09.09.2018 года, составленного в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 121 111 193 руб.
Истец полагал, что арендодателем, в нарушение п. 2.4. Договора, п. 1 ст. 18 ФЗ-237, п. 4.2. Постановления N 524-ПП не было направлено уведомление об изменении арендной платы с 01.01.2019, что повлекло уплату арендной платы в большем размере.
ООО "ЭО "Технотрон" обратилось в ДИЗО (письмо от 01.08.2019 исх. N 82) с просьбой провести корректировку величины годовой арендной платы с 01.01.2019, применив кадастровую стоимость земельного участка согласно расчету, в размере 121 111 193 рублей.
В связи с не урегулированием указанного вопроса в досудебном порядке истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков, определенная на основании Результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПП, подлежит применению с 01.01.2019. В результате неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка у Департамента возникло неосновательного обогащения в виде разницы между фактической оплаченной истцом суммой и подлежащими оплате денежными средствами по договору аренды.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы соответствуют нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно положениям положениями статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, за исключением ограниченных в обороте, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды.
Вместе с тем, в соответствии со статьями 39.7 и 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
Согласно положениям Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), до 1 января 2023 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1).
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) данный закон устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Согласно статье 10 Закона N 46-ЗС порядок определения нормативной цены земли в отношении земельных участков устанавливается Правительством Севастополя (часть 1).
Порядок определения размера арендной платы, платы за сервитут земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, устанавливается Правительством Севастополя (часть 2).
Законом города Севастополя N 391-ЗС от 26.12.2017 часть третья вышеназванной статьи изложена в следующей редакции: "До утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определенной в отношении соответствующих земельных участков.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 N 515 "Об утверждении нормативной цены земли" (далее - Постановление N 515) утвержден Порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории города Севастополя.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 515 утверждена нормативная цена за квадратный метр земельных участков по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования за период с 1 января 2015 года до 1 января года, следующего за годом утверждения на территории города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков.
Договор заключён с учётом нормативной цены, определённой в соответствии с Постановлением N 515.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 582), законами города Севастополя N 46-ЗС и от 26.11.2014 N 81-ЗС "О земельном налоге", постановлением Правительства Севастополя N 515, разработан Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 524-ПП (далее - Порядок N 524-ПП).
Указанный Порядок устанавливает общие правила расчета размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, являющихся собственностью города федерального значения Севастополя, и действует до проведения государственной кадастровой оценки земель в городе Севастополе.
Так, согласно п. 1.3 данного Порядка до проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, для определения размера арендной платы за пользование земельными участками применяется нормативная цена земли в городе Севастополе, утвержденная Постановлением N 515.
Постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" (далее - Постановление N 716-ПП) утверждены результаты массовой кадастровой оценки земли на территории города в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", законами города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", Постановлением Правительства города Севастополя от 16.11.2017 N 869-ПП "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Указанный акт вступил в силу с 01 января 2019 года.
Согласно официальной информации указанный акт опубликован (обнародован) 30.10.2018.
В соответствии с Постановлением Правительства города Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП "Об утверждении Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов" (далее - Порядок N 219-ПП) названный Порядок разработан, в том числе, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 582 и Постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПП.
Указанный акт признал утратившим силу Постановление N 524-ПП.
Постановление N 219-ПП вступило в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, то есть с 19.04.2019.
Согласно пункту 1.2. Порядка N 219-ПП для расчета размера арендной платы за пользование земельными участками применяется кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Пунктом 1.3 предусмотрены случаи применения настоящего Порядка:
- при заключении договоров аренды земельных участков, предоставленных в установленном законом порядке без проведения торгов (п. 1.3.1);
- при переоформлении в установленном законом порядке договоров аренды, права постоянного, временного пользования, временного пользования земельными участками на условиях аренды, а также права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций) на право аренды (п. 1.3.2).
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка N 219-ПП действующие договоры аренды земельных участков, по условиям которых арендная плата рассчитана на основании нормативной цены (либо нормативной денежной оценки) земельного участка, подлежат корректировке в части расчета арендной платы в соответствии с условиями настоящего Порядка. Указанная корректировка проводится арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением арендаторов в соответствии с условиями договоров и не требует заключения дополнительных соглашений к договорам аренды, если такие условия предусмотрены договорами.
Учитывая вышеприведенные нормы права в их системном толковании, принимая во внимание, что порядок определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя (как Порядок N 524-ПП, так и Порядок N 219-ПП), разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, апелляционный суд приходит к выводу о том, что арендная плата за использование земельных участков, являющихся собственностью города федерального значения Севастополя, носит характер регулируемой.
Более того, с учетом изложенного изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что при изменении арендной платы в рассматриваемом случае не требуется внесения изменений в договор аренды в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ (в т.ч. заключения дополнительного соглашения), поскольку арендодатель, представляющий публичного собственника, вправе был направить в адрес арендатора уведомление, содержащее информацию об изменении размера арендной платы без заключения каких-либо дополнительных соглашений о ее корректировке. При этом, не направление такого уведомления не отменяет обязательность применения к спорным правоотношениям нормативного регулирования.
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017 - действующей по состоянию на 01.01.2019 до 11.08.2020) "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования) (часть 4 статьи 15).
Сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1 статьи 18 Закона N 237-ФЗ).
Следует обратить внимание, что Постановление N 716-ПП принято в том в числе в соответствии с Законом N 237-ФЗ.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, с учетом вступления с 01 января 2019 года в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (Постановление N 716-ПП, официально опубликовано 30.10.2018), апелляционный суд приходит к выводу, что сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в частности, определения размера арендной платы), также с 01 января 2019 года.
Соответствующая правовая позиция была изложена в постановлении АС ЦО от 27 ноября 2020 г. по делу N А84-4819/2019 и определении ВС РФ от 29 марта 2021 г. N 310-ЭС21-1905.
Учитывая вышеизложенное, у апелляционного суда отсутствуют правовые основания не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае с 01.01.2019 подлежит применению новый размер кадастровой стоимости - 121 111 193 рублей.
ООО "ЭО "Технотрон" исполняя обязанность, по договору аренды, перечислил Департаменту денежные средства за период с 01.01.2019 по 18.04.2019 в сумме 1 829 479 руб. 10 коп. При этом, исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 121 111 193 рублей, оплате за указанный период подлежала сумма - 1 453 334,33 руб.
Таким образом, за период с 01.01.2019 по 19.04.2019 истцом оплачена арендная плата в большем размере, без учета изменения кадастровой стоимости земельного участка, имевшей место с 01.01.2019. Разница составила 376 144,77 руб. Правильность арифметического расчёта указанной суммы проверена судом первой инстанции и апеллянтом не оспорена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 3 статьи 1103 ГК РФ правила о неосновательном обогащении применяются также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с эти обязательством.
В пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 49 от 11.01.2000 "О практике рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
Как правильно отметил суд первой инстанции в рассматриваемом случае неправомерное применение кадастровой стоимости земельного участка в размере, без учета изменений, вступивших в силу с 01.01.2019, привело к неправильному расчету стоимости договорной арендной платы и переплате со стороны истца.
Соответственно, требование о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы между фактической оплаченной истцом суммой и подлежащими оплате денежными средствами по договору аренды, заявлено обоснованно.
Таким образом, исковые требования о взыскании с Департамента в пользу Общества суммы неосновательного обогащения в размере 376 144 руб. 77 коп. удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2021 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2021 по делу N А84-2928/2020 оставить без изменений, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Колупаева Ю.В. |
Судьи |
Евдокимов И.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2928/2020
Истец: ООО "Эксплуатационная организация "Технотрон"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Третье лицо: Правительство Севастополя