г. Санкт-Петербург |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А56-104207/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпаковичя Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Постнова И.А., по доверенности от 01.04.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-его лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13361/2021) общества с ограниченной ответственностью "Жилищное Хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 по делу N А56-104207/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищное Хозяйство"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
3-е лицо: общества с ограниченной ответственностью "Волховские коммунальные системы"
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищное Хозяйство" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области о признании недействительным распоряжения N 1181/7 от 08.10.2020 об отказе во внесении изменений в реестр лицензии Ленинградской области и возврате и документов лицензиату ; об обязании Комитета внести изменения в реестр лицензий Ленинградской области путем исключения многоквартирного дома N 34 по ул. Авиационной в г. Волхове из реестра лицензий многоквартирных домов, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "ВКС", и включения многоквартирного дома N 34 по ул. Авиационной в г. Волхове в реестр лицензий многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Жилищное Хозяйство".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Волховские коммунальные системы" (далее - третье лицо, ООО "Волховские коммунальные системы").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на то, что договор управления, заключенный между собственниками помещений в МКД N 34 по ул. Авиационная в г. Волхове и ООО "Жилищное Хозяйство", условия которого утверждены на общем собрании собственников, оформленного протоколом от 29.11.2018 N 1/2018 считается действующим и Общество имеет законное право на включение данного МКД в реестр лицензии многоквартирных домов деятельность по управлению которыми осуществляет Общество.
Комитет и третье лицо, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
09.06.2021 Комитет представил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Жилищное хозяйство" обратилось в Комитет с заявлением от 19.08.2020 N гжи-01.1-5525 о включении в реестр лицензий Ленинградской области многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Волхов, ул. Авиационная, д. 34 (далее - МКД).
Распоряжением Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 08.10.2020 N 1181/7 об отказе во внесении изменений в реестр лицензии Ленинградской области и возврате заявления и документов лицензиату отказано во внесении изменений в реестр многоквартирных домов Ленинградской области, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Жилищное Хозяйство", в отношении многоквартирного дома N 34 по ул. Авиационная в г. Волхове Волховского района Ленинградской области (далее - МКД), на основании пп. "а", "б" п. 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 Ж 938/пр (далее - Порядок) в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным пп. "а", "б", "в" п. 5 Порядка, а также в связи с принятием собственниками помещений решения о подтверждении решения общего собрания собственников о выборе ООО "ВКС" в качестве управляющей организации, оформленного протоколом от 07.08.2020.
Не согласившись с указанным распоряжением Комитета, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности распоряжения Комитета, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать информацию предусмотренную пунктом 2 Порядка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Комитет от Общества 19.08.2020, поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий в отношении спорного МКД, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
По итогам проверки заявления и документов Комитетом установлено, что оно содержит сведения в соответствии с пунктом 2 Порядка; документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка представлены; признаки ничтожности решений общего собрания собственников помещений МКД отсутствуют; вступившее в законную силу решения суда о признаний ООО "Жилищное хозяйство" банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отсутствует; в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ сведения, указанные в заявлении, размещены в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства https//my.dom.gosusiugi.ru.
Вместе с тем, Комитетом установлено несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пп. "в" п. 5 Порядка, а именно выявлено наличие противоречий сведений, представленных заявителем, сведениям, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (сведения об МКД внесены в реестр лицензий ООО "Волховские коммунальные системы").
В соответствии с пунктом 10 Порядка несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пп. "в" п. 5 Порядка, является основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления.
С учетом изложенного в соответствии с пп. "в" п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления ООО "Жилищное хозяйство" Комитетом принято решение о приостановлении рассмотрения заявления и документов, предоставленных ООО "Жилищное хозяйство", на основании пп. "а", пп. "в" пункта 10 Порядка (пункт 16 Порядка).
01.09.2020 Комитетом направлены письма (с информацией о приостановлении рассмотрения заявления) в ООО "Жилищное хозяйство" и ООО "Волховские коммунальные системы" о предоставлении необходимой информации.
В соответствии с информацией, предоставленной ООО "Волховские коммунальные системы", более поздним волеизъявлением собственников МКД (протокол от 07.08.2020) принято решение о расторжении договора управления с ООО "Жилищное хозяйство", выбор ООО "Волховские коммунальные системы" в качестве управляющей организации, а также заключение с ней договора управления. В соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ протокол общего собрания от 07.08.2020 и приложения к указанному протоколу направлены на хранение в Комитет, а также размещены в ГИС ЖКХ.
Таким образом, собственниками помещений МКД приняты решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания в соответствии с частью 2 статьи 44 ЖК РФ.
По итогам проверки материалов ООО "Жилищное хозяйство" приложенных к заявлению) в соответствии с п. 5 Порядка Комитетом установлено следующее:
- заявителем выполнены требования, установленные ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе;
- вступившее в законную силу решение суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отсутствует;
- признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации отсутствуют.
Вместе с тем, Комитетом выявлено несоответствие заявления и документов положениям п. 2 и 3 Порядка, а также недостоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 Порядка.
Согласно п. 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" п. 5 Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пп. "б" и "в" п. 5 Порядка.
С учетом изложенного, в соответствии с ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, пп. "б" п. 7 Порядка 08.10.2020 Комитетом принято решение об отказе ООО "Жилищное хозяйство" во внесении изменений в реестр лицензий в соответствии с пп. "а", "б" п. 9 Порядка, в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным пп. "а", "б", "в" п. 5 Порядка (в соответствии с пп. "а" п. 20 требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), реестр собственников помещений в многоквартирном доме не содержит сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме. В соответствии с пп. "в" п. 20 Требований документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам всех помещений в части 4 статьи 45 ЖК РФ, в Комитет не представлены. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД общая площадь помещений в МКД составляет 9686,95 кв.м. Вместе с тем, в соответствии с представленным реестром собственников помещений МКД общая площадь составляет 5329,80 кв.м. Таким образом, сведения; содержащиеся в документах, не являются достоверными в соответствии с пп. "б" п. 5 Порядка. Общим собранием собственников помещений МКД, оформленным протоколом от 07.08.2020, принято решение о подтверждении решения общего собрания собственников о выборе ООО "Волховские коммунальные системы" в качестве управляющей организации и о заключении с ней договора управления МКД).
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования).
Согласно ч. 4 ст. 45 ЖК РФ собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения.
В соответствии с заявлением и документами, представленными ООО "Жилищное хозяйство", собственники помещений МКД уведомлены о проведении общего собрания путем размещения сообщения на информационных стендах МКД, а представленный реестр собственников не содержит сведения о собственниках всех помещений в МКД.
Способ уведомления собственников помещений МКД о проведении общих собраний решениями предыдущих общих собраний в МКД, проведенных до представленного ООО "Жилищное хозяйство" собрания (протокол от 29.11.2018), не определен.
Таким образом, документы (копии документов), подтверждающие уведомление собственников всех помещений в МКД о проведении общего собрания в соответствии с частью 4 статьи 45 ЖК РФ, к заявлению и документам ООО "Жилищное хозяйство" не приложены, а представленный Обществом реестр собственников не содержит сведения о собственниках всех помещений в МКД.
Кроме того, согласно протоколу от 29.11.2018 общая площадь помещений в МКД составляет 9686,95 кв.м. Вместе с тем, в соответствии с представленным реестром собственников помещений МКД общая площадь составляет 5329,80 кв.м.
Из материалов дела следует, что в период с 29.06.2020 по 30.07.2020 в МКД проведено общее собрание (протокол от 07.08.2020), на котором собственники приняли решение о подтверждении выбора ООО "Волховские коммунальные системы" в качестве управляющей организации для управления МКД и признании действующим договора управления с ООО "Волховские коммунальные системы" (вопрос N 6, N 7 повестки собрания), а также принято решение о признании незаключенными и недействительными договоров управления с ООО "Жилищное хозяйство" (вопрос N 5 повестки собрания).
Таким образом, после общего собрания в ноябре 2018 (протокол от 29.11.2018) более поздним волеизъявлением собственников (протокол от 07.08.2020) приняты решения о выборе ООО "Волховские коммунальные системы" в качестве управляющей организации и подтверждении действия с ним договора управления, сведений о признании данных решений недействительными не имеется.
На основании частей 8 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором (пункт 1 данной статьи).
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной (подпункт 1 пункта 2 приведенной нормы).
При этом названные правила не лишают домовладельцев возможности изменить ранее выбранную ими управляющую организацию в одностороннем порядке и без объяснения причин (названный подход приведен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11).
Комитет не вправе препятствовать в реализации волеизъявления собственников помещений МКД, наделенных законодательством правом в любой момент изменить способ управления либо выбрать другую управляющую организацию (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственники помещений в МКД вправе обжаловать в суде протокол от 07.08.2020 и принятые на собрании решениях, если они не принимали участия в общем собрании или голосовали против принятия такого решения и если такими решениями нарушены их права и законные интересы.
Как правильно указал суд первой инстанции, решение о недействительности протокола собрания от 29.11.2018 Комитетом не принималось и не оспаривалось, а Комитетом установлено отсутствие обязательных приложений, оформленных в соответствие с Требованиями, и наличие недостоверности сведений о площади МКД, указанной в протоколе собрания и реестре собственников.
Принятое Комитетом распоряжение от 08.10.2020 N 1181/7, в том числе, сопряжено с установлением определенного факта, а именно: представления либо непредставления ООО "Жилищное хозяйство" документов, поименованных в приказе Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр. При этом в распоряжении Комитета как на основание отказа на подпункт "е" пункта 5 Порядка N 938/пр (применительно к необходимости установления признаков ничтожности решения общего собрания) не указано.
Таким образом, при исследовании документов, предоставленных Обществом, Комитетом выявлено несоответствие заявления и документов, требованиям, установленным в пп. "а", "б", "в" пункта 5 Порядка N 938/пр, что является основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое распоряжение Комитета является законным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 по делу N А56-104207/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104207/2020
Истец: ООО "ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ВОЛХОВСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"