г. Киров |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А29-12945/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общество с ограниченной ответственностью Производственно-Строительное Объединение "Труддорстройпром" Мосякина Алексея Емельяновича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2021 по делу N А29-12945/2020
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027 ОГРН 1171101008297)
к обществу с ограниченной ответственностью Производственно-Строительное Объединение "Труддорстройпром" (ИНН 1101024183 ОГРН 1021100513609),
третье лицо: конкурсный управляющий обществу с ограниченной ответственностью Производственно-Строительное Объединение "Труддорстройпром" Мосякин Алексей Емельянович,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью Производственно-Строительное Объединение "Труддорстройпром" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 865 141 руб. 93 коп. задолженности в федеральный бюджет по договорам аренды лесных участков земельного фонда от 31.07.2017 N С0990519/06/17-АЗ, от 12.07.2017 N С0990519/08/17-АЗ, от 29.12.2017 N С0990519/09/17-АЗ, от 29.12.2017 N С0990519/10/17-АЗ по сроку оплаты на 15.12.2019.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью Производственно-Строительное Объединение "Труддорстройпром" Мосякин Алексей Емельянович (далее - Мосякин А.Е., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на решение по делу N А29-2673/2019, которым установлено, что спорные договоры прекращены, использование лесных участков не осуществляется. Определением суда по делу N А29-9126/2015 от 05.06.2018 Общество признано банкротом, открыто конкурсное производство. С учетом изложенного, а также учитывая цели и задачи конкурсного производства, оснований для удовлетворения иска не имелось. Расчет арендной платы должен осуществляться в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 73 ЛК РФ и Постановлением N 310. Исходя из целевого назначения и фактического использования арендуемого участка, при расчете арендной платы надлежит применять ставки платы, приведенные в таблице N 14 к Постановлению N 310, а также поправочные коэффициенты, указанные в примечаниях к таблице. Судом установлено, что данный коэффициент применен при первоначальном расчете арендной платы по договорам в 2018 году. Оснований для изменения размера коэффициента и изменения размера арендной платы у истца не имелось.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.04.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.05.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
12.07.2017 Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (правопредшественник истца, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N С0990519/08/17-АЗ, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает 11.08.2017 лесной участок земель лесного фонда, находящийся на территории ГУ "Сыктывкарское лесничество", Краснозатонское участковое лесничество, квартал 188. Площадь лесного участка 0,08 га. Вид использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Цель использования: разработка месторождения песка "Шошка-1". Срок действия договора аренды установлен с 11.08.2017 по 05.08.2018.
31.07.2017 Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (правопредшественник истца, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N С0990519/06/17-АЗ, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает 21.09.2018 лесной участок земель лесного фонда, находящийся на территории ГУ "Сыктывкарское лесничество", Краснозатонское участковое лесничество, квартал 188. Площадь лесного участка 3,74 га. Вид использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Цель использования: разработка месторождения песка "Шошка-1". Срок действия договора аренды установлен с 21.09.2017 по 15.09.2018.
29.12.2017 Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (правопредшественник истца, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N С0990519/10/17-АЗ, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает 02.02.2018 лесной участок земель лесного фонда, находящийся на территории ГУ "Сыктывкарское лесничество", Краснозатонское участковое лесничество, квартал 188. Площадь лесного участка 3,726 га. Вид использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Цель использования: разработка месторождения песка "Шошка-1". Срок действия договора аренды установлен с 02.02.2018 по 25.01.2019.
29.12.2017 Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (правопредшественник истца, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили Договор аренды лесного участка N С0990519/09/17-АЗ, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает 02.02.2018 лесной участок земель лесного фонда, находящийся на территории ГУ "Сыктывкарское лесничество", Краснозатонское участковое лесничество, квартал 188. Площадь лесного участка 5,4 га. Вид использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Цель использования: разработка месторождения песка "Шошка-1". Срок действия договора аренды установлен с 02.02.2018 по 25.01.2019.
Договоры от 29.12.2017 N С0990519/10/17-АЗ и N С0990519/09/17-АЗ расторгнуты арендодателем в одностороннем порядке 05.10.2018 на основании пункта 20 данных договоров в связи с невнесением арендатором арендной платы два и более срока подряд.
В силу пункта 15 указанных договоров в случае несвоевременной передачи лесного участка после истечения срока действия договора или досрочного прекращения срока его действия арендатор уплачивает арендодателю за все время просрочки возврата лесного участка арендную плату и возмещает убытки, причиненные арендодателю в случае, когда указанная плата не покрывает причиненные арендодателю убытки.
Лесные участки, переданные ответчику в аренду по договорам, арендодателю не возвращены.
Согласно акту от 18.10.2019 N 31/2019 (л.д. 86-96), в ходе проведенной в период с 30.09.2019 по 18.10.2019 Рослесхозом проверки исполнения переданных Министерству полномочий за период 2017-2019 годы, в том числе в части начисления арендной платы, установлено ошибочное применение при расчете арендной платы понижающего коэффициента 0,9 к ставкам для участков нелесных земель, в том числе по спорным договорам аренды.
По итогам проверки Рослесхоз выдало предписание от 24.12.2019 об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Республики Коми переданных полномочий Российской Федерации в области лесных нарушений (л.д. 98-101).
С учетом данного предписания истец произвел перерасчет арендной платы за 2018 год в сторону увеличения вследствие исключения коэффициента 0,9 (для нелесных земель), а также произвел доначисление арендной платы за 2018-2019 годы в связи с просрочкой возврата лесных участков.
Письмом от 29.10.2019 N 975 (л.д. 55-56) Министерство уведомило Общество о перерасчете арендной платы по спорным договорам 2018 год и начислении арендной платы в связи с просрочкой возврата лесных участков по сроку на 15.12.2019.
В соответствии с перерасчетом истца доначислена следующая арендная плата в федеральный бюджет:
- за 2018 год: по договору от 31.07.2017 N С0990519/06/17 - 99 143 руб. 39 коп., по договору от 12.07.2017 N С0990519/08/17 - 2 229 руб. 71 коп., по договору от 29.12.2017 N С0990519/09/17 - 15 537 руб. 65 коп., по договору от 29.12.2017 N С0990519/10/17 - 10 720 руб. 98 коп.;
- за 2019 год: по договору N С0990519/06/17 от 31.07.2017 - 213 061 руб. 03 коп., по договору от 12.07.2017 N С0990519/08/17 - 4 557 руб. 46 коп., по договору от 29.12.2017 N С0990519/09/17 - 212 263 руб. 48 коп., по договору от 29.12.2017 N С0990519/10/17 - 307 628 руб. 23 коп.
Общая сумма задолженности по расчету истца составила 865 141 руб. 93 коп.
Претензией от 23.12.2019 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность, а также неустойку, начисленную в соответствии с пунктом 13 указанных договоров аренды за период с 17.12.2019 по 23.12.2019.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В пункте 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование за плату. При этом арендатор должен своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (часть 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (абзац 1 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения (абзац 2 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт передачи истцом ответчику по договорам лесных участков земельного лесного фонда подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Доказательств их возврата истцу в материалы дела не представлено.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310, по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и от объемов, предоставляемых в пользование лесных ресурсов.
В соответствии с таблицей 14 Постановления N 310 установлены ставки платы при осуществлении использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Также к указанным ставкам платы при осуществлении использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, согласно примечанию к таблице 14 Постановления N 310 применяются корректирующие коэффициенты, учитывающие категории защитных лесов и целевое назначение лесов, категорию земель в составе земель лесного фонда.
Для категории защитных лесов пунктом и) примечания 5 Таблицы 14 Постановления N 310 установлен коэффициент в отношении нерестоохранных полос лесов - 4.
Примечанием 6 Таблицы 14 Постановления N 310 установлено, что к ставкам в отношении особо защитных участков защитных лесов применяется коэффициент 6.
Согласно примечанию 7 к Таблице 14 Постановления N 310, если для одного и того же лесного участка может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них. В настоящем случае применяется коэффициент 6.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 примечания к Таблице 14 (геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых) при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не покрытых лесной растительностью, но предназначенных для ее восстановления (гари, вырубки, прогалины, пустыри и иные), ставка платы определяется исходя из породы лесных насаждений, обеспечивающей наибольшую продуктивность леса и устойчивость лесных насаждений на этом лесном участке к вредителям и болезням леса, с коэффициентом 0,9.
Указанный коэффициент был применен истцом при первоначальном расчете арендной платы по договорам аренды в 2018 году.
При этом, карьеры в перечень лесных земель, не покрытых лесной растительностью (пункт 64 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (в редакции от 12.05.2020) "Об утверждении Лесоустроительной инструкции") не входят и относятся к не лесным землям в составе земель лесного фонда.
Следовательно, коэффициент 0,9 в первоначальном расчете арендной платы за пользование арендованных лесных участков применен ошибочно.
В акте проверки от 18.10.2019 N 31/2019 Рослесхоз отразил, что при использовании лесов при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, а также строительстве, реконструкции линейного объекта не ставятся цели, связанные с ведением лесного хозяйства, вырубка насаждений является в данном случае не самостоятельным видом, а технологическим этапом производства работ, а использование лесного участка - видом землепользования, исходя из целевого назначения. Следовательно, участки, исходя из целей использования и проведенным работам, относятся к не лесным землям. При расчете арендной платы следует применять наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации без понижающих коэффициентов.
К ставкам платы, утвержденным Постановлением N 310, применяются коэффициенты индексации, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363, при определении минимального размера арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет на соответствующий год. Ставки платы, предусмотренные таблицами 5-19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными указанными Постановлением N 310, в 2018 году применяются с коэффициентом 1,57, в 2019 году - с коэффициентом 1,89.
Расчет арендной платы по спорным договорам за 2018 год и 2019 год произведен истцом в соответствии с утвержденными Постановлением N 310 ставками платы и коэффициентами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363.
Довод заявителя о том, что Общество признано банкротом, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имелось, несостоятелен.
Закон N 127-ФЗ разделяет требования к должнику на те, что подлежат включению в реестр требований кредиторов должника или относятся за реестр, и на текущие платежи в зависимости от времени их возникновения. К первой группе относится список всех признанных и доказанных задолженностей, возникших до возбуждения дела о банкротстве. Вторая связана с различными обязательствами должника, возникшими уже в ходе процедур банкротства.
На основании пункта 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено данным законом.
Согласно пункту 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 данного закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом (пункт 1 Постановления N 63).
Поскольку обязательства ответчика по оплате спорной задолженности возникли после вынесения судом определения о принятии заявления о признании Общества несостоятельным (банкротом), требования к ответчику об оплате суммы арендной платы за спорный период являются текущими, не подлежат включению в реестр требований кредиторов и правомерно рассмотрены в настоящем деле.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2021 по делу N А29-12945/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего общество с ограниченной ответственностью Производственно-Строительное Объединение "Труддорстройпром" Мосякина Алексея Емельяновича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12945/2020
Истец: ГУ Республики Коми "Сыктывкарское лесничество", Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчик: ООО Производственно-Строительное Объединение "Труддорстройпром"
Третье лицо: ООО конкурсный управляющий ПСО "Труддорстройпром" Мосякин Алексей Емельянович