г. Вологда |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А52-440/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Пыталовского района Псковской области на определение Арбитражного суда Псковской области от 08 февраля 2021 года об отказе в принятии заявления по делу N А52-440/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация Пыталовского района Псковской области (ОГРН 1026002144651, ИНН 6021002384; адрес: 181410, Псковская область, город Пыталово, улица Красноармейская, дом 37; далее - администрация должник) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительских производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области Касаткиной Ольги Алексеевны (адрес: 180019, Псковская область, город Псков, улица Текстильная, дом 3; далее - судебный пристав-исполнитель) от 11.01.2021 N 60042/21/143576 о возбуждении исполнительного производства N 20683/20/60042-ИП на взыскание исполнительского сбора в размере 50 000 руб., о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены указанного постановления.
В качестве заинтересованных лиц в заявлении указаны: Управление Федеральной службы судебных приставов по Псковской области (ОГРН 1046000329275, ИНН 6027086158; адрес: 180019, Псковская область, город Псков, улица Текстильная, дом 3; далее - управление), Управление Федерального казначейства по Псковской области (ОГРН 1036000302656, ИНН 6027024031; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Гоголя, дом 55/78; далее - казначейство).
Определением Арбитражного суда Псковской области от 08 февраля 2021 года в принятии названного заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Администрация с данным судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы ссылается на подведомственность настоящего спора арбитражному суду, так как заявителем оспаривается постановление судебного пристава-исполнителя, вынесенное в рамках отдельного исполнительного производства в отношении администрации, не связанного непосредственно с исполнением решения суда общей юрисдикции.
Судебный пристав-исполнитель Касаткина О.А. в отзыве доводы жалобы отклонила, просила определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Казначейство в отзыве на апелляционную жалобу оставило разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от судебного пристава-исполнителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без своего участия. В связи с этим судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность определения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а определение суда - отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в производстве судебного пристава-исполнителя находилось исполнительное производство N 7457/20/60042-ИП, возбужденное постановлением от 26.05.2020, по исполнению исполнительного листа от 22.04.2020 N 2-227/2019, выданного Пыталовским районным судом Псковской области. Предметом исполнения являлось возложение на администрацию обязанности по предоставлению взыскателю - физическому лицу благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв. м.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 24.08.2020 N 60042/20/121746 о взыскании с должника (администрации) исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Постановлением от 30.12.2020 вышеуказанное исполнительное производство N 7457/20/60042-ИП окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа, исполнительский сбор выделен в отдельное производство.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.01.2021 N 60042/21/143576 возбуждено отдельное исполнительное производство N 20683/20/60042-ИП о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в качестве исполнительного документа в данном постановлении указано постановление судебного пристава-исполнителя от 24.08.2020 N 60042/20/121746.
Не согласившись с постановлением от 11.01.2021 о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Обжалуемым определением Арбитражный суд Псковской области отказал в принятии заявления администрации на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, так как, по мнению суда, заявителем оспаривается постановление судебного пристава-исполнителя, вынесенное в ходе исполнения исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции. С учетом изложенного, как указал суд в обжалуемом определении, в соответствии со статьей 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) данный спор не подлежит разрешению в арбитражном суде.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 27, пункту 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Критерием отнесения спора к подведомственности суда общей юрисдикции или арбитражного суда является как его характер, так и субъектный состав.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ постановление о взыскании исполнительского сбора является самостоятельным исполнительным документом. Следовательно, сторонами исполнительного производства при исполнении этого постановления являются территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (администратор доходов бюджета в виде исполнительского сбора), выступающий взыскателем в интересах казны, и администрация в качестве должника.
Частью 6 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В силу пункта 3 части 2 статьи 128 Закона N 229-ФЗ в арбитражном суде рассматривается заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) в случае исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью.
Главы 15 и 16 Закона N 229-ФЗ определяют особенности исполнения постановлений пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа: названные постановления исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены названные постановления, после окончания основного исполнительного производства пристав возбуждает исполнительное производство по вынесенным, но неисполненным постановлениям.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что, вопреки выводу суда первой инстанции, оспариваемое администрацией постановление пристава-исполнителя от 11.01.2021 N 60042/21/143576 о возбуждении исполнительного производства вынесено после окончания основного исполнительного производства (постановление об окончании исполнительного производства датировано 30.12.2020), то есть в рамках отдельно возбужденного по основанию, указанному в части 6 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, исполнительного производства N 20683/20/60042-ИП о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Таким образом, вопреки выводу суда первой инстанции, рассмотрение вопроса об оспаривании названного постановления от 11.01.2021 о возбуждении исполнительного производства подведомственно арбитражному суду, что прямо следует из положений пункта 3 части 2 статьи 128 Закона N 229-ФЗ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2013 года по делу N А52-2556/2012.
С учетом изложенного вывод суда о том, что заявление подано администрацией с нарушением подведомственности и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, основан на ошибочном толковании вышеназванных норм материального и процессуального права применительно к сформулированному заявителем предмету и обстоятельствам настоящего спора.
Доказательств того, что оспариваемое постановление было обжаловано администрацией в суд общей юрисдикции и такое заявление рассмотрено по существу, ответчиком в материал дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел правовых оснований для отказа в принятии к производству заявления администрации.
В соответствии с пунктом 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при рассмотрении жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции арбитражный суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).
Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, отказа в его принятии, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса). В этих случаях, поскольку арбитражный суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, арбитражный суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.
В связи с этим обжалуемое определение подлежит отмене, а вопрос - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Псковской области.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Псковской области от 08 февраля 2021 года об отказе в принятии заявления по делу N А52-440/2021 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Псковской области.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-440/2021
Истец: Администрация Пыталовского района
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Псковской области Касаткина Ольга Алексеевна, Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области Касаткина Ольга Алексеевна
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Псковской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Псковской области
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2543/2021