г. Самара |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А65-1382/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Поповой Е.Г., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей - представитель Жамалетдинов Ильяс Ильдусович (доверенность от 17.10.2018),
от общества с ограниченной ответственностью "РВ"- представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июня 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция РТ) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 апреля 2021 года по делу N А65-1382/2021 (судья Хасаншин И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВ", г.Казань (ОГРН 1131690030108, ИНН 1659130412)
к Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция РТ), г.Казань (ОГРН 1021602865239, ИНН 1654025044)
о признании незаконным и отмене постановления N 1980 от 24.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 1980 от 24.12.2020 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 апреля 2021 года признано незаконным и отменено постановление Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей N 1980 от 24.12.2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РВ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В апелляционной жалобе административный орган просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция указывает, что суд первой инстанции сделал неверные выводы по конкретным обстоятельствам дела. Так, Госалкогольинспекцией Республики Татарстан было вынесено определение от 19.10.2020 N 000155 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении. Протокол N 0003145 об административном правонарушении составлен в отношении общества 09.11.2020. Общество обратилось в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан за обеспечением доступа в ЕГАИС лишь спустя три месяца после возбуждения дела об административном правонарушении 19.01.2021 и после составления протокола об административном правонарушении, что не декриминализует содеянное обществом. По настоящему делу у общества срок действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии А05, реестровый номер N 018363 истек 25.02.2020, следовательно, в срок до 25.04.2020 общество имело возможность произвести списание остатков продукции в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
От ООО "РВ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Госалкогольинспекции Республики Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что административным органом проведены контрольные мероприятия за соблюдением обществом действующего законодательства в сфере производства, оборота и качества этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей.
В ходе проверки административным органом установлено, что 25 февраля 2020 года у общества истек срок действия лицензии, однако согласно отчету ЕГАИС "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" у общества выявлено наличие остатков алкогольной продукции, в том числе в торговом объекте, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Юлдаш, д.28 (199 дал, 5368 шт.); в торговом объекте, расположенном по адресу: г.Казань, пр.Ямашева, д.91 (131 дал, 4799 шт.); в торговом объекте, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Чистопольская, д.73 (74 дал, 2561шт.); в торговом объекте, расположенном по адресу: г. Казань, ул.Меридианная д.8 (120 дал, 2702 шт.); в торговом объекте, расположенной по адресу: г. Казань, ул. М.Чуйкова, д.20 (108 дал, 4245 шт.).
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" лицензиат с момента аннулирования или прекращения действия лицензии обязан отразить в ЕГАИС операции по хранению остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или по их возврату поставщику.
Поскольку обществом с момента прекращения 25 февраля 2020 года срока действия лицензии меры по внесению изменений в ЕГАИС осуществлены не были, административным органом было вынесено определение от 19.10.2020 N 000155 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении. В порядке административного расследования произведен выезд в торговые объекты общества, при этом в ходе проведения осмотров торговых объектов установлено отсутствие деятельности общества по розничной реализации алкогольной продукции.
На основе добытой в ходе административного расследования информации и анализа положений законодательства, административный орган пришел к выводу, что общество после истечения срока действия лицензии не предприняло надлежащих мер для устранения остатков алкогольной продукции и фиксации соответствующих сведений в ЕГАИС. Данное обстоятельство явилось основанием для вынесения административным органом постановления N 1980 от 24.12.2020 о признания общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене. По мнению общества, административным органом не было принято во внимание, что после истечения срока действия лицензии общество предприняло меры по внесению изменений в ЕГАИС, однако сделать это не представилось возможным ввиду отсутствия доступа в ЕГАИС. В доказательство сказанному общество указало, что на обращение в адрес административного органа с просьбой предоставить доступ в ЕГАИС, был получен отказ от 17.02.2021 N 04/692, в доступе в ЕГАИС было отказано ввиду отсутствия у общества действующей лицензии. Таким образом, как указал представитель общества, прекращение лицензии с одной стороны накладывает на общество обязанность по внесению изменений в ЕГАИС, с другой стороны, это же обстоятельство сделало невозможным внесение изменений, поскольку согласно ответу административного органа от 17.02.2021 N 04/692 для этого требуется действующая лицензия.
Принимая решение и признавая оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении незаконным, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет назначение административного наказания.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" лицензиат с момента аннулирования или прекращения действия лицензии обязан отразить в ЕГАИС операции по хранению остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или по их возврату поставщику.
Поскольку обществом после прекращения срока действия лицензии меры по внесению изменений в ЕГАИС осуществлены не были, административным органом вынесено оспариваемое постановление N 1980 от 24.12.2020 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности N 1980 от 24.12.2020, общество со ссылкой на постановления Верховного Суда РФ от 22.06.2012 N 41-АД12-6, от 22 мая 2015 г. N 19-АД 15-2, от 28 мая 2015 г. N 19-АД 15-3 указало на пропуск административным органом двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Судом первой инстанции указанные доводы общества обоснованно отклонены, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Между тем, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", вступившим в силу 03.01.2014, в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ были внесены изменения, установившие годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из материалов дела усматривается, что правонарушение в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции совершено обществом после вступления в силу изменений в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, следовательно, в данном случае подлежит применению годичный срок привлечения к административной ответственности.
В то же время, по мнению суда первой инстанции, в данном случае отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности, исходя из следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из материалов дела, после истечения срока действия лицензии общество предприняло меры по внесению изменений в ЕГАИС, однако сделать это не представилось возможным ввиду отсутствия доступа в ЕГАИС. На обращение общества в адрес административного органа с просьбой предоставить доступ в ЕГАИС получен ответ от 17.02.2021 N 04/692, согласно которому обществу в доступе в ЕГАИС отказано ввиду отсутствия у него действующей лицензии. Таким образом, с одной стороны прекращение лицензии накладывает на общество обязанность по внесению изменений в ЕГАИС, с другой стороны, это же обстоятельство сделало невозможным внесение соответствующих изменений, поскольку исходя из ответа административного органа от 17.02.2021 N 04/692 предпосылкой для этого в данном конкретном случае было указано на необходимость у общества действующей лицензии.
Истечение срока лицензии и отказ административного органа в доступе в ЕГАИС после истечения срока лицензии, явилось, по мнению суда первой инстанции, объективным и непреодолимым препятствием для выполнения обществом обязанности по внесению в ЕГАИС изменений.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может в связи со следующим.
В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ правом на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или на возврат их поставщику лицензиат может воспользоваться в течение двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии.
Административный орган установил, что у общества срок действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии А05, реестровый номер 018363 истек 25.02.2020.
Срок списания остатков истек по общему правилу 25.04.2020. По состоянию на 24.07.2020 в ЕГАИС содержится информация об остатках алкогольной продукции в количестве 76 470 шт. (2720 дал), что не отрицается обществом.
Однако, с момента окончания срока лицензии и до истечения двухмесячного срока на списание остатков алкогольной продукции в ЕГАИС общество за открытием доступа в ЕГАИС для списания остатков не обращалось, что свидетельствует о наличии его вины в совершенном правонарушении, которая состоит в отсутствие объективных обстоятельств, препятствующих выполнению им своих обязанностей по соблюдению обязательных требований по подлежащему учету оборота алкогольной продукции, и непринятии всех, зависящих от него мер по их соблюдению, - отсутствии факта реализации имеющихся прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей.
События вменяемого обществу административного правонарушения подтверждаются представленными административным органом доказательствами и не оспаривается обществом.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
Следовательно, обществом был нарушен порядок учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Доводы общества о введенном режиме самоизоляции из-за распространения новой коронавирусной инфекции судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации нерабочие дни установлены с 30 марта 2020 года. Таким образом, общество располагало достаточным временем с 25 февраля 2020 года даже с учетом режима установления нерабочих дней. У общества существовала возможность воспользоваться программным обеспечением для списания остатков алкогольной продукции.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд отмечает, что Госалкогольинспекцией Республики Татарстан было вынесено определение от 19.10.2020 N 000155 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении. Протокол N 0003145 об административном правонарушении составлен в отношении общества 09.11.2020. Общество же обратилось в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан за обеспечением доступа в ЕГАИС лишь 19.01.2021 спустя три месяца после возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, и спустя почти 9 месяцев после окончания срока для исполнения возложенной обязанности по списанию остатков алкогольной продукции, уже после привлечения к административной ответственности оспариваемым постановлением. По настоящему делу у общества срок действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии А05, реестровый номер N 018363 истек 25.02.2020, следовательно, в срок до 25.04.2020 общество имело возможность произвести списание остатков продукции в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании незаконным постановления административного органа N 1980 от 24.12.2020 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным.
Порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены.
Постановлением инспекции обществу назначено наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ.
Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного суду не представлено.
Выявленное административное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом. Указанное правонарушение считается оконченными с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о производстве или обороте этилового спирта. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В рассматриваемом случае решение суда подлежит отмене по пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ как вынесенное при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 апреля 2021 года по делу N А65-1382/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1382/2021
Истец: ООО "РВ", г.Казань
Ответчик: Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция РТ), г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд