г. Пермь |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А50-30559/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрев без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу заинтересованного лица, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного),
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 февраля 2021 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-30559/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр "Региональные информационные системы" (ОГРН 1115905006029, ИНН 5905287422)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (ОГРН 1025901209289, ИНН 5905007996)
о признании недействительными решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020 N 203S19200033418, от 24.11.2020 N 203S19200033419, от 24.11.2020 N 203S19200033420,
встречному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного) (ОГРН 1025901209289 ИНН 5905007996)
к обществу с ограниченной ответственностью "Центр "Региональные информационные системы" (ОГРН 1115905006029, ИНН 5905287422),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр "Региональные информационные системы" (далее - заявитель, Общество, общество "Центр "Региональные информационные системы", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (далее - Управление ПФР, Управление, заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительными решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020 N 203S19200033418, от 24.11.2020 N 203S19200033419, от 24.11.2020 N 203S19200033420.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с встречным заявлением к Обществу о взыскании финансовых санкций в общей сумме 24 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2021 года, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, требования общества удовлетворены: признаны недействительными вынесенные Управлением решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020 N 203S19200033418, от 24.11.2020 N 203S19200033419, от 24.11.2020 N 203S19200033420, как не соответствующие законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах за июнь, июль, август 2020 года направлены страхователем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений устранена страхователем путем направления корректирующих сведений в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Управление обязано устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение; принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований и в удовлетворении встречных исковых требований Управления в полном объеме.
Пенсионный фонд приводит доводы о том, что 27.07.2020 вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 г. N 211н (зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 N 58956) (далее - Инструкция N 211 нот 22.04.2020). Согласно п. 40 Инструкции N 211н от 22.04.2020, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок. Согласно решению от 24.11.2020 N 203S19200033419 страхователь был привлечен к ответственности за несвоевременное представление индивидуальных сведений на застрахованных лиц, указанных впервые в форме СЗВ-М (доп) за июль 2020 года: вместо 17.08.2020 г., сведения сданы 14.10.2020. Согласно решению от 24.11.2020 N 203S19200033420 страхователь был привлечен к ответственности за несвоевременное представление индивидуальных сведений на застрахованных лиц, указанных впервые в форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года: вместо 15.09.2020 г. сведения сданы 14.10.2020. Считает, что судом при вынесении решения об удовлетворении требований заявителя о признании недействительными вышеуказанных решений о привлечении страхователя к ответственности не были приняты во внимание положения Инструкции N 211н от 22.04.2020.
Обществом "Центр "Региональные информационные системы" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, по факту выявления нарушения заявителем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица за июнь 2020 года: нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 15.07.2020, фактически представлены в составе отчета по форме СЗВ-М (тип "дополняющая") - 14.10.2020, должностным лицом Управления ПФР 15.10.2020 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S18200032067, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения акта от 15.10.2020 N 203S18200032067 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020 N 203S19200033418, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей.
После выявления нарушения заявителем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 27 застрахованных лиц за июль 2020 года: нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 17.08.2020, фактически представлены в составе отчета по форме СЗВ-М (тип "дополняющая") - 14.10.2020, должностным лицом Управления ПФР 15.10.2020 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S18200032068, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По итогам рассмотрения акта от 15.10.2020 N 203S18200032068 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020 N 203S19200033419, которым страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 13 500 рублей.
По факту выявления нарушения заявителем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 20 застрахованных лиц за август 2020 года: нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 15.09.2020, фактически представлены в составе отчета по форме СЗВ-М (тип "дополняющая") - 14.10.2020, должностным лицом Управления ПФР 15.10.2020 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S18200032069, отражающий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения акта от 15.10.2020 N 203S18200032069 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020 N 203S19200033420, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с решениями Управления ПФР от 24.11.2020 N 203S19200033418, от 24.11.2020 N 203S19200033419, от 24.11.2020 N 203S19200033420, полагая, что они не соответствуют законодательству и нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными.
Управлением ПФР в связи с выявленными нарушениями и неуплатой финансовых санкций на основании направленных в адрес страхователя требований от 21.12.2020 предъявлено встречное заявление о взыскании с Общества финансовых санкций в общей сумме 24 000 рублей.
Удовлетворяя первоначальные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83 п.
Этим постановлением в поле "Тип формы" предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Часть третья статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения, в том числе за непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В силу абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, на основании положений Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Из содержания части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы согласно действующему законодательству.
Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не установлен.
Проверка, по результатам которой установлено нарушение обществом требований Закона N 27-ФЗ и приняты решения о привлечении страхователя к ответственности, проведена фондом только после получения от общества дополнительно представленных сведений.
С учетом того, что страхователем поданы сведения по форме "дополняющая" до момента обнаружения ошибки фондом, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае данные обстоятельства нельзя квалифицировать как несвоевременное представление страхователем сведений в отношении застрахованных лиц.
Следовательно, представление сведений страхователем до обнаружения ошибок фондом не образует состав правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поэтому у фонда отсутствовали правовые основания для привлечения учреждения к ответственности.
Ссылка фонда на положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции N 211н подлежит отклонению. Положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции N 211н не направлены на улучшение положения страхователей, следовательно, не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям, что обоснованно учтено судом первой инстанции.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н, следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Доводы жалобы подлежат отклонению по вышеприведенным мотивам.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2021 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, по делу N А50-30559/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30559/2020
Истец: ООО "ЦЕНТР "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ МЕЖРАЙОННОЕ