город Томск |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А27-1189/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Сластиной Е.С., |
судей: |
Колупаевой Л.А. |
|
Ходыревой Л.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирсановым В.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-4330/2021) Администрации города Прокопьевска на решение от 29.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1189/2021 (судья Шикин Г.М.) по заявлению публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (650036, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Ленина, 90/4, ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214) к Администрации города Прокопьевска (653000, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, проспект Шахтеров, 41, ОГРН 1024201883408, ИНН 4223020939) о взыскании 98 952 руб. 02 коп,
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: Кулагина О.В. по доверенности от 27.06.2020, паспорт, диплом;
от ответчика: не явился (извещен).
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - ПАО "Кузбассэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к муниципальному образованию Прокопьевский городской округ в лице Администрации города Прокопьевска о взыскании 98 952 руб. 02 коп. долга за ноябрь 2020 года по государственному контракту N 652290.
Решением от 29.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены, с Администрации города Прокопьевска в пользу ПАО "Кузбассэнергосбыт" взыскано 212 534 руб. 94 коп. долга, а также 7251 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что фактически между администрацией города Прокопьевска (в том числе от имени муниципального образования "Прокопьевский городской округ") и истцом государственный контракт "Энергоснабжения" N 652290 не заключался, следовательно, обязательства у муниципального образования "Прокопьевский городской округ" в лице администрации города Прокопьевска перед истцом не возникли; помимо того, суд пришёл к выводу, что электропотребление имело место на скважинах, расположенных по адресам, перечисленным в проекте муниципального контракта N 652290, в указанной части судом не была установлена принадлежность, а именно не исследован вопрос: кому принадлежат, в том числе на праве собственности скважины; более того, суд не имея официального подтверждения, в частности, в виде выписок о зарегистрированных правах, в том числе в отношении скважин, делает вывод о том, что они являются бесхозяйными; все скважины, перечисленные в проекте муниципального контракта N 652290, расположены в пределах границ индивидуальных жилых домов, нельзя исключать то обстоятельство, что данные объекты могут находиться в собственности физических лиц. Податель жалобы просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика по основаниям, указанным в отзыве.
Ответчик, в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения истца, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцом в адрес ответчика направлен проект муниципального контракта энергоснабжения N 652290, в Приложении 7.2 к которому перечислены скважины с указанием всех реквизитов, касающихся их места положения, оборудования приборами учета, и указанием балансодержателя.
Ответчиком муниципальный контракт энергоснабжения N 652290 до настоящего времени не подписан.
Претензии истца от 16.12.2020 N 03-04.16.07/4240, от 20.01.2021 N /03-04.16/390 об оплате задолженности оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ПАО "Кузбассэнергосбыт" в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании изложенных норм права, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что факт поставки и ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате электрической энергии подтверждены представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнуты, равно как и не представлено в материалы дела доказательств оплаты ответчиком, суд первой инстанции правомерно взыскал в пользу истца задолженность в заявленном размере.
Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие подписанного договора не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость потребленной электрической энергии.
В соответствии со статьями 153, 435 ГК РФ истец предпринял действия, направленные на возникновение обязательственных правоотношений и заключение договора, направив проект договора, и фактически поставлял электрическую энергию в спорный период времени.
В соответствии с абзацем десятым пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
В отношении доводов апелляционной жалобы о не установлении судом первой инстанции принадлежности спорных скважин суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно приложению 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам муниципальной собственности отнесены, в частности, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном разделом XII Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765.
Способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренный статей 218, 225 ГК РФ, возможен в случае отсутствия правопритязаний на объект, а также фактического владения данным имуществом каким-либо лицом.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно положениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ввиду отсутствия собственника спорных объектов и наличии у муниципального образования обязанности по обеспечению населения услугой холодного водоснабжения, а также учитывая то обстоятельство, что органом, выступающим от имени муниципального образования в данном споре, является именно Администрация муниципального образования (часть 1 статьи 34 и часть 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ), суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности предъявленных к ответчику требований.
При этом истцом пояснил, а ответчик не опроверг, что на территории города Прокопьевска функционируют 9 объектов холодного водоснабжения, а именно артезианские скважины, расположенные по адресам: г. Прокопьевск поселок Ваничева гора; ул. Главная, 282; ул. Главная, 314А; ул. Парковая, 19А; ул. Парковая, 215; пер. 2-й Залинейный,17; пер. Главный, 13; ул. Саркеева, 15; ул. Третьякевича,9, посредством которых граждане, проживающие на близлежащий улицах (поселках), получают водоснабжение. Ответственность за данные объекты холодного водоснабжения несет Администрация города Прокопьевска.
Решением от 23.12.2009 Рудничного районного суда города Прокопьевска Кемеровской области удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Прокопьевска, о понуждении Администрации г. Прокопьевска разработать мероприятия по обеспечению водоснабжения населения поселка Ваничева гора, организовать их выполнение и обеспечить финансирование, обязать КУМИ города Прокопьевска совершить юридически значимые действия по принятию бесхозной недвижимой вещи - скважины "Ваничева гора" - в муниципальную собственность в установленном законом порядке. Судом был установлен срок для совершения юридически значимых действий по принятию бесхозной недвижимой вещи - скважины "Ваничева гора" в муниципальную собственность в установленном законом порядке, а именно для подачи заявления с целью принятия на учет скважины "Ваничева гора" в территориальный орган Федеральной регистрационной службы. Однако до настоящего времени решение Рудничного суда Администрацией города Прокопьевска не исполняется.
Все скважины оснащены насосами, которые потребляют электрическую энергию. Скважины являются единственным источником водоснабжения в дома жителей поселков, что ответчиком не оспорено.
То обстоятельство, что водозаборные скважины не стоят на балансе ответчика, в данном случае с учетом положений ст. 131, 225 ГК РФ не имеет правового значения, учитывая, что именно ответчик, как орган местного самоуправления, обязан своевременно выявить бесхозное имущество и принять меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество. Обязанность по содержанию бесхозных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет, при том, что в связи с отсутствием централизованного водоснабжения в поселках, скважины являются единственным источником водоснабжения, питающие жилые дома, тогда как действующим законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по организации надлежащего водоснабжения населения городского округа.
Материалами дела подтверждается, что в спорный период получал электрическую энергию, поставляемую ПАО "Кузбассэнергосбыт". Для оплаты услуг энергоснабжения ПАО "Кузбассэнергосбыт" предъявило абоненту счета-фактуры от 30.11.2020 N 304856/617, от 31.12.2020 N 342109/617 на общую сумму 212 534 руб. 94 коп.
Количество отпущенной ответчику электрической энергии определено истцом по данным приборов учета, указанным в Приложении 7.2 к контракту (л.д. 39-40).
Ответчик количество потребленной электрической энергии, ее стоимость не оспорил.
С учетом вышеизложенных обстоятельств задолженность ответчика за ноябрь 2020 года на момент рассмотрения спора составляет 212 534 руб. 94 коп.
Принимая во внимание, что доказательства оплаты долга ответчиком в материалы дела не представлены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования сумме 212 534 руб. 94 коп.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и устанавливают различный порядок их исполнения.
По общему правилу за счет казны соответствующего публично-правового образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.
В пункте 14 Постановления N 13 разъяснено, что при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения арбитражный суд указывает о взыскании вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации (статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями статей 242.3 - 242.6 БК РФ.
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ. Исполнение судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным учреждением.
К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 БК РФ, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, как отмечено в пункте 19 Постановления N 13, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 БК РФ распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск в полном объеме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
На основании изложенного принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Прокопьевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Е.С. Сластина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1189/2021
Истец: ПАО "Кузбассэнергосбыт"
Ответчик: Администрация города Прокопьевска