г. Вологда |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А44-6944/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 февраля 2021 года по делу N А44-6944/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (адрес: 173002, город Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; ИНН 5321114249, ОГРН 1075321000105; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал" (адрес: 174755, Новгородская область, Любытинский район, рабочий поселок Неболчи, улица Гагарина, дом 1; ИНН 5306005774, ОГРН 1025301988140; далее - Общество) о возложении на Общество обязанности выполнить работы по проведению лесопатологического обследования (далее - ЛПО) по договору аренды лесного участка от 30.07.2008 N 128.
Решением суда от 10.02.2021 иск удовлетворен.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Вывод суда о накопительном характере мероприятий по санитарной охране и защите лесов, без необходимости учета текущего санитарного и лесопатологического состояния лесов, не соответствует Порядку проведения лесопатологических обследований, утвержденному приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 910 (далее - Порядок N 910) и Правилам санитарной безопасности в лесах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047. Действующее лесное законодательство не предусматривает закрепление в договоре аренды лесного участка конкретных объемов проведения ЛПО, так как данные объемы определяются ежегодно на основании сведений, содержащихся в лесохозяйственном регламенте лесничества с учетом данных, полученных по результатам государственного лесопатологического мониторинга, государственного мониторинга воспроизводства лесов, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также информации, полученной от уполномоченных органов, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Требование Министерства о необходимости проведении работ по ЛПО за 2017-2018 годы в объеме 1 120 га в 2021 году с учетом текущего санитарного и лесопатологического состояния лесов является необоснованным. Уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления не направляли Обществу информацию об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений на территории арендуемого лесного участка и необходимости проведения лесопатологического обследования. В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Любытинского лесничества Новгородской области в редакции, утвержденной приказом Министерства от 11.11.2020 N 1196, ежегодный объем по проведению лесопатологических обследований в целом по лесничеству составляет 150 га (часть 4 пункта 2.17.2.6 Регламента). Объем вменяемой арендатору обязанности по проведению ЛПО за 2017-2018 годы не соразмерен текущей лесопатологической обстановке на территории Любытинского лесничества Новгородской области и превышает максимальные нормативные показатели проведения данных мероприятий, установленные в лесохозяйственном регламенте Любытинского лесничества по состоянию на 11.11.2020 для всей территории Любытинского лесничества. Подпункт "з" пункта 13 договора и пункт 18.9 договора в редакции соглашений от 21.08.2012, 07.05.2013 являются ничтожными согласно части 2 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Комитет лесного хозяйства Новгородской области (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 30.07.2008 N 128 в редакции соглашений от 21.08.2012 и 07.05.2013.
В соответствии с пунктами 1, 2 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок площадью 42 306,9 га для заготовки древесины.
Согласно пункту 18.9 договора арендатор обязан осуществлять работы по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке, санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с действующим законодательством, нормативно-технологическими требованиями и стандартами, действующими в лесном хозяйстве, за свой счет, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении 6 к договору.
Пунктом 20.5 договора предусмотрена ответственность в виде неустойки за невыполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке.
В соответствии с пунктом 28 договора уплата неустоек, в том числе и указанной в подпункте 20.5 договора, не освобождает арендатора от устранения перечисленных в этом подпункте нарушений в установленный арендодателем срок.
В силу пункта 27 срок действия договора с 17.08.1999 по 16.08.2047.
Приложением 6 к договору предусмотрено ежегодное выполнение арендатором лесопатологического обследования в объеме 560 га во II-III кварталах года.
На основании постановления правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 466 Комитет лесного хозяйства Новгородской области переименован в Министерство.
Проверяя исполнение условий договора, Министерство выявило факт невыполнения арендатором работ по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных договором и проектом освоения лесов за 2017 и 2018 годы, а именно ЛПО.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 13.12.2019 по делу N А44-9225/2019, вступившим в законную силу, с Общества взыскано 27 706 руб. 56 коп. неустойки за невыполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов (не проведение лесопатологического обследования) по договору.
Ненадлежащее выполнение ответчиком договорных обязательств по проведению ЛПО по договору аренды лесного участка от 30.07.2008 N 128 явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьей 308.3 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 396 ГК РФ уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047, проведение ЛПО и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Как правильно установил суд первой инстанции, в 2017 и 2018 годах арендатор не выполнил ЛПО.
Из материалов дела видно, что Общество в суде первой инстанции заявило, что проведение ЛПО не может быть реализовано в отношении 2017-2018 годов, поскольку мероприятия проводятся в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесных участков.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что, поскольку в договоре и проекте освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке указано, что объем ежегодного проведения ЛПО составляет 560 га, при общей площади арендуемого лесного участка равной 42 306,9 га объем ЛПО (560 га) составляет 1,3% от общей площади лесного участка.
В соответствии со статьей 60.3 ЛК РФ санитарная безопасность в лесах обеспечивается, в том числе посредством ЛПО.
Исходя из пункта 1 Порядка N 910, ЛПО представляет собой комплекс мероприятий, включающих оценку санитарного состояния насаждений с нарушенной и утраченной устойчивостью и (или) обследование насаждений, поврежденных (пораженных) вредителями (болезнями) леса.
Как правильно указал суд первой инстанции, не проведение в 2017 и 2018 годах обследования лесного участка в объеме 1% от его площади исключило получение информации о санитарном состоянии насаждений лесного участка, арендуемого Обществом. При этом неисполнение такой обязанности в предыдущих годах не может служить основанием для прекращения такого обязательства, поскольку в силу статьи 408 ГК РФ только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на невозможность в 2021 году провести ЛПО на лесном участке в отношении 2017-2018 годов не принимается судом, поскольку требование об исполнении обязательства в натуре не предполагает ретроспективного исполнения обязательства, то есть определения санитарного состояния насаждений по состоянию на 2017 или 2018 год. В рассматриваемой ситуации невыполнение ежегодного объема предусмотренных договором мероприятий по защите лесного участка увеличивает объем таких мероприятий на последующие периоды действия договора.
Довод Общества о недействительности подпункта "з" пункта 13 договора и пункта 18.9 договора в редакции соглашений от 21.08.2012 и 07.05.2013 в части возложения на арендатора обязанности по проведению ЛПО обоснованно не принят судом первой инстанции. Как правомерно указал суд, предусмотренная при заключении договора обязанность арендатора за свой счет проводить ЛПО лесного участка соответствовала статье 19 ЛК РФ, действующей в период заключения договора, предусматривающей возможность возложения на лиц, использующих леса, осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе и ЛПО. При этом часть 2 статьи 55 ЛК РФ в редакции, действующей в момент заключения договора, устанавливающая императивную норму о выполнении санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) арендаторами лесных участков, не исключала выполнение ЛПО лицами, использующими леса.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в отсутствии доказательств исполнения обязательства надлежащим образом возложение на арендатора обязанности по проведению обследования соответствует вышеприведенным нормативным правовым актам.
Согласно статье 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
В пункте 9 Порядка N 910 предусмотрено, что ЛПО проводятся в отношении лесных насаждений во время вегетационного периода с момента полного распускания листвы (хвои) и до начала массовой сезонной дехромации.
Учитывая начало вегетационного периода с 15 мая каждого года, а также невыполнение ответчиком обязанности в течение более четырех лет, суд первой инстанции установил срок Обществу для проведения ЛПО до 15.07.2021.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 февраля 2021 года по делу N А44-6944/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6944/2020
Истец: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Ответчик: ООО "Терминал"