г. Москва |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А40-221965/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021
по делу N А40-221965/20, принятое судьей Дудкиным В.В.,
по иску ТСН "Еропкинский 16" (ИНН 7704318554, ОГРН 1157746499570)
к Правительству Москвы (ИНН 7710489036, ОГРН 1027739813507)
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, ГКУ г.Москвы "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЦАО", Префектура ЦАО г. Москвы, ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом"
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Обелова Н.В. по доверенности от 03.12.2020 г.; диплом номер 107704 0184722 от 29.12.2020,
от ответчика: Алымов Д.В. по доверенности от 23.12.2020 г.; диплом номер 107704 0170105 от 20.11.2018,
от третьего лица: Департамент городского имущества города Москвы Алымов Д.В. по доверенности от 19.08.2020 г.; диплом номер 107704 0170105 от 20.11.2018,
Иные лица - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Товариществ собственников недвижимости "Еропкинский 16" (далее - истец, ТСН "Еропкинский 16") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Правительству Москвы (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 729615 руб. 18 коп., (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021 по делу N А40-221965/20 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 410992,68 руб., а также расходы по госпошлине в размере 11220 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы (далее -Департамент) обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей 3-х лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, что ответчик является собственником объектом недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, Еропкинский пер., д.16.
В многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Еропкинский пер., д.16 создано ТСН "Еропкинский 16", выбран способ у правления домом, что подтверждается копией протокола.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
На основании ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Указанные нормы, регулирующие вопросы содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме и устанавливающие для собственников этих помещений обязательное участие в расходах по содержанию и ремонту общего имущества дома, направлены на поддержание строения в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, отвечают общим интересам собственников помещений.
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (п.1 ст.157 ЖК РФ).
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Обязанность собственника помещений оплачивать коммунальные услуги и участвовать в содержании общего имущества, расположенного в многоквартирном жилом доме, установлена действующим законодательством, а также может быть закреплена в заключенном между сторонами договором.
В случае не достижения сторонами договора условий, закрепляющих обязанность по содержанию какой-либо части общего имущества дома, в частности, услуг, указанных в исковых требованиях, это обязанность вытекает из порядка, установленного жилищным законодательством.
Истец на основании ч.2 ст. 155 ЖК РФ выставлял ответчику счета на оплату, которые ответчиком не оплачены.
По расчетам истца, задолженность ответчика составляет 729615 руб. 18 коп. за период с апреля по октябрь 2020 г.
Суд первой инстанции принял во внимание, что на основании распоряжений Департамента N 15586 от 22.05.2020 г. и N 15592 от 22.05.2020 г. за ГУП "ЦУГИ" закреплены на праве хозяйственного ведения объекты нежилого фонда, расположенные по адресу: г. Москва, Еропкинский пер., д.16, находящиеся в собственности г. Москвы.
Право хозяйственного ведения на объекты по указанному адресу зарегистрировано за ГУП "ЦУГИ" 28.07.2020 и 03.08.2020, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Согласно ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться эти имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, таким образом, в силу закона лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения обладает правомочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом.
На основании ст. 153 ГК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 ст. 169 ГК РФ.
Следовательно, с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения обязанность по внесению платы за содержание общедомового имущества возникает у ГУП "ЦУГИ".
Так как требования о взыскании задолженности за оказанные услуги по содержанию общего имущества предъявлены в период с апреля по 11.11.2020 г., то суд первой инстанции правомерно указал, что указанный период частично накладывается на период нахождения имущества в хозяйственном ведении ГУП "ЦУГИ", а именно с 28.07.2020 г. по 11.11.2020 г.
В связи с этим суд первой инстанции посчитал, что иск поделит удовлетворению в размере 410992 руб. 68 коп. за период с апреля по 27.07.2020 г. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что истцом не заявлены требования по взысканию коммунальных платежей на отопление, водоснабжение и водоотведение нежилых помещений, находящихся в собственности г.Москвы, для которых требуется подтверждение приборов учёта. Иск заявлен о взыскании взносов на содержание общего имущество многоквартирного дома и взносов на капитальный ремонт.
Размер взноса на техническую эксплуатацию и коммунальное обслуживание общедомового имущества установлен общим собранием ТСН "Еропкинский 16" (Протокол N 7 от 22 июля 2019 года, Протокол N 8 от 22 июля 2020 года) в размере 175 рублей за 1 кв.м. принадлежащих собственнику помещений, в том числе нежилых помещений и машиномест. Расчёт задолженности произведён Истцом на основании утверждённых ставок.
Срок оплаты взносов на содержание общего имущества многоквартирного дома установлен в ст. 155 ЖК РФ, в соответствии с которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (ст. ст. 190 - 192 ГК РФ).
Определением Верховного Суда РФ от 10 апреля 2019 года по делу N 303-ЭС19-3457 установлено, что обязанность ответчика по внесению спорных платежей, сроки их внесения прямо установлены законом, поэтому не выставление платежных документов не освобождает ответчика от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности. Внесение платы за содержание общего имущества многоквартирного дома является предусмотренной законом обязанностью собственника помещения в данном доме, в связи с чем последний, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки или обратиться к истцу за соответствующими платежными документами.
Материалами дела подтверждается, что истец неоднократно направлял в адрес Правительства Москвы, Департамента, ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЦАО", Префектуры г. Москвы претензии с приложенными счетами на оплату за период с апреля по октябрь 2020 года.
Ответчик ссылался на то, что бремя содержания помещений, находящихся в собственности Москвы возложено на ГКУ г.Москвы "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЦАО".
Материалами дела подтверждается, что истец ежемесячно отправляет претензии о погашении задолженности за держание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в адрес ГКУ г.Москвы "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЦАО", Департамента и Правительства Москвы.
В соответствии со ст. 44 Устава города Москвы и ч. 1 ст. 1 Закона города Москвы N 65 от 20 декабря 2006 года "О Правительстве Москвы" (далее - Закон N 65) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 65 Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.
Частями 1 и 8 ст. 3 Закона города Москвы N 65 установлено, что систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.
Статей 11 Закона N 65 установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий: организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона N 65 Правительство Москвы осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021 по делу N А40-221965/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221965/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ЕРОПКИНСКИЙ 16"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ДИРЕКЦИЯ ЗАКАЗЧИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА", ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ", ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ