Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2021 г. N Ф05-19676/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А40-214456/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021 по делу N А40-214456/2020
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1. Зайцева В.А., 2. Маслова Т.А.
о признании незаконным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Караваева А.О. по дов. от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1. Андропов С.В. по дов. от 03.03.2020; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявления Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) от 24.12.2020 N КУВД-001/2020-14753896/2 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета здания площадью 36,5 кв.м с кадастровым номером 77:08:0014001:1858, расположенного по адресу: г. Москва, п. Терехово, д. 109.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, требования удовлетворить.
В судебное заседание не явились Управления и третьего лица - Маслова Т.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что основания, препятствующие снятию с государственного кадастрового учета спорного объекта недвижимости, отсутствуют.
Представитель третьего лица - Зайцевой В.А. на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщенном к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 11.08.2020 Департамент обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2020-147533896 о снятии с государственного кадастрового учета здания, расположенного по адресу: г. Москва, п. Терехово, д. 109, площадью 36,5 кв.м. (кадастровый номер 77:08:0014001:1858).
Письмом от 22.09.2020 N КУВД-001/2020-147533896/1 регистрирующий орган уведомил о приостановлении государственного кадастрового учета.
Решением от 24.12.2020 N КУВД-001/2020-14753896/2 регистрирующий орган отказал Департаменту в снятии с государственного кадастрового учета здания в связи с наличием обстоятельств, препятствующих ее осуществлению, а именно: отсутствие проектной документации, содержащей информацию о законно порядке сноса, гибели или уничтожению объекта.
Полагая, что отказ регистрирующего органа в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости противоречит Закону N 219-ФЗ, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 4, 198, 200, 201 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, пришел к выводу, что оспариваемый акт и действия Управления Росреестра по Москве соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости, Закон N 218-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 и ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации недвижимости обязательным этапом государственной регистрации является проведение Управлением правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие.
Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
При этом в рамках правовой экспертизы государственным регистратором проводится проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов, в связи с чем, 4 государственный регистратор обращается к законодательным актам, регулирующим определенные отношения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом установлено, что в Управление представлено заявление о снятия с государственного кадастрового учета и прекращение права собственности на 5 объектов недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, п.Терехово, д.109; кадастровый номер: 77:08:0014001:1858, в связи со сносом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы.
В качестве документа-основания в материалы дела правоустанавливающих документов был представлен Акт обследования согласно которому вышеуказанный объект недвижимости, расположенные по адресу г. Москва, п.Терехово, д. 109, снесен.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости необходимым для снятия с кадастрового учета объекта капитального строительства документом является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).
В силу положений ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации недвижимости акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке регламентированы положениями Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.10.2015 N 861 (далее - Требования к подготовке акта обследования).
В соответствии с п. 3 Требований к подготовке акта обследования, акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действующего законодательства кадастровый инженер, подготавливая Акт обследования, подтверждает факт сноса объекта недвижимости, но не проверяет законность такого сноса.
С заявлением 77-0-1- 71/3067/2019-559 от 25.12.2019 о постановке на кадастровый учет как ранее учтенного объекта обращалось физическое лицо Зайцева Валентина Александровна на основании свидетельства о праве на наследство по закону, в котором указан жилой бревенчатый дом с жилой площадью 36,5 кв.м. и земельный участок площадью 2490 кв.м. и она в настоящее время является собственником 2/3 доли земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014001:1784, расположенного по адресу: г. Москва, дер. Терехово, д. 109.
Маслова Т.А указывает, что в настоящее время является собственником 1/3 доли данного земельного участка по указанному адресу.
Таким образом, как правильно указал суд, Департамент не обладает правом на обращение в Управление Росреестра по Москве о снятии с кадастрового учета здания с кадастровым номером N 77:08:0014001:1858, поскольку указанный объект недвижимости принадлежит Зайцевой В.А., Масловой Т.А. на праве долевой собственности, а земельный участок с кадастровым номером N 77:08:0014001:1784 под ним не является объектом неразграниченной государственной собственности.
Следовательно правовые основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Иные указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021 по делу N А40-214456/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-214456/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Зайцева Валентина Александровна, Маслова Татьяна Александровна