г.Москва |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А40-220018/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 18
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.02.2021 по делу N А40-220018/20 (154-2219)
по заявлению ООО "МАДИАН"
к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 18
об оспаривании действий,
при участии:
от заявителя: |
Лестровой К.В. по дов. от 18.05.2021; |
от ответчика: |
Антоненкова Т.В. по дов. от 01.10.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МАДИАН" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании действий Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 18 (далее также - ответчик, Фонд), выразившихся в отказе Обществу в пересмотре страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год.
Решением суда от 20.02.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой полностью поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Согласно материалам дела ООО "МАДИАН" (ИНН 7734711628) зарегистрировано в филиале N 18 отделения Фонда в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (рег. N 7736044997) в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Как указывает заявитель, 15.05.2020 Общество направило в Фонд соответствующий комплект документов, подтверждающий основной вид экономической деятельности Общества, - "Торговля оптовая машинами и оборудованием для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий" (ОКВЭД 46.69.4).
При этом незначительное нарушение срока в предоставлении означенных документов, как указывает Общество, было обусловлено обстоятельствами, связанными со спецификой восстановления работы организации после завершения действия ограничительных мер, связанных с новой короновирусной инфекцией (COVID-19).
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, 03.06.2020 Обществом было получено уведомление Фонда о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица.
В соответствии с данным уведомлением Фонд отнес Общество к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении ООО "МАДИАН" в Едином государственном реестре юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ), - "Монтаж промышленных машин и оборудования" (ОКВЭД 33.20), страховой тариф по которому составляет 2,5%.
После получения данного уведомления Общество направило в Фонд письмо с указанием своего фактического вида экономической деятельности, обоснованием причин формальной задержки в предоставлении соответствующего комплекта подтверждающих документов, а также требованием применить страховой тариф, соответствующий основному виду деятельности, фактически осуществляемому заявителем, - "Торговля оптовая машинами и оборудованием для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий" (ОКВЭД 46.69.4).
Письмом от 18.08.2020 Фонд отказал Обществу в пересмотре установленного страхового тарифа ввиду нарушения Обществом срока предоставления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности ООО "МАДИАН".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "МАДИАН" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего.
На основании подп.2 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом (ст.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
На основании статьи 22 указанного Федерального закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (п.1). Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации (п.3).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее также - Правила).
Согласно пунктам 8 и 9 означенных Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 11 Правил установлено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее также - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с п.9 Правил.
Пунктом 3 Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Согласно п.5 Порядка в действующей с 26.02.2017 редакции в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и п.13 Правил, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом необходимо отметить, что предусмотренное п.5 Порядка право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения п.13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе в определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право Фонда, установленное в п.5 Порядка, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае, обеспечивающий права застрахованных лиц.
Правомерность такого подхода соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 по делу N 302-КГ18-9260.
Таким образом, по смыслу п.5 Порядка, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п.3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение), для подтверждения основного вида экономической деятельности, на основании которых Фонд обязан принять решение об определении размера страхового тарифа с учетом данных документов и их оценки.
В настоящем случае страхователь представил в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов с нарушением установленного Порядком срока.
Между тем сам факт представления документов о подтверждении основного вида деятельности за пределами установленного срока (но в пределах расчетного периода, и более того, в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп.7 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Согласно материалам дела основным видом деятельности заявителя является "Торговля оптовая машинами и оборудованием для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий" (ОКВЭД 46.69.4).
Данный вид деятельности относится к 1 классу профессионального риска, что, с учетом положений ст.1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Общество пояснило, что осуществляло данный вид деятельности в 2019 году. При этом данный вид деятельности указан Обществом как основной в направленном им в Фонд заявлении о подтверждении основного вида экономической деятельности и справки-подтверждения основного вида экономической деятельности.
Таким образом, Общество представило в Фонд подтверждение правомерности применения в 2020 г. ставки страховых взносов в размере 0,2%.
Поскольку фактически осуществляемый в 2019 г. основной вид деятельности Общества "Торговля оптовая машинами и оборудованием для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий" (ОКВЭД 46.69.4) относится к 1 классу профессионального риска, то с учетом положений ст.1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ в отношении него на период 2020 г. подлежит применению страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Вместе с тем, не проверив полученные в подтверждение страхового тарифа документы, Фонд отказался пересматривать установленный уведомлением страховой тариф, исходя из вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ.
Основанием для начисления страховых взносов является решение о присвоении класса профессионального риска, которое сообщается страхователю в уведомлении о размере страховых взносов.
При этом необходимо отметить, что согласно ст.3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию.
Иной подход означал бы обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхование от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, поскольку наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков.
Подтверждающие документы, даже представленные с нарушением установленного срока, необходимо учитывать при утверждении тарифа.
Тариф взносов, установленный без учета реальной деятельности организации, нельзя считать экономически обоснованным (определения Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 и от 11.09.2018 N 309-ГК18-7926).
Законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия Фонда не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, а также нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагают на заявителя обязанность по начислению и перечислению страховых взносов, исходя из неправомерно установленного Фондом страхового тарифа.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований правомерен.
Все доводы, изложенные в обоснование позиции сторон при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные Фондом в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 по делу N А40-220018/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-220018/2020
Истец: ООО "МАДИАН"
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение ФСС филиал N 18