город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2021 г. |
дело N А32-14803/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Чотчаева Б.Т., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курипко В.А.,
при участии:
от истца: представителя Шлёнских Ю.Л. по доверенности от 15.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-14803/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" (ИНН 2315999816, ОГРН 1182375006307)
о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российской железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" (далее - ООО "ИПП", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 2084347,92 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 71029,63 руб. за период с 24.09.2019 по 09.04.2020, процентов по ст. 395 ГК РФ, начисленные на долг в сумме 2084347,92 руб., начиная с 10.04.2020 по день фактической уплаты долга и расходов по оплате государственной пошлины в размере 33777 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что со стороны истца в материалы дела были представлены все необходимые документы, которые подтверждают исковые требования, а именно: факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей; факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов; факт нарушения сроков доставки и основания начисления платы подтверждается актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения. Таким образом, со стороны ОАО "РЖД" были соблюдены все условия, соблюдение которых необходимо для начисления платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава (в пути следования), предусмотренной статьей 39 УЖТ РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ИПП" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "ИПП" (владелец) заключен договор N 239/2 от 26.03.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
Согласно протоколу согласования разногласий от 12.10.2018 к данному договору он вступает в силу с 01.11.2018 (п. 11 протокола).
До указанного момента отношения сторон по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования регулировались ранее действовавшим договором N 239/2/199/19/13 от 25.03.2013.
Движение маневровых составов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и сигнализации на железных дорогах и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (пункт 4 договора N 239/2 от 26.03.2018). Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению (пункт 5 договора N 239/2 от 26.03.2018).
При наличии эксплуатационной возможности, по согласованию сторон подача вагонов производится в соответствии с заявкой. В соответствии с пунктом 6 договора уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции - диспетчеру владельца по телефону 38-581, с записью в книге уведомлений: формы ГУ-2.
Уведомление о предстоящей передаче подается не позднее чем, за 2 часа до подачи вагонов.
Вагоны, поданные перевозчиком, без уведомления, принимаются владельцем на ответственность через 2 часа после фактической подачи вагонов перевозчиком на выставочные пути. При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении. При подаче вагонов позднее срока, указанного в уведомлении, но не более 2 часов, вагоны принимаются на ответственность владельца с момента фактической подачи. Если опоздание превышает 2 часа, перевозчик обязан вновь уведомить владельца о предстоящей подаче. В случае невозможности слива вагонов, прибывших с отдельных станций отправления, владелец уведомляет об этом в письменном виде перевозчика в лице начальника станция Новороссийск. На данные факты перевозчиком составляется акт общей формы.
В силу пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей необщего пользования NN 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ". Дальнейшее продвижение загонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Количество вагонов, одновременно подаваемых владельцу, устанавливается не более 67 цистерн (пункт 8 договора). Учитывая специфику выгружаемого груза, вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов, светлые нефтепродукты - в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не более 20 вагонов, темные нефтепродукты - не более 12 вагонов.
Согласно пункту 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются группами в количестве: светлые нефтепродукты - не менее 18 вагонов, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не менее 20, темные нефтепродукты - не менее 12 вагонов. По согласованию сторон, либо при недостатке на железнодорожном пути необщего пользования вагонов, допускается возврат меньшего количества вагонов.
О передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке владелец передает перевозчику уведомление: приемосдатчик владельца уведомляет приемосдатчика груза и багажа станции Новороссийск по телефону 38-627 с последующим письменным подтверждением в течение смены.
Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожных выставочных путей в течение 5 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
В случае занятости выставочных путей необщего пользования, ранее убранными с оформленными перевозочными документами порожними вагонами более 5 часов по причинам, зависящим от перевозчика и невозможностью вывода следующей группы порожних вагонов на выставочные пути, акт общей формы не составляется (пункт 10 договора).
Сдача и прием грузов и вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях NN 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ" (пункт 11 договора).
Владелец может использовать выставочные пути N 6 и N 7 ООО "НМТ" по письменному уведомлению перевозчика, согласованному с ООО "НМТ".
При прибытии вагонов с нарушениями, предусмотренными статьей 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, выдача грузов производится с участием представителя перевозчика.
Пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен следующий технологический срок оборота вагонов: для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 час. 00 мин. при подаче вагонов в количестве 24 и менее - 3 часа; для вагонов с КАС - 6 час. 30 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10 - 15.04) - 12 час. 00 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04 - 15.10) 8 час. 00 мин.
В соответствии с пунктом 13 договора суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по выгрузке основных родов грузов составляет: светлые нефтепродукты - 252 нагона; карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - 60 вагонов; темные нефтепродукты с 15.04 по 15.10 - 24 вагона, с 15.10 по 15.04 - 12 вагонов.
Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,5 км в оба конца.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам Тарифного руководства "плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом коэффициентов индексации (далее - Тарифное руководство N 127-т/1).
В силу пункта 16 расчеты по договору производятся в соответствии с условиями соглашения об организации расчетов от 06.02.2018 N 23с/02-18, заключенного между владельцем и ОАО "РЖД".
Причитающиеся перевозчику платежи вносятся владельцем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый, лицевой счет (ЕЛС) владельца 1005755450:
- по подпункту "а" пункта 15 за услуги, оказываемые при подаче и уборке вагонов при применении ставок таблицы N 8 Тарифного руководства N 127-т/1 - посредством ежемесячных авансовых платежей на первое число отчетного месяца, либо на первый рабочий день отчетного месяца.
- по подпунктам "б", "в" пункта 15 договора платежи вносятся владельцем по факту оказания услуг.
За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей владелец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Как указал истец, на железнодорожной станции Минеральные Воды 01 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 6578-948-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 01 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения.
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2018 N 26 (далее - Правила N 26) составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
Вагоны прибыли на станцию Новороссийск с нарушенным сроком доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей форм.
На железнодорожной станции Георгиевск 06 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 6578-940-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 19 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения.
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
Вагоны прибыли на станцию Новороссийск с нарушенным сроком доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей форм.
На железнодорожной станции Разъезд 9 км 14 ноября 2018 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5100-270-5209 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 18 ноября 2018 года отправлен на станцию назначения.
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
Вагоны прибыли на станцию Новороссийск с нарушенным сроком доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей форм.
На железнодорожной станции Минеральные Воды 12 ноября 2018 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 6110-782-5209 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 12 ноября 2018 года отправлен на станцию назначения.
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
Вагоны прибыли на станцию Новороссийск с нарушенным сроком доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей форм.
На железнодорожной станции Гиагинская 30 ноября 2018 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5346-009-5209 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 09 декабря 2018 года отправлен на станцию назначения.
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
Вагоны прибыли на станцию Новороссийск с нарушенным сроком доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей форм.
На железнодорожной станции Аргун 10 декабря 2018 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 6169-125-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 12 декабря 2018 года отправлен на станцию назначения.
По прибытии поездов на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
Вагоны прибыли на станцию Новороссийск с нарушенным сроком доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей форм.
На железнодорожной станции Солончак 11 августа 2018 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 8143-205-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 17 августа 2018 года отправлен на станцию назначения.
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
Вагоны прибыли на станцию Новороссийск с нарушенным сроком доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей форм.
На железнодорожной станции Лихая 24 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 6578-2221-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 25 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения.
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
Вагоны прибыли на станцию Новороссийск с нарушенным сроком доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей форм.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 2084347,92 руб.
В порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика были направлены претензии N 19/1197 от 02.07.2019, N 19/1193 от 02.07.2019, N 19/1473 от 23.08.2019, N 19/1472 от 23.08.2019, N 19/1476 от 23.08.2019, N 19/1475 от 23.08.2019, N 19/1490 от 26.08.2019, N 19/1198 от 02.07.2019.
Отказ ответчика от внесения названной платы явился основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности по пунктам 3, 4, 5, 6, 7 искового заявления.
В силу пункта 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год.
В соответствии со статьей 126 УЖТ РФ иски перевозчиков, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. Указанный срок исчисляется в отношении: взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.
В соответствии с пунктом 35 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (2019) из системного толкования пункта 3 статьи 202 ГК РФ и части 5 статьи 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, в силу статьи 126 УЖТ РФ срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, то есть со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, на путях общего пользования.
Период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2017 по делу N А32-15442/2016, факт нарушения срока доставки по договору перевозки, с которым закон связывает возникновение права требования, может быть установлен не ранее дат фактического прибытия вагонов на станцию назначения.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях необщего пользования, в силу статьи 126 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий - со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика. Данная правовая позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 N 309-ЭС15-5423 при оценке судебных актов по делу N А76-1061/2014, Определением Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 307-ЭС16-10983 по делу N А56-8864/2015 при оценке судебных актов N А56-8864/2015.
Поскольку заключенным между сторонами договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования не предусмотрен какой-либо срок ответа на претензию, во всех случаях направление истцом претензий приостановило течение срока исковой давности на 30 дней.
Настоящее исковое заявление подано в суд 12 мая 2020 года, что подтверждается штампом канцелярии Арбитражного суда Краснодарского края.
С учетом изложенного, срок исковой давности на момент обращения истца в суд истек в отношении требований, перечисленных в пунктах 3 - 7 искового заявления (по пункту 3, 4 истек срок 09 декабря 2019 года, по пункту 5 истек 31 декабря 2019 года, по пункту 6 истек 09 января 2020 года с учетом праздничных дней, по пункту 7 истек 09 сентября 2019 года), что является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В силу пункта 1 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является достаточным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного в удовлетворении требований истца о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по пунктам 3 - 7 искового заявления и соответствующих процентов за пользование чужими денежными средствами истцу суд первой инстанции правомерно отказал в связи с пропуском срока исковой давности.
Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований (пункты 1, 2, 8 искового заявления), суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно частям 11 - 13, 18 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца.
В пункте 22 договора стороны определили, что по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Правилами N 26.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно абзацу 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента (в данном случае - ответчика);
- обращение клиента, переданное и зарегистрированное перевозчиком.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)".
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)". Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Из системного толкования статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-т/1, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 N Ф08-7208/2020 по делу N А32-27944/2019 изложена правовая позиция, согласно которой основанием для взыскания платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является еще и доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования. По смыслу части 12 статьи 39 УЖТ РФ грузополучатель должен внести названную плату и в отсутствие нарушения технологических норм выгрузки вагонов, если невозможно в установленные сроки подать на выгрузку все поступившие в его адрес вагоны. Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в приеме груза в силу публичного характера договора перевозки; грузополучатель должен самостоятельно урегулировать количество отправляемого в его адрес груза со своими контрагентами - грузоотправителями (о чем также указано в статье 39 УЖТ РФ). Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов внести плату за пользование инфраструктурой перевозчика. Перевозчик не должен нести бремя содержания вагонов на своих путях, в случае их прибытия более того количества, которое может переработать грузополучатель.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 УЖТ РФ обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него. Таким образом, владелец данных путей (в данном случае ОАО "РЖД") при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Владелец железнодорожных путей в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов грузополучателя были заняты по причинам, зависящим от него, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. Само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Отклонение от технологических сроков не является безусловным основанием для применения абзацев 11, 12 статьи 39 УЖТ РФ. Суду необходимо исследовать занятость путей необщего пользования и наличие технической возможности по приему вагонов в спорный период времени (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2018 по делу N А32-8959/2017).
На основании изложенного в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства соблюдения грузополучателем технологических сроков оборота и динамика занятости путей необщего пользования грузополучателя, наличие препятствий в подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношение в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования владельца железнодорожных путей.
Факты "бросаний" спорных вагонов на промежуточных станциях актами, составленными на начало и окончание задержки истцом не подтверждены.
Основанием для отставления от движения вагонов являются акты общей формы, составленные по станции Новороссийск (станция назначения), и удостоверяющие занятость путей ответчика другими вагонами с нарушением технологического срока их оборота в течение всего периода бросания спорных вагонов. Указанные акты истцом не представлены.
Согласно представленным в материалы дела ведомостям подачи и уборки вагонов ответчиком на протяжении периодов бросаний допускались как случаи нарушения технологического срока оборота вагонов, так и случаи досрочной обработки вагонов.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утв. Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67, технологический срок оборота вагонов включает с себя полный перечень операций с вагонами вплоть до их передачи на выставочные железнодорожные пути после выполнения грузовых операций (завершение приемо-сдаточных операций по ним).
В соответствии с пунктом 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 N 26 временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Таким образом, истец обязан был "поднять" спорный ж/д состав в связи с освобождением мест выгрузки. Вместе с тем, в нарушение действующих нормативных документов истец данную обязанность не выполнил.
Указанное свидетельствует об отсутствии фактической связи между нарушением технологического срока оборота вагонов и причиной оставления от движения/поднятия спорных вагонов.
Истец не предоставил анализ соотношения занятости путей необщего пользования разгружаемыми вагонами и бросания спорных составов, который бы показывал очевидную невозможность их подачи под разгрузку и, следовательно, угрозу заполнения станции назначения адресованными ответчику вагонами, что блокировало бы нормальную работу истца с другими грузополучателями.
В дорожных ведомостях, представленных в материалы настоящего дела по пунктам 1, 2, 8 исковых требований, содержатся сведения об увеличении срока доставки грузов на 30 суток на основании актов N 1 от 26.05.2019, N 1 от 11.05.2019, N 1 от 09.01.2019, N 1 от 12.05.2019, отсутствующих в материалах дела.
Аналогичные сведения содержатся в графе "Отметки перевозчика" соответствующих железнодорожных накладных.
В связи с изложенным достоверно установить все причины задержек спорных вагонов как по вине грузополучателя, так и по вине перевозчика, не представляется возможным. Наличие данных сведений в перевозочном документе в отсутствие доказательств того, что причины такого увеличения срока доставки зависели от ответчика, не позволяет с достоверностью установить, как сам факт имевшего место нарушения срока доставки, так и его связь с виновным поведением ответчика.
Согласно предоставленным ответчиком в материалы дела итоговым актам на увеличение срока доставки на промежуточных станциях спорные вагоны простаивали по причине отсутствия локомотива. Данные задержки также произошли не по вине ответчика.
Подтверждения того обстоятельства, что остановка спорных вагонов на промежуточных станциях Минеральные Воды, Георгиевск, Лихая вызвана виновным поведением ответчика, в материалы дела не представлено.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец не доказал обстоятельства того, что вагоны следовали с нарушением срока доставки по причинам, зависящим от ответчика, и что задержка вагонов на промежуточных железнодорожных станциях является следствием действий, за которые отвечает ответчик. Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы настоящего дела безусловные доказательства того, что причиной нарушения сроков доставки грузов в спорный период послужили действия ответчика, в том числе, не доказал, что на момент "бросания" поезда у ответчика отсутствовала возможность принять спорные вагоны по причине занятости выставочных путей, путей необщего пользования, не доказал, что на станции назначения простаивали в ожидании подачи по причинам, зависящим от ответчика, вагоны, прибывшие в его адрес.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании платы по пунктам 1, 2, 8 искового заявления правомернен.
Требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на отыскиваемую сумму задолженности в порядке положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, носят дополнительный (акцессорный) характер, поэтому отказ в удовлетворении требования истца о взыскании задолженности влечет отказ в удовлетворении и требования о начислении процентов на сумму задолженности.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина в установленном размере, то на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с него надлежит взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-14803/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Б.Т. Чотчаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14803/2020
Истец: ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога - филиал "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "ИПП"