г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А56-118613/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14687/2021) ООО"Аэрокузбасс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2021 по делу N А56-118613/2020 (судья Шелема З.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ПАО "Газпром нефть"
к ООО"Аэрокузбасс"
3-е лицо: ООО "Трансойл"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром нефть" (ОГРН: 1025501701686; далее - истец) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аэрокузбасс" (ОГРН: 1024201755940; далее - ответчик) с требованием о взыскании 61 500 руб. штрафа согласно пункту 3.9 договора поставки нефтепродуктов N ГПН-17/27110/03158/Д от 01.01.2018, начисленного за нарушение сроков отправки порожних вагонов; 490 074, 83 руб. в возмещение убытков, причиненных в результате возврата вагонов в коммерчески непригодном состоянии; 16 942, 14 руб. убытков, причиненных в результате возврата вагонов в технически неисправном состоянии.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Трансойл".
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением в виде резолютивной части от 03.03.2021 заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "Аэрокузбасс" в пользу ПАО "Газпром нефть" взыскано 507 016, 97 руб. в возмещение убытков, а также 14 371 руб. расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении исковых требований в части взыскания штрафа отказано в связи с добровольным удовлетворением после обращения истца в суд с настоящим иском. Мотивированное решение изготовлено 26.03.2021.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Между ПАО "Газпром нефть" (Поставщик) и ООО "Аэрокузбасс" (Покупатель) заключен Договор поставки нефтепродуктов N ГПН-17/27110/03158/Д от 01.01.2018.
В соответствии с Договором поставки, заключенным между ПАО "Газпром нефть" и "Аэрокузбасс", Поставщик обязуется в порядке и на условиях, определенных настоящим договором, передавать в собственность Покупателю нефтепродукты, а Покупатель принять и оплатить нефтепродукты.
На основании отгрузочных разнарядок Покупателя Поставщик (грузоотправитель Поставщика) отгрузил в адрес Покупателя (грузополучателя Покупателя) нефтепродукты.
В соответствии с п. 3.9. Договора Покупатель (грузополучатель Покупателя) обеспечивает выгрузку продукции из вагона Поставщика и отправку его в порожнем состоянии, либо переадресовку без разгрузки с оформлением новых перевозных документов в адрес иного грузополучателя Покупателя, в течение 48 часов, начиная с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия вагона на станцию назначения, указанную в отгрузочной разнарядке.
Фактически порожние цистерны были сданы перевозчику позднее указанного срока, таким образом, в нарушение условий договоров возврат порожних вагонов был осуществлен Покупателем/грузополучателем Покупателя несвоевременно.
В случае нарушения Покупателем и/или грузополучателем Покупателя срока выгрузки продукции (п.3.9), пунктом 5.3. Договора Покупатель уплачивает Поставщику штраф в размере 1 500 рублей за каждые сутки, в том числе и неполные, нарушения в отношении каждого вагона
При этом Поставщик определяет дату прибытия груженого вагона Поставщика на станцию, указанную Покупателем в отгрузочной разнарядке и дату сдачи порожнего вагона Поставщика железной дороге для перевозки, а также дату отправки переадресованного вагона Поставщика согласно справке автоматизированного банка, данных ОАО "РЖД".
В случае несогласия Покупателя с данными относительно даты прибытия груженого вагона, Покупатель предоставляет надлежаще заверенные копии железнодорожных накладных.
В случае несогласия Покупателя с данными относительно даты отправления порожнего вагона Покупатель предоставляет Поставщику квитанцию о приеме груза к перевозке с календарными штемпелями станции отправления о приеме порожнего вагона к перевозке.
В соответствии с п.3.8 Договора Покупатель обязан обеспечить своевременный возврат очищенных (в соответствии с ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение") вагонов Поставщика в коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам, оформленным в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и Инструкцией Поставщика.
Для цепей настоящего пункта Стороны определили: коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков продукции и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков, надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определенные Приказом МПО 25 от 16.06.2003.
Пунктом 2 действующих Правил "Очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов" (утв. Приказом МПС N 46 от 18.07,2003 года) устанавливается, что при сливе груза из цистерн остаток выгруженного груза может допускаться не более 1 см по замеру под колпаком.
При осмотре подвижного состава, прибывшего на промыво-пропарочную станцию, был обнаружен сверхнормативный остаток груза.
Данный факт в отношении каждого вагона был зафиксирован в актах по форме ГУ-7А (о недосливе цистерны, обнаруженном при приеме цистерн), составленных в соответствии с Правилами перевозок грузов.
Таким образом, обязанности Покупателем (ответчиком) по приведению вагонов в коммерчески пригодное состояние исполнены не были.
Вследствие возврата вагонов в коммерчески непригодном состоянии ООО "Трансойл" (далее - Экспедитор, Третье лицо) в адрес ПАО "Газпром нефть" предъявлены претензии.
Возврат Покупателем порожнего вагона в коммерчески непригодном состоянии влечет ответственность, предусмотренную п. 5.12 Договора, согласно которому Покупатель возмещает Поставщику понесенные расходы в связи с невыполнением Покупателем условий Договора.
Сумма убытков за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии по Договору поставки составила 490 074, 83 руб.
В соответствии с п.3.8 Договора Покупатель обязан обеспечить своевременный возврат очищенных (в соответствии с ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение") вагонов Поставщика в технически исправном состоянии по полным перевозочным документам, оформленным в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и Инструкцией Поставщика.
Для целей настоящего пункта Стороны определили: технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя герметичность и целостность котла, рамы, надежность крепления котла, техническая исправность колесных пар и тормозной системы и др.
Фактически при осмотре порожних цистерн и снятии ЗПУ наложенных грузоотправителями порожних вагонов, были выявлены технические неисправности. Факты выявления неисправностей зафиксированы в актах общей формы.
Вследствие возврата вагонов в технически неисправном состоянии со стороны ООО "Трансойл" в адрес ПАО "Газпром нефть" предъявлены претензии.
Сумма убытков за возврат вагонов в технически неисправном состоянии по Договору поставки составила 16 942, 14 руб.
Согласно п. 3.8 Договора Покупатель полностью гарантирует соблюдение грузополучателями порядка возврата порожних вагонов и несет полную ответственность перед Поставщиком в случае невыполнения грузополучателями требований по возврату вагонов.
В соответствии с п. 5.5 Договора поставки в случае возвращения порожнего вагона Поставщика в технически неисправном и/или коммерчески непригодном состоянии, по причинам, зависящим от получателей груза (грузополучателей порожнего вагона), Поставщик вправе предъявить претензию Покупателю о возмещении убытков.
При этом убытки Поставщика, подлежащие возмещению Покупателем, состоят из сумм убытков, возмещаемых третьим лицам, связанных о ремонтом вагонов и/или приведением их в коммерчески пригодное состояние и сумм штрафов, выплаченных Поставщиком третьим лицам.
Направленные в адрес ответчика претензии оставлены последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву и размеру, отказав во взыскании штрафа в связи с его добровольным удовлетворением.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает основания для отмены решения.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 3.8 Договора N ГПН-17/27110/03158/Д от 01.01.2018 покупатель обязан обеспечивать своевременный возврат очищенных вагонов поставщика в коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам, оформленным в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом инструкцией поставщика.
Технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя герметичность и цельность котла рамы, надежность крепления котла, техническая исправность коленных пар и тормозных систем.
Вследствие возврата вагонов в технически неисправном состоянии, со стороны ООО "Трансойл" в адрес ПАО "Газпром нефть" выставлены претензии на сумму 490 074, 83 руб.
В соответствии с пунктом 5.5 поставки N ГПН-17/27110/03158/Д от 01.01.2018 в случае возвращения порожнего вагона в технически/коммерчески непригодном состоянии, по причинам зависящих от получателя груза, поставщик вправе предъявить покупателю претензию о возмещении убытков. При этом убытки поставщика, подлежащие возмещению покупателем, состоят из сумм убытков, возмещенных третьим лицам, связанным с ремонтом цистерн, и сумм штрафов, выплаченных поставщиком третьим лицам.
Сумма убытков за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии составляет 16 942, 14 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из разъяснений пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" также разъяснено, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Исходя из приведенных норм права и разъяснений по их применению для применения ответственности в виде взыскания убытков истцу необходимо доказать наличие убытков и их размер, противоправность поведения причинителя убытков и его вину, причинно-следственную связь между действиями причинителя убытков и наступившими неблагоприятными последствиями (убытками). Отсутствие доказанности одного из указанных элементов служит основанием для отказа в возмещении убытков.
Принимая во внимание, что требования истца мотивированы несением расходов по приведению цистерн в надлежащее состояние, которые возникли вследствие возврата ответчиком после выгрузки вагонов в технически неисправном и коммерчески непригодном состоянии, суд первой инстанции, квалифицировав правоотношение сторон, правомерно при рассмотрении спора руководствовался нормами УЖТ РФ и специальными правилами, регулирующими перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Согласно частям второй и восьмой статьи 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. При обнаружении технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров перевозчик составляет акт общей формы. Владелец указанных вагонов, контейнеров уведомляется об их технической неисправности и (или) непригодности в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
По правилам части первой статьи 44 УЖТ РФ после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.
В соответствии с частью шестой статьи 44 УЖТ РФ после выгрузки опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузополучатели за свой счет обязаны провести промывку и дезинфекцию вагонов, контейнеров.
В силу части седьмой статьи 44 УЖТ РФ основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.04.2013 N 119 утверждены Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов (далее - Правила N 119).
После выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления груза, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) грузополучателем или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов (пункт 2 Правил N 119).
Очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется остатков грузов. При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов (пункты 4, 11 Правил N 119).
Согласно пункту 11 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 25 (далее - Правила N 25) после слива (выгрузки) груза из цистерны, бункерного полувагона грузополучатель обеспечивает: очистку бункерного полувагона от остатков груза, грязи, льда, шлама; очистку наружной поверхности котла цистерны, бункера полувагона, рамы, ходовых частей, тормозного оборудования и восстановление до отчетливой видимости знаков, надписей и трафаретов на котле; правильную постановку и закрепление без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеров полувагона; снятие знаков опасности, если цистерна после перевозки опасного груза очищена и промыта и следует в регулировку; установление в транспортное положение деталей сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны, плотное закрытие клапана и заглушки сливного прибора; наличие установленных на место уплотнительных прокладок, плотное закрытие крышки люка цистерны; пломбирование порожней цистерны ЗПУ, если она в соответствии с настоящими Правилами должна возвращаться по полным перевозочным документам.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или предпринимателей, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы или иными актами.
В данном случае в подтверждение заявленных требований истцом в материалы дела представлены Акты общей формы ГУ-23 о выявленных технических неисправностях, коммерческих непригодностях; Акты формы ВУ-19 о годности цистерн для ремонта; реестры актов формы ВУ-19; Акты сдачи-приемки выполненных работ; счета-фактуры; платежные поручения, подтверждающие оплату выполненных работ в рамках устранения неисправностей экспедитором; платежные поручения, подтверждающие оплату предъявленных требований экспедитором со стороны ПАО "Газпром нефть".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о подтверждении истцом требования о взыскании с ответчика убытков в заявленном размере.
Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции, рассмотрев настоящее дело в порядке упрощенного производства, не допустил нарушения норм процессуального права.
В силу пункта 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
В соответствии с указанной нормой настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется судом по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, частью 5 статьи 227 АПК РФ.
Согласно пункту 33 указанного Постановления обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, части 5 статьи 227 АПК РФ (например, необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств), могут быть выявлены как при принятии искового заявления (заявления) к производству, так и в ходе рассмотрения этого дела.
В случае выявления таких обстоятельств суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть пятая статьи 232.2 ГПК РФ, часть 6 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Такое определение не подлежит обжалованию.
Указанное определение может быть вынесено в том числе, по результатам рассмотрения судом ходатайства участвующего в деле лица, указавшего на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 2 части четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, пунктами 1 - 3 части 5 статьи 227 АПК РФ. Данное ходатайство может быть подано до окончания рассмотрения дела по существу".
Поскольку предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства судом первой инстанции не установлено и не имелось, суд первой инстанции правомерно рассмотрел настоящее дело в порядке упрощенного производства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Обстоятельства отказа в удовлетворении заявленных требований предметом апелляционного обжалования не являются. Каких-либо обоснованных доводов и возражений в данной части апелляционная жалоба не содержит, поэтому выводы суда в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2021 по делу N А56-118613/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118613/2020
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ"
Ответчик: ООО "Аэрокузбасс"
Третье лицо: ООО "Трансойл"