г. Владимир |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А79-9490/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Насоновой Н.А., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареник Г.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Вагон" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.03.2021 по делу N А79-9490/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Транспортные Технологии" (ОГРН 1157746269988, ИНН 7726326069) к акционерному обществу "Промтрактор-Вагон" (ОГРН 1052128019019, ИНН 2128701370) о взыскании 10 754 руб. 63 коп.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации на сайте арбитражного суда,
истец - общество с ограниченной ответственностью "Транспортные Технологии" - уведомление N 019139; письменные пояснения от 17.06.2021;
заявитель - акционерное общество "Вагон" - уведомление N 019142, 019160, 019173,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транспортные Технологии" (далее - ООО "Транспортные Технологии", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Промтрактор-Вагон" (далее - АО "Промтрактор-Вагон", ответчик) о взыскании 10 754 руб. 63 коп., в связи с ремонтом вагона N 63313944.
Исковые требования основаны на статьях 15, 393, 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы несением истцом расходов, связанных с ремонтом вагона N 63313944, в связи с признанием ответчика виновным в выявленных в период эксплуатации вагона недостатках, и наличием у истца упущенной выгоды за период нахождения вагона в текущем отцепочном ремонте.
Решением от 02.03.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики взыскал с АО "Промтрактор-Вагон" в пользу ООО "Транспортные Технологии" убытки в сумме 9 254 руб. 63 коп., 1721 руб. в возмещение понесенных истцом расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Вагон" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель указал следующее: ответчик не осуществлял плановый ремонт вагона N 63313944; в акте- рекламации указано, что ответчик является изготовителем вагона; телеграмма с уведомлением об отцепке вагона N 63313944 по неисправности, а также материалы расследования и фотоматериалы неисправного узла в адрес ответчика не поступали, что лишило его возможности принять участие в расследовании и определить истинные причины возникновения неисправности.
Стороны участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили.
Истец представил пояснения по делу, в которых возразил против доводов апелляционной жалобы.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Транспортные Технологии" приобрело в собственность по договору от 09.11.2017 N 85/17 вагон N63313944 (заводской N0810) модели 12-1303-01, изготовленный АО "Промтрактор-Вагон".
Вагон передан покупателю по акту приема-передачи от 30.12.2017
Вагон N 63313944 был забракован 15.11.2019 на стации Октябрьск Куйбышевской ж.д. в текущий отцепочный ремонт по неисправностям, в том числе, обрыв/излом воздухопровода и подводящих труб тормозной магистрали (441). Ремонтные работы проведены работниками ВЧДР Сызрань АО "ВРК-1", о чем составлен акт от 15.11.2019 N 161.
В соответствии с актом-рекламацией от 15.11.2019 N 35 на вагоне N63313944 выявлен дефект обрыв/излом воздухопровода и подводящих труб тормозной магистрали (441) - нарушение ТУ при изготовлении вагона, виновность отнесена на АО "Промтрактор-Вагон" (л.д.15-16).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с целью досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию от 12.05.2020 N 297 с требованием возместить понесенные расходы, связанные с выявленными дефектами (л.д. 28-30).
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Судом первой инстанции принято указанное выше решение исходя из следующего.
Несение истцом расходов по ремонту вагона в сумме 9254 руб. 63 коп. подтверждено счетом-фактурой от 15.11.2019, актом от 15.11.2019 N 161, платежным поручением от 20.11.2019 N 7503, расчетно-дефектной ведомостью от 15.11.2019, дефектной ведомостью от 15.11.2019, уведомлением N 4 формы ВУ-36-М, рекламацией от 15.11.2019 N 35 формы ВУ-41-М, первичным актом от 15.11.2019, фотофиксацией вагона N63313944, телеграммой от 14.11.2019 (л.д.8-19).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По требованию о взыскании убытков доказыванию подлежат: факт их причинения, наличие причинной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанности, документально подтвержденный размер убытков.
Убытки должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением прав лица, требующего их возмещения.
Наступление гражданско-правовой ответственности возможно при доказанности всей совокупности указанных условий ответственности. Недоказанность хотя бы одного из элементов правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) рассматривает безопасность железнодорожного подвижного состава и контейнеров в качестве необходимого элемента безопасности перевозок грузов (статья 2).
В соответствии со статьей 17 данного Закона безопасность подвижного железнодорожного состава и контейнеров должна удовлетворять требованиям законодательства о техническом регулировании и специальным требованиям, установленным применительно к подвижному железнодорожному составу.
На основании пункта 21 приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (далее - Правила), не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами.
Порядок технического обслуживания, ремонта железнодорожного подвижного состава и его составных частей определяется конструкторской документацией (пункт 22 Правил).
В соответствии с пунктами 3.1 и 32 ГОСТ 2.114-95 Межгосударственный стандарт "Единая система конструкторской документации. Технические условия", введенные в действие постановлением Госстандарта России от 08.08.1995 N 425, технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции и являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции.
Порядок удостоверения факта неисправности узла и детали вагона, не выдержавших гарантийного срока после их изготовления, предусмотрен указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 13.10.1998 N Б-1190у "Об изменении учетных и отчетных форм по вагонному хозяйству" (далее - Указание).
В соответствии с Указанием акт формы ВУ-41-М составляется на вагоны всех типов, допущенных к обращению на сети железных дорог, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации, произведенные предприятиями различных форм собственности, государственной принадлежности, имеющими право на производство вышеперечисленных работ. Данный акт составляется комиссией в составе начальника вагонного депо, работника, ответственного за проведение рекламационной работы, и приемщика вагонов.
Согласно пункту 3.2 распоряжения ОАО "РЖД" от 25.01.2007 N 109р "Об утверждении примерной формы договора на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов" каждый грузовой вагон при постановке в ТОР осматривается соответствующим должностным лицом подрядчика на предмет определения объема работ с последующим составлением дефектной ведомости формы ВУ-22. При выявлении узлов и деталей грузового вагона, не выдержавших гарантийного срока, оформляется акт-рекламация по форме ВУ-41-М.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Согласно пункту 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности элементов состава правонарушения, а именно, наличии причинной связи между наступлением убытков у истца и неправомерными действиями ответчика, равно как и самого размера убытков.
Довод АО "Промтрактор-Вагон" о том, что он является ненадлежащим ответчиком по данному делу, судом рассмотрен и отклонен, поскольку противоречит приведенным императивным требованиям федерального законодательства к обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте, в связи с чем тот факт, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, при установленных обстоятельствах не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Также отклонены возражения относительно того, что истец не вправе обращаться с требованием о взыскании убытков, учитывая, что представленные документы подтверждают право собственности истца на вагон N 63313944 на момент проведения спорного ремонта - 15.11.2019. Иные доводы ответчика опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. При этом ответчик извещался о наличии дефекта и приглашался для составления рекламационного акта, однако явку своего представителя не обеспечил (л.д.19).
На основании изложенного, суд удовлетворил требование истца о взыскании убытков в сумме 9254 руб. 63 коп., как обоснованное нормами материального права и подтвержденное материалами дела, арифметически ответчиком не оспоренное.
Оценив информацию о всех ремонтных работах, проведенных в отношении вагона N 63313944 согласно акту от 15.11.2019 N 161, учитывая фактически затраченное время ремонтных работ, которое заняло всего 1 час. 21 мин., в отсутствие сведений о заключении истцом договоров о передаче спорного вагона в аренду, а также в отсутствие иных доказательств по арендным отношениям, суд перовой инстанции не установил оснований для взыскания ответчика с ответчика упущенной выгоды.
Суд пришел к выводу, что в данном случае истцом не доказана как причинно-следственная связь между действиями ответчика, так и наступившими последствиями у истца в виде упущенной выгоды - неполученного дохода от арендной платы по договорам аренды или субаренды, который также не подтвержден документально относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем отказал в удовлетворении требования в данной части.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом второй инстанции и признаны несостоятельными.
Ссылка заявителя на непроведение им планового ремонта спорного вагона не может быть принята во внимание, поскольку установлено, что ответчик являлся изготовителем данного вагона. АО "Вагон" признано виновным в его отцепке в связи с нарушением технических условий при изготовлении вагона. Таким образом, основания для возложения на него обязанности по возмещению истцу понесенных убытков документально подтверждены.
Утверждение ответчика о неизвещении его о выявлении неисправности вагона опровергается актом-рекламацией от 15.11.2019 N 35, в котором имеются сведения о вызове представителя АО "Промтрактор-Вагон" телеграммой от 14.11.2019 N 2277 (л.д.15). Данный документ составлен уполномоченными на это лицами, указанные в нем сведения заявителем не опровергнуты, в связи с чем оснований не принимать их во внимание не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы, по уплате которой АО "Вагон" была предоставлена отсрочка, относятся на заявителя и подлежат взысканию с последнего в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.03.2021 по делу N А79-9490/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Вагон" - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Вагон" (ОГРН 1052128019019, ИНН 2128701370) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.А. Назарова |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9490/2020
Истец: ООО "Транспортные Технологии"
Ответчик: АО "Вагон", АО "Промтрактор-Вагон"
Третье лицо: АО в/у "Промтрактор-Вагон" Павликов Сергей Владимирович