г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А21-10776/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от заявителя: Сокуренко К.Г. (доверенность от 20.04.2021)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14052/2021) Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2021 по делу N А21-10776/2020 (судья Талалас Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
заинтересованное лицо: Министерство природных ресурсов и экологии
Калининградской области
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (далее- Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) в выдаче Обществу разрешения на использование земельных участков категории земель лесного фонда в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности", в целях выполнения работ по капитальному ремонту газопровода-отвода к ГРС г. Светлогорск, оформленного письмами от 22.06.2020 N 5254-ОС, от 06.08.2020 N6839-ОС и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи испрашиваемого разрешения.
Решением от 05.03.2021 суд признал отказ Министерства в выдаче разрешения на использование земельных участков категории земель лесного фонда в порядке, предусмотренном 1 ст. 39.34 ЗК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", в целях выполнения работ по капитальному ремонту газопровода-отвода к ГРС г. Светлогорск, выраженный в письмах от 22.06.2020 N 5254-ОС, от 06.08.2020 N 6839-ОС, незаконным, обязал Министерство выдать разрешение на использование земельных участков категории земель лесного фонда в целях выполнения работ по капитальному ремонту газопровода-отвода к ГРС г. Светлогорск.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что у Министерства отсутствуют полномочия для выдачи разрешений на использование лесных участков. По мнению подателя жалобы, использование земель государственного лесного фонда в порядке, предусмотренном ст. 39.34 ЗК РФ, не соответствует Лесному кодексу РФ.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром Трансгаз Санкт-Петербург" обратилось в Министерство с заявлением от 25.05.2020 N 33-4/8045/337 о выдаче разрешения на использование земельных участков категории лесного фонда в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Разрешение), в целях выполнения работ по капитальному ремонту газопроводаотвода к ГРС г. Светлогорск, эксплуатируемого им на основании договора аренды имущества от 30.11.2019 N 01/1600-Д-20/120, заключенного с ПАО "Газпром".
Письмами от 22.06.2020 N 5254-ОС и от 06.08.2020 N 6839-ОС в выдаче испрашиваемого разрешения Министерством отказано, со ссылкой на невозможность такого действия ввиду отсутствия у него соответствующих полномочий, а также на то, что использование лесного участка в целях капитального ремонта газопровода (линейного объекта) без предоставления лесного участка по ЛК РФ не допускается, рекомендовав Обществу обратиться с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду.
Полагая отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решений, действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 статьи 45 ЛК РФ).
Пунктом 5 статьи 45 ЛК РФ определено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Согласно пункту 2 данных Правил под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, нормы Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 9, 21, 25, 45) в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300), действующим на дату обращения Общества, утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно пункту 6 названного Перечня без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется размещение объектов, в числе которых нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Довод Министерства об отсутствии у него полномочий по выдаче разрешения на использование участков лесного фонда получил надлежащую правовую оценку судом первой инстанции и обоснованно признан противоречащим Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденному постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 N 642, согласно подпункту 7 пункта 9 которого Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции, в том числе, в области лесных отношений на территории Калининградской области, реализующим полномочия государственного управления в области лесного хозяйства и иные полномочия, если таковые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Из содержания Постановления Правительства Калининградской области от 28.10.2011 N 838 "О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определенно следует, что Министерство является уполномоченных органом в области лесных отношений на территории Калининградской области.
Таким образом, Министерство, осуществляя делегированную ему согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, обладает достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения на использование лесного участка без его предоставления или установления сервитута для целей, предусмотренных действующим законодательством.
Возможность выдачи разрешения на использование земельных участков лесного фонда без их предоставления или установления сервитута в законодательно установленных целях следует также из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565, которым утверждены "Формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Приказ от 28.12.2015 N 565).
Так, приложением N 4 к Приказу от 28.12.2015 N 565 утверждена специальная "Форма N 4-ОИП полугодовая", по которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, отражают сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, предусмотренных статьями 39.33 - 39.35 ЗК РФ на землях лесного фонда, и предоставляют их в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы в случае с линейными объектами применение норм земельного законодательства к рассматриваемым правоотношениям напрямую исходит из положений статей 9, 21, 24 и 45 ЛК РФ, а государственные органы, осуществляющие делегированную им согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, обладают достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, судом первой инстанции исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2021 по делу N А21-10776/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10776/2020
Истец: ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области