город Омск |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А70-1071/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Воронова Т.А., рассмотрев апелляционную жалобу, поступившую в электронном виде, (регистрационный номер 08АП-4662/2021) садоводческого товарищества "Мебельщик2" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2021 по делу N А70- 1071/2021 (судья Крюкова Л.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН:1147232024455, ИНН:7204205739) к садоводческому товариществу "Мебельщик-2" (ОГРН:1087232038630, ИНН:7224013249) о взыскании 24 618 руб. 67 коп.,
без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - истец, ООО "ТЭО") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к садоводческому товариществу "Мебельщик-2" (далее - ответчик, СТ "Мебельщик-2") о взыскании 24 618 руб. 67 коп. основного долга за оказанные в октябре 2020 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.03.2021 по делу N А70-1071/2021 исковые требования удовлетворены: с СТ "Мебельщик-2" в пользу ООО "ТЭО" взыскано 24 618 руб. 67 коп. основного долга за оказанные в октябре 2020 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Указанное решение принято путем подписания судьей резолютивной части решения. Мотивированное решение составлено 01.04.2021 в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит следующие доводы: судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства ответчика о рассмотрении дела по общим правилам искового производства; вывод суда первой инстанции о том, что в исковой период интересы садоводов перед региональным оператором представлял ответчик противоречит представленным в дело доказательствам, в частности, выписке из протокола общего собрания СНТ "Мебельщик-2" от 12.02.2021; договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком не заключен; материалами дела не подтверждается надлежащее оказание услуги истцом ответчику в оспариваемом периоде; вывод суда первой инстанции о том, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора основан на неправильном толковании судом закона.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, установлен срок для предоставления отзыва на нее.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "ТЭО" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области (за исключением Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В силу пункта 8 (17) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с ТКО (далее - Правила N 1156).
Правила N 1156 предусматривают, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
Потенциальные потребители были извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/.
СТ "Мебельщик-2" зарегистрировано на территории Тюменской области по адресу: Тюменский район, с. Каскара с 2008 года, что подтверждено сведениями из единого государственного реестра юридических лиц. Согласно исковому заявлению, на условиях типового договора по обращению с ТКО истцом в пользу ответчика оказаны услуги по обращению с ТКО в октябре 2020 года.
Поскольку в досудебном порядке требование истца об оплате долга не удовлетворено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взысканием основного долга в указанной сумме.
В материалы дела также представлен договор на оказание услуг по обращению с ТКО с СНТ от 01.01.2019 N ТО02КО0200001415 (далее - договор N ТО02КО0200001415), сопроводительное письмо исх N И-В-ТМН-2019-270009 от 03.09.2019 об отправке договора ответчику с отметкой о получении, дополнительное соглашение от 17.03.2020 к договору N ТО02КО0200001415. Договор и дополнительное соглашение к нему ответчиком не подписаны.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156 и исходил из того, что правоотношения между сторонами сложились на условиях типового договора оказания услуг по обращению с ТКО. Поскольку ответчиком факт оказания услуг не опровергнут, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) под садовым земельным участком понимается земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Садовый дом - это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. Огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Применительно к гражданам (в том числе - членам садоводческого товарищества) Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признал в качестве жилища строения, расположенные на садовых земельных участках, которые ранее формально не относились к категории жилых помещений в смысле статьи 40 Конституции Российской Федерации (право на жилище).
На такие жилища распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354), которые регулируют, в том числе отношения по предоставлению коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов.
В силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
К отходам производства IV класса опасности относятся: отходы резины, включая старые шины, строительные отходы, обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) и т.п.
К отходам производства V класса опасности относятся такие важные вторичные ресурсы, как отходы производства бумаги и бумажных изделий (срыв бумаги и картона, отходы бумаги и картона от резки и штамповки), отходы обработки древесины и производства изделий из дерева (горбыль и рейка из натуральной древесины, щепа, обрезь, опилки и стружка натуральной древесины), отходы производства стекла и изделий из стекла (бой стекла, отходы стекловолокна).
Твердыми коммунальными отходами (далее также ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обусловливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий". Условия образования твердых коммунальных отходов обусловливают также особенность их удаления, которое осуществляется в основном путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.
Согласно разделу 3 распоряжения Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.12.2019 N 45-РД "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Тюменской области" к твердым коммунальным отходам, образующимся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относятся: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный; мусор и смет производственных помещений; растительный мусор и т.п.
Таким образом, на садовых участках членов СТ (в том числе имеющим садовые дома), безусловно, образуются отходы как от деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур (отходы производства), так и в результате жизнедеятельности самих членов садовых товариществ (ТКО).
Пунктом 1, 8(1) Правил N 1156 предусмотрено, что лица (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели), владеющие зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, являются собственниками ТКО (потребителями).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Частью 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и пунктом 8(1) Правил N 1156 предусмотрена обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Из материалов дела следует, что собственниками садовых земельных участков принято решение о создании Садоводческого товарищества "Мебельщик-2", зарегистрированного в качестве юридического лица 17.03.1993.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Пунктом 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг N 354 установлено, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, на потребителя - члена садового товарищества возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения индивидуального договора с региональным оператором. Однако право на заключение таких договоров может быть передано членами садоводческих товариществ и садовому товариществу, которое в таких случаях будет выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Ответчиком в материалы дела представлена выписка от 12.02.2021 из протокола общего собрания СНТ "Мебельщик-2", согласно которой членами товарищества принято решение о заключении индивидуальных договоров с истцом на оказание услуг по обращению с твердыми отходами.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что дата самого протокола, которым в силу пункта 25 статьи 17 Федерального закона N 217-ФЗ, должно быть оформлено решение общего собрания, в выписке не указана.
Также следует отметить, что представленная ответчиком выписка из протокола общего собрания содержит противоречивые сведения, а именно: количество участников общего собрания - 164, а количество участвовавших в голосовании - 160, при этом по девятому вопросу суммарно "за" и "против" проголосовало 119.
Однако даже если исходить из того, что участниками СТ "Мебельщик-2" на общем собрании, проведенном в очно-заочной форме в период с 12.09.2020 по 04.10.2020, было принято решение о заключении с ООО "ТЭО" индивидуальных договоров по обращению с ТКО, то данное обстоятельство как раз подтверждает, что до этого момента собственниками не было реализовано право на заключение прямого договора на предоставление услуги по обращению с ТКО с региональным оператором.
При этом содержание представленной ответчиком выписки из протокола общего собрания указывает на реализацию в предшествующий период времени модели взаимоотношений между собственниками, товариществом и региональным оператором, предусмотренной подпунктом "б" пункта 148(5) Правил N 354. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленном к взысканию периоде (октябре 2020 года) интересы садоводов во взаимоотношении с региональным оператором представлял ответчик.
В этой связи следует отметить, что в соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора (приложение к Правилам) и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, направление заявки на заключение договора является, прежде всего, обязанностью ответчика, а не истца.
Предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами истцом размещено на официальном сайте в сети Интернет 07.12.2018.
Доказательств направления ответчиком заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес истца (регионального оператора) в материалы дела не представлено.
Истец 19.11.2019 сопроводительным письмом от 12.11.2019 направил ответчику по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 08.10.2019 N ТО02КО0101010382.
24.12.2020 истцом подготовлено дополнительное соглашение N 001 к договору от 08.10.2019 N ТО02КО0101010382, которое распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2019.
Факт получения проекта договора от 08.10.2019 N ТО02КО0101010382 и дополнительного соглашения от 24.11.2020 N 001 ответчиком не оспорен.
Пунктами 8(11), 8(12), 8(13), 8(14) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.
Таким образом, заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: уклонения потребителя от заключения конкретного договора; не урегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; не направления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
С учетом изложенного судом первой инстанции заключен верный вывод, что между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типовой формы договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных положений позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами.
Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Доказательств того, что в заявленном к взысканию периоде - октябрь 2020 садоводческое товарищество не функционировало и земельные участи членами садоводческого товарищества не эксплуатировались в материалы судебного дела не представлено. Следовательно, ТКО от деятельности ответчика в октябре 2020 безусловно образовывались и складировались., т.е. вывозились с определенных контейнерных площадок региональным оператором как единственным уполномоченным на оказание данного вида услуг, лицом.
На основании изложенного ответчик обязан оплатить истцу услуги по обращению с ТКО за октябрь 2020.
Также судом первой инстанции обоснованно отмечено следующее.
В силу правил статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пунктам 9, 10 Правил N 1156 и пункту 13 Типовой формы договора, утвержденной Правилами N 1156, потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, понятие "создание мест накопления ТКО" включает в себя не только обустройство контейнерной площадки и включение ее в установленном порядке в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, но и приобретение контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее- Правила N 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Учитывая, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является составной частью содержания имущества, установка контейнеров для накопления ТКО является обязанностью ответчика. Доказательства оборудования контейнерной площадки на территории ответчика в материалы дела не представлены.
По смыслу положений Правил N 1156 при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Ответчик в обоснование заявленных как в отзыве на иск, так и в апелляционной жалобе возражений указывает, что в деревне Тураева Тюменского района на улице Аширбекова в районе дома 42 контейнерная площадка отсутствует, контейнеры не установлены. Также ответчик указывает на значительную удаленность указанной контейнерной площадки от местонахождения ответчика.
Между тем, распоряжением Администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 24.01.2019 N 015 (далее - распоряжение) утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ембаевского муниципального района.
Согласно указанному распоряжению в деревне Тураева Тюменского района на улице Аширбекова расположено три контейнерных площадки в районе домов N 99, N 11, N 3 по улице Аширбекова в деревне Тураева.
Аналогичная информация содержится также в Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, размещенном в сети Интернет на сайте Администрации Тюменского муниципального района.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении истцом в октябре 2020 требований СанПиН при оказании услуг по обращению с ТКО, в отношении ближайших к ответчику контейнерных площадок, в материалы судебного дела не представлено.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Учитывая, что в заявленном к взысканию периоде количество и объем контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, сторонами не согласован, за взыскиваемый период объем услуг по обращению с ТКО должен определяться ответчику исходя из норматива.
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Объем твердых коммунальных отходов определен истцом в соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156 расчетным путем исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов с учетом количества садоводов.
Из представленной истцом в материалы дела выписки от 12.02.2021 из протокола общего собрания СНТ "Мебельщик-2" следует, что количество членов СНТ по реестру на начало собрания составляет 312.
Из представленного в материалы судебного дела счета на оплату от 31.10.2020 N 20103107709/72/521 усматривается, что расчет объема и стоимости услуг произведен истцом исходя из численности садоводов - 300, т.е. в меньшем объеме, что является правом истца.
Нормативы накопления ТКО установлены распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 N 624/01-21.
Для объектов ответчика (садоводческие некоммерческие товарищества) утвержден норматив накопления в размере 160, 62 кг в год с 1 участника (члена СНТ).
В соответствии с произведенным расчетом в октябре 2020 года объем услуг по обращению с ТКО составляет 4 015, 50 кг в месяц (ежемесячно).
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 07.12.2018 N 303/01-21 истцу установлен тариф за услуги по обращению с ТКО на период с 01.10.2020 по 31.12.2020 в размере 6 130 руб. 91 коп. за тонну (с учетом НДС).
Согласно произведенному истцом расчету, стоимость оказанных в октябре 2020 года услуг составила 24 618 руб. 67 коп.
В пункте 6 типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации и являющегося Приложением к Правилам N 1156, закреплено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, оказанные в октябре 2020 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должны были быть оплачены ответчиком не позднее 10.11.2020.
Поскольку доказательств внесения платы ответчиком не представлено, суд первой инстанции обоснованно счел подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика 24 618 руб. 67 коп. основного долга.
Также суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 по делу N А70-22635/2020 с СТ "Мебельщик-2" в пользу ООО "ТЭО" взыскано 24 618 руб. 67 коп. задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО за ноябрь 2020 года, то есть за последующий период.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно нарушения судом первой инстанции требований части 5 статьи 227 АПК РФ суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как уже было отмечено выше, дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела, в том числе по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" вопрос о том, относится ли дело к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, должен быть разрешен судом одновременно с решением вопроса о принятии искового заявления, заявления к производству.
Если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству (часть 2 статьи 228 АПК РФ). Согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
Наличие формальных признаков для отнесения дела к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, судом при разрешении вопроса о принятии искового заявления к производству установлено, дело отнесено к категории подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, что нашло свое отражение в определении о принятии искового заявления к производству.
Основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства предусмотрены в части 5 статьи 227 АПК РФ.
Учитывая, что каких-либо конкретных доводов, влекущих необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, ответчиком не заявлено, суд первой инстанции заключил обоснованный вывод об отсутствии оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Нарушений норм процессуального закона, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ отнесены к безусловным основаниям для отмены судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено, основания для отмены решения по данным основаниям, рассмотрения дела по общим правилам искового производства отсутствуют (статья 270 АПК РФ, пункт 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для вывода о нарушении судом первой инстанции установленных законом правил по оценке доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также взаимной связи.
Имевшиеся в деле доказательства позволили суду первой инстанции прийти к правомерным выводам о доказанности истцом юридически значимых для применения норм материального права обстоятельств, на которых он основывает свои требования, ответчиком же, напротив, эти обстоятельства не опровергнуты.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона, являющихся основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Следовательно, принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2021 (в виде резолютивной части принято 26.03.2021) по делу N А70-1071/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1071/2021
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: Садоводческое товарищество "Мебельщик-2"
Третье лицо: Садоводческое товарищество "Мебельщик-2", СТ "Мебельщик-2"