г. Киров |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А29-15220/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сабашниковой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.03.2021 по делу N А29-15220/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
(ИНН: 1103013363, ОГРН: 1151101005098)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (ИНН: 1103006077, ОГРН: 1121103001062),
о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - Истец, ООО "Жилсервис", Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Ответчик, Комитет) о взыскании 16 024 848,73 руб. долга по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2020 по 31.08.2020 по 33 договорам управления.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 09.12.2020 по делу N А29-14974/2020 требования Истца о взыскании долга по внесению платы за содержание пустующих жилых помещений, расположенных по адресам: г.Воркута, ул. Цементнозаводская, д. 1, д. 3, д. 3а, выделены в отдельное производство (дело N А29-15220/2020), в рамках которого (с учетом уточнения исковых требований) Истец заявил к взысканию с Ответчика 1 691 428,19 руб. долга.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.03.2021 требования ООО "Жилсервис" удовлетворены.
Комитет с принятым решением суда в части взыскания долга за жилое помещение, расположенное по адресу: г. Воркута, ул. Цементнозаводская, 1 кв.53, не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что спорное помещение находится в частной собственности, что исключает возложение на Комитет обязанности вносить платежи за его содержание.
ООО "Жилсервис" и ООО "Воркутинские ТЭЦ" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.05.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.05.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда 24.06.2021 не обеспечили.
Комитет ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.03.2021 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, наличие задолженности по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения ООО "Жилсервис" с иском в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 125, 209, 210, 215, 249, 309, 310, 1151, 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 36, 37, 39, 154, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами (утверждены Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, далее - Правила N 124), Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", требования ООО "Жилсервис" признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 307, 309 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных установленных Кодексом оснований, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статья 209 ГК РФ).
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьями 36, 37 ЖК РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Как предусмотрено статьей 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 31 Правил N 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации.
На основании пункта 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) указанных Правил.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. (Определение ВС РФ от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
Из буквального толкования названных выше правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 16646/10).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно Приложению N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета.
Согласно пункту 2 Постановления N 3020-1 жилой фонд в силу прямого указания относится к муниципальной собственности.
На основании части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2018 между МО ГО "Воркута" (собственник помещений) и ООО "Жилсервис" (управляющая организация) заключены договоры на управление многоквартирными домами N Сев-2018/24 (ул. Цементнозаводская, д. 1), NСев-2018/26 (ул. Цементнозаводская, д. 3), N Сев-2018/27 (ул. Цементнозаводская, д.3-а), по которым (пункты 1.2) управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, а именно:
- оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество) в порядке, установленном в разделе 4.1 договора;
- предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (далее - потребителям) в порядке, установленном в разделе 4.2 договора.
В силу пунктов 5.1, 5.2, 5.3 договоров цена каждого договора устанавливается в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.3. договоров, стоимости предоставленных коммунальных услуг, определяемых в порядке, указанном в пункте 5.4 договоров.
Стоимость выполненных работ, оказанных услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества определяется управляющей организацией ежемесячно, исходя из планово - договорной стоимости соответствующих работ, услуг, определяемой в порядке, установленном в пункте 5.3 договоров, скорректированной на объемы выполненных работ, оказанных услуг, указанных в ежемесячном отчете выполненных работ, оказанных услуг, составляемым в порядке, установленном в пункте 4.1.5 договоров.
Планово-договорная стоимость работ, услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества указывается в Перечне работ, услуг, приведенном в Приложении N 8 к договорам.
Стоимость коммунальных услуг определяется ежемесячно исходя из объема (количества) фактически представленных в расчетном месяце коммунальных услуг и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством для расчетов за коммунальные услуги, с учетом перерасчетов и изменений платы за коммунальные услуги, проводимых в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 5.4. договоров).
С учетом условий пунктов 6.1.1 договоров размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается соразмерно планово - договорной стоимости работ, услуг, устанавливаемой в перечне работ, услуг в расчете на один месяц и один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирном доме.
Договоры заключены на срок с 01.04.2018 по 31.12.2020 (пункты 2.1 договоров).
Истец оказывал услуги по содержанию МКД (что не оспаривается Ответчиком), которые Комитет не оплачивал, в связи с чем на стороне Ответчика образовался долг по оплате коммунальных услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД в размере 1 691 428,19 руб. за период с января по август 2020.
Истец направлял Ответчику претензию от 30.10.2020 N 145/10 с требованием оплаты долга.
Данную претензию Ответчик оставил без удовлетворения.
Доказательств отсутствия долга, наличия задолженности в ином размере, либо ненадлежащего выполнения Истцом соответствующих обязательств, Ответчик в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для взыскания в пользу ООО "Жилсервис" 1691428,19 руб. долга.
Довод Комитета об отсутствии у него обязанности оплачивать долг по квартире 53, расположенной по адресу: г. Воркута, ул. Цементнозаводская, д.1, апелляционный суд не принимает.
В обоснование своей позиции по жалобе Комитет указывает, что квартира N 53 в доме 1 по ул. Цементнозаводской находится в собственности Коротун Л.В. и Коротун Г.Т.
Однако, договор от 05.03.1993 о передаче квартиры N 53 в собственность Коротун Л.В. довод Комитета о нахождении данной квартиры в частной собственности автоматически не подтверждает, поскольку в 1995 Комитет на основании ордера от 19.07.1995 N103 передал квартиру N 53 по договору социального найма Ивушкину Н.В., Ивушкиной Н.И., Ивушкину А.Н., Ивушкиной Г.Н., Ивушкину В.А., которые проживали в ней в период с 13.09.1995 по 24.12.2015.
В спорный период с 01.01.2020 по 31.08.2020 квартира была пустующей (незаселенной).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.06.2017 по делу N А29-4077/2017 с Комитета был взыскан долг по оплате работ по содержанию и ремонту общего имущества, в том числе, и по квартире N 53 в доме N 1 по ул. Цементнозаводской за период с 01.09.2016 по 31.12.2016. При этом в материалах дела NА29-4077/2017 имеется представленная Комитетом выписка из реестра объектов недвижимого имущества МО ГО "Воркута" от 10.05.2017 N 2901-830, в которой Комитет сам указал, что спорная квартира N 53 является муниципальной собственностью, а также данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.04.2017 об отсутствии сведений о нахождении спорной квартиры в собственности иных лиц.
Предлагаемая Комитетом в жалобе трактовка материалов дела по квартире N 53 не опровергает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания задолженности и не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, Комитет в жалобе не указал.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.03.2021 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.03.2021 по делу N А29-15220/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-15220/2020
Истец: ООО "Жилсервис"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
Третье лицо: ООО "Воркутинские ТЭЦ", ФГБУ Филиалу "ФКП Росреестра" по Республике Коми