г. Санкт-Петербург |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А56-53810/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Мельников А.Ю., по доверенности от 31.05.2021;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: Васильева М.Е., по доверенности от 15.04.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10815/2021) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2020 по делу N А56-53810/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен"
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, УФАС, Управление) о признании недействительным заключение от 19.03.2020 N Т02-208/20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее - Предприятие, третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2020 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19.03.2020 N Т02-208/20, принятое в отношении ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ".
Не согласившись с решением суда от 15.10.2020 ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ" обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что участник Закупки - ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ", подав заявку на участие в процедуре Закупки, приняло все условия документации о Закупке, в том числе порядок и условия заключения договора, указанные в пункте 24 Извещения, а также в отсутствие объективных препятствий для заключения договора.
По мнению подателя жалобы, Общество в период с 18.02.2020 по 25.02.2020 не обращалось в ГУП "Петербургский метрополитен" и не направляло в адрес предприятия каких-либо пояснений, в связи с возникшими техническими неполадками на сервере.
В судебном заседании Общество просило в удовлетворении жалобы отказать, представитель третьего лица просил жалобу удовлетворить.
УФАС извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.01.2020 ГУП "Петербургский метрополитен" разместило на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru извещение по проведению запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку комплекта ножей ч. М-72-174 (гильотина) (извещение N 32008815364).
Максимальное значение цены договора: 201 600,00 рублей РФ.
Согласно протоколу подведения итогов Закупки от 11.02.2020 ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ" было признано единственным участником (победителем) процедуры Закупки. Закупочной комиссией Организатора торгов было принято решение признать заключить договор с ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ" по цене 193 008,00 рублей.
12.02.2010 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru размещен протокол подведения итогов по Закупке N 32008815364-02 от 11.02.2020, согласно которому единственным участником (победителем) процедуры Закупки было признано ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ".
17.02.2020 ГУП "Петербургский метрополитен" размещен договор на электронной торговой площадке (www.roseltorg.ru) (далее - ЭТП) для подписания победителем процедуры Закупки ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ".
Срок подписания договора победителем Закупки в соответствии с Положением о закупках ГУП "Петербургский метрополитен" и извещением - не позднее 20.02.2020.
По состоянию на 21.02.2020 договор ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ" подписан не был.
ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ" подписало договор на ЭТП 25.02.2020.
02.03.2020 закупочной комиссией ГУП "Петербургский метрополитен" принято решение о признании ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ" уклонившимся от заключения договора по итогам проведения процедуры Закупки.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу согласно Правилам направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211, поступили сведения от ГУП "Петербургский метрополитен" в отношении ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ".
В соответствии с заключением от 19.03.2020 N Т02-208/20 УФАС по Санкт-Петербургу решило: направить в Федеральную антимонопольную службу сведения, представленные Организатором торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (вх. N7356/20 от 06.03.2020) от Предприятия в отношении ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ" (ИНН:7802775573) - участника запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку комплекта ножей ч. М-72-174 (гильотина) (извещение N32008815364), для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора.
Данное заключение оспорено Обществом в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пп. 1 п. 24 извещения о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение) договор по результатам запроса котировок заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
На основании пп. 3 пункта 24 Извещения договор и приложения к нему должны быть подписаны победителем (единственным участником) в соответствии с проектом договора, являющимся неотъемлемой частью извещения о запросе котировок.
Договор должен быть подписан электронной подписью победителем (единственным участником) не позднее трех рабочих дней со дня получения. В случае не подписания победителем (единственным участником) в установленный настоящей документацией срок, а также в случае не предоставления участником обеспечения исполнения договора, победитель (единственный участник) считается уклонившимся от заключения договора.
Пунктом 26 Извещения и п. 2.1.3.11 Положения о закупках ГУП "Петербургский метрополитен" версия 43 от 03.02.2020 (далее - Положение о закупках) установлено, что, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный договор в срок, указанный в Извещении и Положении о закупках, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора.
Как следует из материалов дела, 02.03.2020 закупочной комиссией ГУП "Петербургский метрополитен" принято решение о признании ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ" уклонившимся от заключения договора по итогам проведения процедуры Закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 3 статьи 5 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе" и от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральной антимонопольной службой принят приказ от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ N 164/13).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 164/13 на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложена обязанность по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Сведения).
Сведения рассматриваются соответствующими территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика (пункт 2.4 Приказа N 164/13).
Согласно пункту 2.1 Приказа N 164/13 соответствующая комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС.
Вместе с тем, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.
При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Закон N 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом, признанным победителем закупки, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель Общества пояснил, что не отрицает нарушение со стороны установленного порядка заключения договора, однако срок на подписание договора со стороны победителя Закупки пропущен без умысла на уклонение от подписания договора, в связи с возникшими проблемами с аппаратной частью сервера компании, на устранение которых было потрачено несколько дней, о чем было сообщено в письме, направленном ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ" в адрес Организатора торгов 25.02.2020. Технические неисправности были обнаружены Обществом 18.02.2020. Сразу после их обнаружения Общество обратилось за профессиональной компьютерной помощью к ИП Голубеву А.Е., которым с 18.02.2020 по 25.02.2020 проводились технические работы по устранению неисправностей, что подтверждается актом выполненных работ N 9637 от 25.02.2020, в связи с чем у Общество появилась техническая возможность подписать договор только 25.02.2020.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для вынесения оспариваемого заключения, поскольку нарушение срока подписания договора было допущено по не зависящим от Общества обстоятельствам, в действиях Общества отсутствует умысел на уклонение от заключения контракта и включение в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года не будет справедливым и соразмерным допущенному нарушению, поскольку в действиях Общества не содержится признаков намеренного уклонения от подписания контракта. Более того, ранее Общество в соответствии с заключенными контрактами осуществляло поставку товаров ГУП "Петербургский метрополитен" и в настоящее время Общество исполняет вои обязательства по заключенным ранее контрактам.
В этой связи суд правомерно признал заявление Общества подлежащим удовлетворению.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2020 по делу N А56-53810/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53810/2020
Истец: ООО "БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ СПБ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ГУП "Петербургский метрополитен"
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6751/2022
28.01.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53810/20
16.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11579/2021
23.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10815/2021
15.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53810/20