город Омск |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А46-2846/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5319/2021) общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-Энергоресурс" на решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2021 по делу N А46-2846/2021 (судья Солодкевич И.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-Энергоресурс" (ИНН 5503168062, ОГРН 1165543084453, 644007, Омская область, г. Омск, ул. Гусарова, 45, оф. 1) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939, 644010, Омская область, г. Омск, пр-кт Карла Маркса, 12А) о признании незаконным и отмене постановления от 08.02.2021 о назначении административного наказания по делу N 055/04/19.8-49/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирь-Энергоресурс" (далее - ООО "Сибирь-Энергоресурс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 08.02.2021 о назначении административного наказания по делу N 055/04/19.8-49/2021.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.05.2021 по делу N А46-2846/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель полагает, что судом первой инстанции проигнорирован установленный частями 9, 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) порядок предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения; в соответствии с пунктом 9 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 (далее - Стандарты N 570) заявитель как теплоснабжающая организация 12.01.2021 сообщил в антимонопольный орган, где размещена запрашиваемая информация, не раскрывая информацию.
В письменном отзыве Омское УФАС России просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ФАС России 17.12.2020 письмом N ВК/111013/20, основанном на письме от 22.01.2019 N ВК/3844/19, от своих территориальных органов в срок до 30.01.2021 затребована информация о нерегулируемых ценах на пар, тепловую энергию (мощность), теплоноситель для потребителей тепловой энергии на 2020 год, подлежащая представлению по шаблону "INFO.ORG.UNREG.PRICE.WARM.2021".
Со ссылкой на письмо ФАС России от 22.01.2019 N ВК/3844/19 Омским УФАС России от ООО "Сибирь-Энергоресурс" письмом от 18.12.2020 N 02-12761 затребована информация о заключенных договорах поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по нерегулируемым ценам в соответствии с приложением; в случае, если в 2020 году поставка тепловой энергии осуществлялась исключительно по ценам (тарифам), подлежащим регулированию, и в 2021 году не планируется осуществление поставок тепловой энергии по нерегулируемым ценам, антимонопольный орган попросил сообщить об этом. Срок исполнения запроса - 7 дней с момента его получения.
Запрос от 18.12.2020 доставлен обществу 25.12.2020.
13.01.2021 антимонопольный орган проинформирован обществом о том, что поставка тепловой энергии (мощности) по регулируемым ценам с января 2019 года не производится, сведения о заключенных договорах поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя потребителям в 2020 году размещены на сайте https://zakupki.gov и в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - ФГИС ЕИАС).
Уведомлением от 14.01.2021 заявитель приглашён на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившемся в непредставлении истребованной запросом от 18.12.2020 N 02-12761 информации.
Ведущим специалистом-экспертом аналитического отдела Омского УФАС России 26.01.2021 с участием защитника ООО "Сибирь-Энергоресурс" в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Заместителем руководителя Омского УФАС России 08.02.2021 вынесено постановление, которым ООО "Сибирь-Энергоресурс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа нарушает права и законные интересы ООО "Сибирь-Энергоресурс", общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
04.05.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) относит к функциям антимонопольного органа, в том числе, обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявление нарушений антимонопольного законодательства и принятие мер по их прекращению.
Из положений пунктов 1, 11 части 1 статьи 23, части 6 статьи 44, части 5 статьи 45 Закона N 135-ФЗ следует, что антимонопольный орган в целях выполнения возложенных на него обязанностей вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и информацию, объяснения в письменной или устной форме, необходимые для разрешения вопросов, возникающих в ходе рассмотрения материалов дела.
Статьей 25 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20.11.2014 N 2634-О, осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства предполагает необходимость получения антимонопольным органом документов и информации. В связи с этим для выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства, проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, осуществления контроля за экономической концентрацией Закон N 135-ФЗ наделяет антимонопольный орган рядом полномочий, в частности правом направления субъектам экономической деятельности предписаний с запросами о представлении необходимых документов и информации (пункт 11 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством установлены право антимонопольного органа на получение информации и документов, необходимых для осуществления его функций, и корреспондирующая этому праву обязанность перечисленных в статье 25 Закона N 135-ФЗ лиц, в частности коммерческих организаций, представить истребованные документы, объяснения, информацию в определенный антимонопольным органом срок.
В соответствии со статьей 37 Закона N 135-ФЗ за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что письмом Омского УФАС России от 18.12.2020 N 02-12761 со ссылкой на письмо ФАС России от 22.01.2019 N ВК/3844/19 от общества истребована информация о покупателях, их ИНН, КПП, наименованиях, номерах, датах договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по нерегулируемым ценам на 2020 - 2021 годы, заключённых с ними, основаниях заключения этих договоров, типе потребителя, виде товара, единицах измерения, сроке действия, ценах договоров и объёмах оказанных услуг с разбивкой по 1, 2 полугодиям 2020 года (фактически) и 1, 2 полугодиям 2021 года (планово). Запрос Омского УФАС России от 18.12.2020 N 02-12761 получен обществом 25.12.2020, в связи с чем подлежал исполнению им не позднее 13.01.2021.
Как указано выше, в ответном письме от 12.01.2021 исх. N 8 общество проинформировало антимонопольный орган о том, что поставка тепловой энергии (мощности) по регулируемым ценам с января 2019 года не производится, сведения о заключенных договорах поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя потребителям в 2020 году размещены на сайте https://zakupki.gov и в ФГИС ЕИАС.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на установленный частями 9, 10 статьи 7 Закона N 190-ФЗ, пунктом 9 Стандартов N 570 стандарт раскрытия информации теплоснабжающими организациями о том, что заявитель как теплоснабжающая организация 12.01.2021 сообщил в антимонопольный орган, где размещена запрашиваемая информация, не раскрывая информацию, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно части 9 статьи 7 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
В соответствии частью 10 статьи 7 Закона N 190-ФЗ стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, а также особенности раскрытия информации теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в ценовых зонах теплоснабжения.
Пунктом 9 Стандартов N 507 предусмотрено, что в случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети "Интернет" и (или) в официальных печатных изданиях, регулируемая организация, а также единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация и теплосетевая организация в ценовых зонах теплоснабжения вправе сообщить, не раскрывая информацию по письменному запросу, адрес указанного официального сайта и (или) наименование и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена запрашиваемая информация.
Апелляционный суд учитывает, что на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) размещена информация обо всех закупках, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при этом в письме ООО "Сибирь-Энергоресурс" от 12.01.2021 исх. N 8 отсутствует ссылка на договоры (номера извещений, наименование и ИНН заказчиков-потребителей тепловой энергии и т.д.), заключенные по нерегулируемым ценам.
Согласно неопровергнутым пояснениям антимонопольного органа, сведения, необходимые Омскому УФАС России для исполнения поручения ФАС России и заполнения формы "INFO.ORG.UNREG.PRICE.WARM.2021" - информация о нерегулируемых договорах на теплоснабжение, а именно: об основании заключения договора (статьи 8, 10 или 12 Закона N 190-ФЗ), реквизиты решения органа регулирования об отмене регулирования и реквизиты решения федерального антимонопольного органа о согласовании отмены регулирования (в случае, если договор заключен на основании статьи 12 Закона N 190-ФЗ), о типе потребителей ("является монопотребителем" или "нет" в соответствии с пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ), о договорах на теплоснабжение, планируемых к заключению в 2021 году, не содержатся на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru).
На сайте ООО "Сибирь-Энергоресурс" (http://sibenres.ru/) в разделе "Раскрытие информации" размещены формы отчетности в сфере теплоснабжения, подлежащие раскрытию. При этом отчетность в форме "INFO.ORG.UNREG.PRICE.WARM.2021" (информация о нерегулируемых договорах на теплоснабжение) среди размещенных ООО "Сибирь-Энергоресурс" форм отсутствует, так как не представляется обществом в ФАС России через систему ФГИС ЕИАС; указанный отчет представляется на основании данных о договорах по нерегулируемым ценам, заключенных всеми теплоснабжающими организациями, включая ООО "Сибирь-Энергоресурс", на территории Омской области, поэтому на основании данных теплоснабжающих организаций заполняется территориальными органами самостоятельно.
При этом требования Стандартов N 570 не ограничивают антимонопольный орган в объемах, сроках и порядке предоставления информации, запрашиваемой в рамках исполнения возложенных на антимонопольный орган полномочий.
Объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств (пункт 14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016) при условии соблюдения антимонопольным органом требований, установленных федеральным законодательством о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне, что следует из пункта 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Таким образом, общество не исполнило требование антимонопольного органа в полном объеме, что подтверждает наличие в действиях (бездействии) ООО "Сибирь-Энергоресурс" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушения" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 16.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае вина общества состоит в том, что оно не выполнило установленные Законом N 135-ФЗ требования по предоставлению в антимонопольный орган документов (информации), не представив в Управление запрашиваемую информацию в установленный письмом от 18.12.2020 N 02-12761 срок.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у заявителя реальной возможности по соблюдению требований действующего законодательства с целью предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, является установленной, что свидетельствует о наличии в бездействии ООО "Сибирь-Энергоресурс" состава административного правонарушения.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается. Наказание с учетом отягчающего ответственность обстоятельства (общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.) назначено административным органом в пределах санкции части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, не установлено. Основания для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение не установлены.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2021 по делу N А46-2846/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети 2Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2846/2021
Истец: ООО "СИБИРЬ-ЭНЕРГОРЕСУРС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ