г. Челябинск |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А07-3418/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер Ташла" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2021 по делу N А07-3418/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Карьер Ташла" (далее - заявитель, ООО "Карьер Ташла", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации сельского поселения Ташлинский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными действий администрации, выразившиеся в установке дорожного знака 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" по улице Центральная деревни Ташлы муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.
Судом первой инстанции привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований спора, государственное автономное учреждение Республики Башкортостан "Гафурийский лесхоз" (далее - ГБУ РБ "Гафурийский лесхоз"), общество с ограниченной ответственностью "Авалон" (далее - ООО "Авалон"), ОГИБДД ОМВД России по Гафурийскому району Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Карьер Ташла", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неверное применение части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в рамках дела N А07-22345/2014 Арбитражным судом Республики Башкортостан установлено, что дорожный знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" по улице Центральная д. Ташлы Гафурийского района Республики Башкортостан установлен с нарушением процедуры размещения дорожного знака. Отказ в удовлетворении требований ООО "Авалон" в рамках дела N А07-22345/2014 был связан с недоказанностью нарушения прав и законных интересов ООО "Авалон". Общество полагает доказанным факт нарушения его прав, поскольку в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера, из которого следует, что к земельному участку истца какой-либо иной подъезд невозможен.
Администрация, ООО "Авалон", повторив доводы апелляционной жалобы в представленных отзывах, просили отменить решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.10.2014 между ООО "Карьер Ташла" и ГБУ РБ "Гафурийское лесничество" заключен договор аренды лесного участка, на территории которого расположен дробильно-сортировочный комплекс общества. Дорога по ул. Центральная д. Ташлы Гафурийского района является подъездной дорогой к арендуемому лесному участку.
16.08.2013 составлен проект организации дорожного движения на автомобильные дороги деревни Ташла Ташлинского сельсовета Гафурийского района Республики Башкортостан, где на 1,261 км слева в обратном направлении на ул. Центральная предусмотрен проектный дорожный знак "Движение грузовых автомобилей запрещено" (материалы электронного дела, представлено Администрацией 11.03.2021).
12.03.2014 решением схода жителей д. Ташла принято решение об установке дорожного знака "Движение грузовых автомобилей запрещено" д. Ташла по ул. Центральная (материалы электронного дела, представлено Администрацией 11.03.2021)
17.10.2014 в д. Ташла по ул. Центральная согласно проекту организации дорожного движения Администрацией установлен дорожный знак "Движение грузовых автомобилей запрещено" (материалы электронного дела, представлено Администрацией 11.03.2021).
Не согласившись с указанным действием Администрации, ООО "Карьер Ташла" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу решение суда по делу N А07-22345/2014 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, а выводы суда, приведенные в решении от 17.03.2015 по делу N А07-22345/2014, не подлежат переоценке в рамках настоящего дела.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано выше, 17.10.2014 заинтересованное лицо установило дорожный знак 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" по улице Центральная деревни Ташлы муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, на момент совершения указанных действий заинтересованным лицом правоотношения были урегулированы в следующем порядке.
В пункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 части 2 статьи 50 названного Закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно статье 21 Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог определенными субъектами, в числе которых указаны и органы местного самоуправления.
Организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к компетенции Администрации согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 3 устава сельского поселения Ташлинский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.
Согласно статье 21 Закона N 196-ФЗ разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу статьи 14 Закона N 196-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
На основании части 2.1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 6 Закона Республики Башкортостан от 07.05.2009 N 122-з "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Башкортостан" к полномочиям Правительства Республики Башкортостан относится установление порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального, местного значения.
Такой Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения, утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 N 50 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.1 настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 2.1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ и определяет процедуру введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения, местного значения (далее - временные ограничение или прекращение движения).
Согласно пункту 1.2 Порядка временные ограничение или прекращение движения устанавливаются, в том числе, в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
В силу пункта 1.3 Порядка временные ограничение или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения (далее - акт о введении ограничения), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Порядка.
На основании пункта 1.4 Порядка акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан местного значения в случаях, предусмотренных разделами 4, 5 и 6 настоящего Порядка, - органами местного самоуправления Республики Башкортостан (далее - органы местного самоуправления);
в случаях, предусмотренных разделом 3 настоящего Порядка, - органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка актом о введении ограничения устанавливаются:
сроки начала и окончания периодов временных ограничения или прекращения движения;
автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничение или прекращение движения;
организации, обеспечивающие временные ограничение или прекращение движения;
предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общая масса и (или) нагрузка на ось, а также габаритные параметры транспортного средства;
периоды времени, в которые прекращается движение (раздел 4 настоящего Порядка).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения республиканский орган, подведомственные ему организации, органы местного самоуправления, уполномоченные организации (далее - уполномоченные органы) обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов в случаях, предусмотренных разделами 3 и 5 настоящего Порядка.
Согласно пункту 2.2 Порядка, при издании акта о введении ограничения уполномоченные органы обязаны за 30 дней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Порядка, когда о временных ограничении или прекращении движения пользователи автомобильными дорогами информируются незамедлительно) до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.
В силу пункта 2.3 Правил в случаях, предусмотренных разделом 4 настоящего Порядка, информация о введении ограничения за 30 дней до начала временного ограничения движения размещается на официальном сайте республиканского органа и официальных сайтах органов местного самоуправления.
На основании пункта 2.4 Порядка уполномоченный орган, издавший акт о введении ограничения, информирует об этом соответствующие государственные контрольные и надзорные органы.
Места установки знаков на дорогах принимаются согласно ГОСТ 52289-2004.
Установку дополнительных знаков или снятие ранее установленных производят по согласованию с органами ГИБДД.
Оспариваемое действие заинтересованного лица, выразившееся в установке 17.10.2014 дорожного знака 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" по улице Центральная деревни Ташлы муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, являлось предметом ООО спора по делу Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-22345/2014 по заявлению ООО "Авалон" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации сельского поселения Ташлинский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о признании незаконными действий, выразившихся в установке 17.10.2014 дорожного знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" по улице Центральная д. Ташлы Гафурийского района Республики Башкортостан, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Карьер Ташла", государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Гафурийское лесничество", ООО "Красноусольский стекольный комбинат", ОГИБДД ОМВД России по Гафурийскому району Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республика Башкортостан от 17.03.2015 по делу N А07-22345/2014, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24.03.2016 в удовлетворении требований ООО "Авалон" отказано.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По смыслу приведенной процессуальной нормы, преюдициальное значение приобретают лишь те фактические обстоятельства, установление которых судом ранее (по другому делу) основано на оценке спорных правоотношений в определенном объеме. Для окончательного вывода о преюдиции судебного акта необходимо учитывать особенности ранее рассмотренного дела: предмет и основание заявленных требований, предмет доказывания, доводы участников спора, выводы суда по существу спора в связи с конкретными доказательствами, представленными лицами, участвующими в деле, и исследованными и оцененными судом. При этом текстовое содержание ранее принятого судебного акта само по себе не может рассматриваться как основание, необходимое и достаточное.
Преюдициальная связь судебных актов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Судом первой инстанции правильно применены положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами в рамках дела N А07-22345/2014 установлено, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к компетенции Администрации согласно подпункту 5 пункта 1 ст. 3 устава сельского поселения Ташлинский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.
Администрацией решение об установке 17.10.2014 дорожного знака 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" по улице Центральная деревни Ташлы муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан принято в пределах предоставленных ей полномочий, но без соблюдения действующего на момент установки дорожного знака порядка для совершения таких действий.
Указанные обстоятельства не требуют повторного доказательства, в настоящем деле не опровергнуты, поскольку ООО "Карьер Ташла" не представлены новые доказательства на наличии новых обстоятельств.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что дорожный знак 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" по улице Центральная деревни Ташлы муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан установлен заинтересованным лицом 30.12.2020 без соблюдения установленного порядка не нашел своего подтверждения.
Так, из содержания письма Администрации от 11.01.2021 N 1 (материалы электронного дела, представлено заявителем 16.02.2021) следует, что от жителей д. Ташла поступило письменное обращение о том, что на данном участке дороги кто-то снял ранее установленный дорожный знак, который был установлен законно, что подтверждено судебными решениями, поэтому Администрация по согласованию с администрацией района вновь установила дорожный знак 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" по ул. Центральная д. Ташла.
Следовательно, в данном случае установка заинтересованным лицом 30.12.2020 дорожного знака 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" по ул. Центральная д. Ташла является восстановлением ранее установленного 17.10.2014 этого же дорожного знака, демонтированного неизвестными лицами в 2020 г.
Таким образом, в настоящем деле отсутствуют новые обстоятельства по сравнению с установленными судами в рамках дела N А07-22345/2014.
Оценивая обстоятельства, связанные с нарушением оспариваемыми действиями заинтересованного лица прав и законных интересов заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании действий органов местного самоуправления входят проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в признании ненормативного действия органа местного самоуправления незаконным.
Обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Нарушенным правом ООО "Карьер Ташла" полагает невозможность осуществления предпринимательской деятельности, поскольку не имеет физического доступа к земельному участку, используемому им в соответствии с договором аренды для осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых ввиду установки заинтересованным лицом запрещающего дорожного знака.
Как следует из материалов дела, между обществом и ГБУ РБ "Гафурийское лесничество" (с учетом дополнительных соглашений) оформлен долгосрочный договор аренды лесного участка N 877 от 03.10.2014 для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в государственной собственности.
Как следует из п. 1.1 Договора аренды "Лесной участок площадью 10.4 Га, расположен по адресу: Республика Башкортостан, МР Гафурийский район, ГБУ РБ "Гафурийское лесничество", Ташлинское участковое лесничество, квартал N 68, выдел N 7 учетная запись в государственном лесном реестре 877-2014-10, условный кадастровый номер 1800118-14-11-28, кадастровый номер участка 02:19:000000:342".
В обоснование нарушение прав, ООО "Карьер Ташла", в качестве доказательств представил заключение кадастрового инженера, из которого следует, что к земельному участку заявителя какой-либо иной подъезд невозможен (т.1, л.д. 43-47).
Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД) запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.
К запрещающим знакам, в том числе относят знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено".
В силу пункта 3.4 раздела 3 ПДД установлено, что запрещается движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин.
Знак 3.4 не запрещает движение грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, транспортных средств организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также грузовых автомобилей без прицепа с разрешенной максимальной массой не более 26 тонн, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.
Таким образом, ввиду недоказанности нарушения прав ООО "Карьер Ташлы" несоблюдением заинтересованным лицом порядка установки 17.10.2014 дорожного знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" по улице Центральная деревни Ташлы муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан указывает на отсутствие совокупности условий для признания действия Администрации незаконным.
Суд апелляционной инстанции отдельно отмечает следующее.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, юридическому лицу или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что заявитель пропустил срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, суд вправе отказать в удовлетворении заявления по этим мотивам.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определении от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение пункта 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Предметом настоящего спора являются действия Администрации по установке дорожного знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" по улице Центральная деревни Ташлы муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.
Преюдициальным решением суда, вступившим в законную силу, по делу N А07-22345/2014, установлено, что спорный запрещающий дорожный знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" установлен Администрацией 17.10.2014.
"Карьер Ташла" при рассмотрении дела N А07-22345/2014 ООО являлось третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, поддерживало позицию ООО "Авалон".
Договор аренды лесного участка заключен ООО "Карьер Ташла" 03.10.2014, следовательно, заявитель узнал о нарушении его прав не позднее октября 2014 года (даты установки запрещающего дорожного знака), поскольку из пояснений общества следует, что лесной участок, предоставленный по договору аренды, используется им для предпринимательской деятельности, проезд может осуществляться только по автомобильной дороге, где установлен спорный дорожный знак.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ООО "Карьер Ташла" пропустило трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения в арбитражный суд с требованием об оспаривании действий Администрации по установке запрещающего дорожного знака.
Так, Администрацией запрещающий дорожный знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" установлен 17.10.2014, заявитель обратился в суд 16.02.2021, то есть спустя более чем 6 лет, в то время как лесной участок предоставлен заявителю в аренду 03.10.2014, запрещающей дорожный знак установлен 17.10.2014, а обстоятельства, связанные с проездом к арендуемому участку, не изменились.
Федеральный законодатель уполномочен, в частности в пределах имеющейся у него свободы усмотрения, устанавливать сроки для обращения в суд, порядок их течения во времени, момент начала и окончания, с тем чтобы обеспечивать как реальную возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года N 220-О, от 3 октября 2006 года N 439-0, от 15 июля 2008 года N 563-0-0, от 5 марта 2009 года N 253-0-0, от 8 апреля 2010 года N 456-0-0 и др.).
Поскольку доводы апелляционных жалоб выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2021 по делу N А07-3418/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер Ташла" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Карьер Ташла" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 31 от 15.04.2021 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3418/2021
Истец: ООО "Карьер Ташла"
Ответчик: Администрация сельского поселения Ташлинский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан
Третье лицо: ГАУ РБ "Гафурийский лесхоз", ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "ГАФУРИЙСКИЙ ЛЕСХОЗ", ОГИБДД ОМВД России по Гафурийскому РАЙОНУ РБ, ООО "АВАЛОН", Савинов Александр Владимирович