город Москва |
|
25 июня 2021 г. |
дело N А40-250223/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2021
по делу N А40-250223/20,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третьи лица: Правительство г. Москвы; ОАО "РЖД";
о признании незаконными решений;
при участии:
от заявителя - Ладугина Е.Д. по доверенности от 23.12.2020;
от заинтересованного лица - Клименко Н.А. по доверенности от 11.01.2021;
от третьих лиц - от Правительства Москвы - Ладугина Е.Д. по доверенности от 11.11.2020; от ОАО "РЖД" - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2021 признано незаконным и отменено решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 05.11.2020 N КУВД-001/2020-9456769/2 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 15.07.2020 N И-02-001942 земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0016008:1317, 77:02:0016008:1318, 77:02:0016008:1319, имеющих соответственно адресные ориентиры: Москва, проспект Мира, земельные участки 1, 2, 3 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества г. Москвы в установленном законом порядке в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу путем осуществления государственную регистрацию договора аренды от 15.07.2020 N И-02-001942 земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0016008:1317, 77:02:0016008:1318, 77:02:0016008:1319, имеющих соответственно адресные ориентиры: Москва, проспект Мира, земельные участки 1, 2, 3.
Управление Росреестра по г. Москве, не согласилось с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Правительство г. Москвы; ОАО "Российский железные дороги".
Представитель третьего лица - ОАО ""Российский железные дороги" (ООО РЖД") в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Представители заявителя и третьего лица - Правительства г. Москвы в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 15.07.2020 между Департаментом городского имущества г. Москвы (арендодатель) и ОАО "Российский железные дороги" (арендатор) заключен договор аренды N М-02-001942 земельного участка для целей капитального строительства с кадастровыми номерами 77:02:0016008:1317, 77:02:0016008:1318, 77:02:0016008:1319, имеющих адресные ориентиры: Москва, проспект Мира, земельные участки 1, 2, 3 соответственно.
Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением от 23.07.2020 N MFC-0558/220-95548-1 об осуществлении государственной регистрации договора аренды от 15.07.2020 N И-02- 001942.
Уведомлением Управления Росреестра по г. Москве от 05.08.2020 N MFC-0558/220-95548 приостановлена государственная регистрация договора аренды земельного участка от 15.07.2020 N И-02-001942.
Департаментом в адрес регистрирующего органа направлено письмо 28.09.2020 ДГИ-И-67738-20 с ответом на обозначенные последним недостатки.
Уведомлением от 05.11.2020 N КУВД-001/2020-9456769/2 отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15.07.2020 N И-02-001942, в связи с истечением срока и не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
В качестве причин для приостановления государственной регистрации договора аренды регистрирующим органом указано на то, что с заявлением о государственной регистрации права аренды обратилось ненадлежащее лицо; Департаментом не представлен оригинал доверенности подписанта договора аренды со стороны арендатора; сведения о видах разрешенного использования объекта аренды не актуализированы; в договоре аренды отсутствуют ограничения, указанные в градостроительном плане земельного участка.
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права аренды, полагая его незаконным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что незаконный отказ в государственной регистрации права аренды нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
Департамент обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 10.07.2020 N MFC-0558/2020-24575-1, приложив договор аренды от 15.07.2020 N И-02-001942.
Регистрирующим органом отказано в государственной регистрации указанного договора по причине направления арендодателем заявления о государственной регистрации указанного договора, в то время как согласно п. 4.5 указанного договора, такая обязанность возложена на арендатора.
В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. В случае передачи в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, занятого зданием, сооружением, которые принадлежат нескольким лицам либо помещения или машино-места в которых принадлежат нескольким лицам, с заявлением о государственной регистрации договора аренды такого земельного участка может обратиться одно из лиц, выступающих на стороне арендатора, или арендодатель.
Отношения между арендатором и арендодателем определяют порядок действий в рамках отношений между ними, определяют основные и корреспондирующие обязанности. В то же время, законодательство о государственной регистрации недвижимости прямо закрепляет право на подачу заявления об осуществлении регистрационных действий как за арендатором, так и за арендодателем. Договором указанное право ограничить невозможно в силу положений гражданского законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Департамента правовых оснований для подачи заявления от 10.07.2020 N MFC-0558/2020-24575-1 в регистрирующий орган и является надлежащим лицом для подачи заявления об осуществлении государственной регистрации указанного договора аренды.
Отказывая в государственной регистрации права аренды, Управление Росреестра ссылалось на непредставление заявителем оригинала доверенности подписанта договора аренды от 15.07.2020 N И-02-001942 со стороны арендатора.
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу п. 8 указанной статьи, при представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления, доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности (п. 12 ст. ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документами, устанавливающими наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества, могут являться договоры, решения суда, нотариально удостоверенные сделки, иные документы, перечисленные в ст. 14 указанного Федерального закона.
Прямого указания в законе на необходимость подачи оригинала доверенности подписантов сделки, выступающих от имени юридического лица, не имеется.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Кроме того, в описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 23.07.2020 указана "Доверенность от 10.06.2020 N ДКРС-118/Д".
Доказательств того, что указанная доверенность не соответствует требованиям законодательства, регистрирующим органом не предоставлено.
Отказывая в государственной регистрации права аренды, Управление Росреестра ссылалось на то, что сведения о видах разрешенного использования объекта аренды не актуализированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Положением "Об Управлении ведения ЕГРН", утвержденным приказом Росреестра от 05.10.2017 N П/0450, в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных на территории более одного кадастрового округа.
Исходя из изложенного, поддержание сведений ЕГРН в актуальном виде находится в рамках обязанностей Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Кроме того, согласно положениям Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", код вида разрешенного использования 7.1.1, установленный для территориальной зоны 77.02.1.3397, на что ссылалось Управление Росреестра в оспариваемом отказе, заключается в размещении железнодорожных путей.
Между тем, согласно Классификатору код вида разрешенного использования 7.1, который содержится в ЕГРН, заключается в размещении объектов капитального строительства железнодорожного транспорта. При этом содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 7.1.1 - 7.1.2.
В связи с этим, противоречий, выявленных Управлением Росреестра, не усматривается.
Отказывая в государственной регистрации права аренды, Управлением Росреестра указано на отсутствие в договоре ограничений, указанных в градостроительном плане земельного участка N RU77-225000-016552. По мнению Управления Росреестра, указанный документ (ГПЗУ) содержит сведения о наличии красных линий, установленных в отношении объектов договора аренды.
Согласно ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
По сведения ИАС ОГД, ГПЗУ N RU77-225000-016552 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016008:1294 выдан 14.07.2015.
Таким образом, Управление Росреестра сослалось на ГПЗУ, выданного за истечением срока действия, установленного градостроительным законодательством, а также выданного в отношении земельного участка не являющегося объектом договора аренды от 15.07.2020 N И-02-001942.
Основания для приостановления и последующего отказа в осуществлении регистрационных действий перечислены в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, среди которых, отсутствие в договоре аренды сведений об ограничениях, установленных документами территориального планирования, не значится.
В соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в рамках системного толкования норм земельного, гражданского законодательства в совокупности с нормами законодательства о государственной регистрации, такое основание приостановления как сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки, не указывает на требование наличия упоминаний о красных линиях.
Красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования, они устанавливаются, изменяются или отменяются в документации по планировке территории (ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Само присутствие красных линий по границам участка не ограничивает право землепользователя на участок. Присутствие красных линий влияет на образование участка (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации), на выдачу разрешения на строительство (ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом землепользователь не лишен права пользования участком, а лишь должен учитывать наличие красных линий при проектировании и строительстве объектов.
Заявителем в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для осуществления действий по государственной регистрации права аренды.
В нарушение Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, Управлением Росреестра по г. Москве истребованы дополнительные документы, не предусмотренные законом.
Таким образом, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 05.11.2020 N КУВД-001/2020-9456769/2 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 15.07.2020 N И-02-001942 земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0016008:1317, 77:02:0016008:1318, 77:02:0016008:1319, имеющих соответственно адресные ориентиры: Москва, проспект Мира, земельные участки 1, 2, 3 не соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2021 по делу N А40-250223/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-250223/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"