город Воронеж |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А36-7472/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Воронежской таможни: Чалых Ю.В. - представитель по доверенности от 26.02.2021 N 07-12/19, сроком на три года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", удостоверение; Полякова Н.В. - представитель по доверенности от 11.06.2021 N 07-12/27, сроком на три года, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Липецк": Уварова И.И. - адвокат, доверенность от 18.11.2020, сроком на один год, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.03.2021 по делу N А36-7472/2020 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Липецк" к Воронежской таможне об обязании возвратить излишне взысканные таможенные платежи и пени в сумме 3 554 478 руб. 08 коп., о взыскании процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных платежей и пени в размере 155 113 руб. 47 коп. за период с 14.12.2019 по 30.09.2020, а с 01.10.2020 процентов в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального Банка РФ по день фактического возврата,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Липецк" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Липецкой таможне об обязании возвратить излишне взысканные таможенные платежи и пени в сумме 3 554 478 руб. 08 коп., проценты за период с 13.12.2019 по 30.09.2020 в сумме 155 113 руб. 47 коп., а с 01.10.2020 проценты в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального Банка РФ по день фактического возврата.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 30.11.2020 произведена замена Липецкой таможни (ОГРН 1024840858910 ИНН 4825009643) ее процессуальным правопреемником - Воронежской таможней (ОГРН 1023601540830 ИНН 3664021807).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 19.03.2021 по делу N А36-7472/2020 заявленные требования удовлетворены, суд обязал Воронежскую таможню возвратить ООО "Агрофирма "Липецк" излишне взысканные таможенные платежи и пени в сумме 3 554 478 руб. 08 коп., а также взыскал с Воронежской таможни в пользу ООО "Агрофирма "Липецк" 155 113 руб. 47 коп. процентов за период с 14.12.2019 по 30.09.2020, проценты на сумму 3 554 478 руб. 08 коп. в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации в день, начиная с 01.10.2020 по день фактического возврата денежных средств.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Воронежская таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Воронежская таможня ссылается на отсутствие у таможни декларирования (Липецкой таможни) полномочий по рассмотрению заявления о возврате авансовых платежей и принятию решения о возврате авансовых платежей, а также решений о выплате процентов российским юридическим лицам. Поскольку уплаченные обществом таможенные платежи и пени были возвращены путем зачета в счет авансовых платежей, в соответствии с положениями подпункта 2 части 2 приказа ФТС N 1039 от 26.06.2019 полномочиями по рассмотрению заявления о возврате авансовых платежей и принятию решения о возврате авансовых платежей, а также решений о выплате процентов российским юридическим лицам обладают региональные таможенные управления (в соответствии с местом налогового учета плательщика), т.е ЦТУ.
Кроме того, таможенным органом не был нарушен срок возврата авансовых платежей. С заявлением о возврате денежных средств ООО "Агрофирма "Липецк" обратилось 11.09.2020, последняя дата зачета Липецкой таможней в авансовые платежи осуществлена 29.09.2020, что не превышает месячного срока со дня подачи заявления. В связи с чем, законных оснований для взыскания процентов за нарушение срока возврата у суда не имелось. Также таможенный орган ссылается на неверный расчет обществом процентов, полагая, что последним днем перечисления денег на лицевой счет плательщика является - 29.09.2020.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Агрофирма "Липецк" указывает на то, что нормами таможенного законодательства не предусмотрен возврат излишне взысканных таможенных платежей в форме зачета в отсутствие волеизъявления плательщика. Общество в настоящее время не является участником внешнеэкономической деятельности. Кроме того, такой зачет допустим только в отношении вывозных и ввозных пошлин с установлением запрета зачета излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин налогов. Действующее законодательство и правоприменительная практика исходят из того, что при излишнем взыскании таможенных платежей, налогов вследствие ошибки, допущенной таможенной, налоговой службами, действует принцип приоритетного порядка возврата таможенных платежей. Кроме того, по мнению общества, не могут явиться основанием для отмены либо изменения решения Арбитражного суда Липецкой области от 19.03.2021 по настоящему спору аргументы таможни о неверном расчете взысканных судом процентов, поскольку период взыскания процентов соответствует положениям части 6 статьи 147 Закона 311-ФЗ и разъяснениям пункта 35 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза".
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-12508/2019 от 27.05.2020, Обществом в рамках внешнеторговых контрактов с компанией "Хаанстра Б.В." (Нидерланды) от 04.11.15 N РУ 04\11\15, от 05.11.2016 N РУ 05\11\16, от 03.11.2017 N РУ 03\11\17 в период 2016-2018 г.г. на территорию Российской Федерации по 69 декларациям на товары был ввезен товар - "оплодотворенные куриные яйца для инкубации свежие породы СОВВ-500 SF, СОВВ-500 FF, ROSS-308.1. производитель HAANSTRA B.V., Нидерланды, товарный знак: HAANSTRA, СОВВ, ROSS". Классификация товара по ТН ВЭД ЕАЭС была осуществлена Обществом по коду 0407 11 000 0 (оплодотворенные яйца для инкубации: кур домашних (Gallus domesticus)), ставка ввозной таможенной пошлины - 0%.
По четырем декларациям Обществом заявлены преференции "ЛП" (применение ставки НДС в размере 10% в отношении ввозимых в Российскую Федерацию продовольственных товаров). В отношении других ДТ преференции не заявлены (заявленная ставка НДС - 18%).
По результатам камеральной таможенной проверки на основании статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Липецкой таможней приняты решения о классификации от 06.11.2019 г. NN РКТ-10109000-19/000035Д, РКТ-10109000-19\000036Д, РКТ-10109000-19\000037Д, согласно которым часть товара, ввезенного по проверенным декларациям на товары, была классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС 0407 21 000 0 (яйца птиц, в скорлупе, свежие, консервированные или вареные: - яйца свежие прочие: --- кур домашних (Gallus domesticus)", ставка таможенной пошлины 15%, что повлекло за собой доначисление таможенных платежей в размере 1742851,93 руб. (в связи с увеличением размера ввозной таможенной пошлины и уменьшением налога на добавленную стоимость в связи с изменением ставки с 18% на 10%). Кроме того, приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
На основании поступивших уведомлений Липецкой таможни о неисполнении обязанностей по уплате таможенных платежей в порядке статьи 73 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), обществом были уплачены следующие денежные средства:
- 2 954 511 руб. 31 коп. ввозной таможенной пошлины по уведомлениям N 10109000/У2018/0000084-N 10109000/У2018/0000156 (платежное поручение N 3992 от 13.12.2019 г.),
- 583 878 руб. 70 коп. пени по ввозной таможенной пошлины по уведомлениям N 10109000/У2018/0000084-N 10109000/У2018/0000156 (платежное поручение N 3993 от 13.12.2019 г.),
- 12867 руб. 93 коп. НДС по уведомлениям N 10109000/У2018/0000084-N 10109000/У2018/0000156 (платежное поручение N 3994 от 13.12.2019 г.),
- 3220 руб. 14 коп. пени по НДС по уведомлениям N 10109000/У2018/0000084-N 10109000/У2018/0000156 (платежное поручение N 3995 от 13.12.2019 г.).
Решением Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-12508/2019 от 27.05.2020, оставленным без изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020, Арбитражного суда Центрального округа от 26.11.2020, решения Липецкой таможни NN РКТ-10109000-19/000035Д, РКТ-10109000-19\000036Д, РКТ-10109000-19\000037Д от 06.11.2019 о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, решения от 06.11.2019, 12.11.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары признаны незаконными.
Тем же судебным актом суд обязал Липецкую таможню устранить нарушение прав заявителя в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
11.09.2020 заявитель обратился к Липецкой таможне с заявлением о возврате вышеуказанных денежных средств, уплаченных по уведомлениям таможни, направленным во исполнение принятых ранее решений о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Письмом от 21.09.2020 N 08-12/8079 "О направлении разъяснений" Липецкая таможня, со ссылкой на пункты 30, 40 Временного порядка, утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 г. N 1039 "Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС", сообщила обществу, что возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из корректировки декларации на товары без представления плательщиком соответствующего заявления; с заявлением о возврате авансовых платежей необходимо обратиться в Центральное таможенное управление (107140, г. Москва, Комсомольская площадь, д. 1).
Полагая, что данное письмо фактически содержит отказ в возврате излишне взысканных таможенных платежей, заявитель обратился в суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что у общества возникло право на возврат излишне взысканных таможенных платежей. Позиция Воронежской таможни о зачислении спорных таможенных платежей на лицевой счет заявителя в порядке, определенном Приказом ФТС России от 26.06.2019 N 1039 и необходимости обращения в Центральное таможенное управление с заявлением о возврате авансовых платежей признана судом несостоятельной, как основанная на неверном толковании норм права и применении подзаконного нормативного правового акта, противоречащего международному договору и федеральному закону Российской Федерации. Проверив паредставленный заявителем расчет процентов за нарушение срока возврата таможенных платежей, суд признал его арифметически верным, удовлетворит также требования общества о взыскании 155 113,47 руб. процентов за период с 14..12.19 по 30.09.20, продолжив начисление процентов на дату фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности в Российской Федерации охраняется законом.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (постановление от 31.10.2019 N 32-П, определения от 08.02.2007 N 381-О-П, от 21.12.2011 N 1665-О-О, от 24.09.2013 N 1277-О, от 25.05.2017 N 959-О).
Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в Киото 18.05.1973, в редакции Протокола от 26.06.1999, далее - Киотская конвенция), участником которой с 04.07.2011 является Российская Федерация, установлено, что возврат пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущенной при начислении пошлин и налогов. В тех случаях, когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой, возврат производится в приоритетном порядке (стандарт 4.22).
Данное положение Киотской конвенции формирует один из принципов таможенного регулирования, который согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 49) должен учитываться при разрешении споров, возникающих из таможенных отношений.
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 статьи 67 ТК ЕАЭС суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов установлен статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Как следует из материалов дела, ООО "Агрофирма "Липецк" обратилось в Липецкую таможню с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей.
Письмом от 21.09.2020 N 08-12/8079 Липецкая таможня, со ссылкой на пункты 30, 40 Временного порядка, утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 г. N 1039 сообщила обществу, что возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из корректировки декларации на товары без представления плательщиком соответствующего заявления; с заявлением о возврате авансовых платежей необходимо обратиться в Центральное таможенное управление.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что письмо таможенного органа, несмотря на то, что оно не содержит явно выраженного указания на отказ в возврате таможенных платежей, указывает основания, по которых возврат таможенных платежей в данном случае не может быть произведен, порождает для заявителя правовые последствия, так как создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности и затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.
Довод таможенного органа об отсутствии у Воронежской таможни полномочий по администрированию лицевых счетов российских юридических лиц в части возврата авансовых платежей со ссылкой на пункты 30, 40 Временного порядка, утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 г. N 1039, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным, исходя из следующего.
Обязанность таможенных органов при принятии решений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей руководствоваться положениями Закона N 311-ФЗ установлена также пунктом 38 Временного порядка.
Нормативные акты, регулирующие администрирование лицевых счетов, не предоставляют администратору указанных счетов права на вынесение решений о возврате из бюджета на лицевые счета излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ установлено, что лицевой счет - это совокупность сведений, содержащихся в информационно-программных средствах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, отражающих движение денежных средств, внесенных лицами и поступивших на счет Федерального казначейства, а также сумм возвращенных (зачтенных) таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе сумм возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных платежей, позволяющая вести учет движения денежных средств. Ведение лицевых счетов плательщиков производится таможенными органами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Таким образом, лицевой счет - это счет, открытый плательщику Федеральным казначейством, на котором учитывается движение денежных средств плательщика: поступление на счет и списание со счета.
Из пункта 1 Приказа N 1039 следует, что данный приказ устанавливает порядок администрирования лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС".
Пункт 3 Приказа N 1039 и приложение N 3 к приказу устанавливают распределение между таможенными органами функций по администрированию лицевых счетов плательщиков исходя из места постановки плательщиков на учет в налоговых органах.
Таможенным органом, назначенным осуществлять администрирование лицевого счета Заявителя, код причины постановки на учет (КПП) которого начинается на 48, является Центральное таможенное управление.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 1039 функции по администрированию таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, при работе с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков, определены в приложении N 2 к Приказу.
Согласно п. 17 Приложения N 2 к функциям региональных таможенных управлений, осуществляющих администрирование лицевых счетов, отнесено рассмотрение заявления о возврате авансовых платежей и принятие решения о возврате авансовых платежей, а также решений о выплате процентов российским юридическим лицам. Рассмотрение заявлений о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин и налогов ни в функции региональных таможенных управлений, осуществляющих администрирование лицевых счетов, ни вообще в функции по администрированию лицевых счетов не входит.
Из всего изложенного, а также из содержания иных положений Приказа N 1039 и Временного порядка следует, что под администрированием лицевых счетов плательщиков таможенными органами понимается исключительно проведение операций с денежными средствами по лицевому счету плательщика - зачисление поступивших денежных средств на лицевой счет и их списание с лицевого счета. При этом Приказ не устанавливает для таможенных органов, осуществляющих администрирование лицевых счетов, полномочий в отношении денежных средств, находящихся вне лицевых счетов плательщиков, в частности, в отношении денежных средств, перечисленных с лицевого счета в государственный бюджет.
Таким образом, если денежные средства, находящиеся на лицевом счете плательщика, были списаны с лицевого счета в государственный бюджет в уплату таможенных платежей (налогов, пошлин), то таможенный орган, осуществляющий администрирование лицевого счета, с которого была произведена уплата, (в данном случае ЦТУ), не вправе впоследствии принимать решения о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей (налогов, пошлин) из государственного бюджета обратно на лицевой счет плательщика.
Классификация видов платежей, установленных таможенным законодательством, приведена в заголовке статьи 28 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "Порядок внесения авансовых платежей, уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы".
Из указанной классификации следует, что платежи делятся на следующие группы:
- авансовые платежи;
- таможенные пошлины, налоги (таможенные платежи);
- иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы.
Авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров (п. 1 ст. 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ). Возврат авансовых платежей осуществляется в порядке, установленном ст. 122 Федерального закона N 311-ФЗ.
Таким образом, авансовые платежи - это суммы, аккумулируемые плательщиком на счете Федерального казначейства, принадлежащие плательщику, перечисление которых в государственный бюджет еще не произошло. За счет авансовых платежей в последующем происходит уплата непосредственно пошлин и налогов в государственный бюджет.
Таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного Союза (пп. 33 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Налоги - прежде всего налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на территорию Российской Федерации (пп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ), а также иные налоги (в частности, акцизы).
При этом таможенные пошлины и налоги в таможенном законодательстве объединяются в понятие "таможенные платежи" (в частности, в статье 71 Закона N 289-ФЗ от 02.08.2018).
Иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы - это платежи, не являющиеся таможенными платежами: специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени (п. 1 ст. 71 Закона N 289-ФЗ от 02.08.2018).
В материалы дела обществом представлены справка N 501 от 18.11.2020 о том, что ООО "Агрофирма "Липецк" не осуществляется внешнеэкономическую деятельность с октября 2019 г. и не планирует быть участником внешнеэкономической деятельности, что свидетельствует об отсутствии у общества обязанности исчислять авансовые платежи в будущем.
Денежные средства, которые были уплачены обществом по уведомлениям во исполнение принятых ранее таможенным органом решений, впоследствии признанных незаконными, являются излишне уплаченными таможенными платежами.
Пунктом 36 Временного порядка предусмотрено, что отделом контроля электронных платежей регионального таможенного управления, которое осуществляет администрирование лицевого счета плательщика (в данном случае ЦТУ), формируются:
- решения о возврате заинтересованным лицам авансовых платежей (в том числе остатков денежных средств, учитываемых как по КБК авансовых платежей, так и по иным КБК);
- решения о возврате иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Из дословного прочтения данного пункта в совокупности с указанной выше классификацией платежей в Законе N 289-ФЗ следует, что в рассматриваемом случае ЦТУ уполномочено принимать исключительно решения о возврате авансов (остатков денежных средств на лицевых счетах плательщиков), а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
Следовательно, п. 36 Временного порядка не наделяет региональные таможенные управления, осуществляющие администрирование лицевых счетов плательщиков (в данном случае ЦТУ), полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей (пошлин и налогов) из государственного бюджета.
Доводы Воронежской таможни о том, что решения о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов формирует ЦТУ, основанный на положениях пунктов 30, 40 Временного порядка, не соответствует данным актам и являются неправомерными.
В частности, пунктом 30 Временного порядка предусмотрено, что предоставление данных в отношении излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных и иных платежей осуществляет не таможенный орган, ведущий администрирование лицевого счета заинтересованного лица, а таможенный орган, выявивший факт излишней уплаты или излишнего взыскания и данным действием осуществил возврат (зачет) таких платежей (то есть не таможенный орган, осуществляющий администрирование лицевого счета).
Поскольку Общество обратилось в Липецкую таможню с заявлением от 15.09.2020 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, НДС, а не о возврате сумм авансовых платежей или иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, при отсутствии у общества обязанности вносить авансовые платежи, ввиду неосуществления внешнеэкономической деятельности, то ссылка таможенного органа на пункты 30, 40 Временного порядка, как основание отказа от рассмотрения заявлений, является несостоятельной.
С учетом изложенного довод Воронежской таможни на зачисление спорных таможенных платежей на лицевой счет заявителя в порядке, определенном Приказом ФТС России от 26.06.2019 N 1039 и необходимость обращения в Центральное таможенное управление с заявлением о возврате авансовых платежей отклоняется судом как основанная на неверном толковании норм права и применении подзаконного нормативного правового акта.
Как следует из материалов дела, заявление о возврате 3 554 478,08 рублей, излишне взысканных таможенных пошлин, было получено 11.09.2020 Липецкой таможней, доказательствами о необоснованности уплаты обществом таможенных платежей по ранее выставленным уведомлениям таможенный орган располагал. Однако в нарушение действующих норм законодательства и изложенной выше позиции Пленума Верховного Суда РФ необоснованно отказал обществу в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных платежей.
Апелляционным судом также не принимаются доводы таможни о неверном расчете взысканных судом процентов, поскольку период взыскания процентов соответствует положениям части 6 статьи 147 Закона 311-ФЗ и разъяснениям пункта 35 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза".
Ошибочной является и позиция таможенного органа о том, что проценты не подлежат начислению на сумму излишне взысканных пеней, поскольку при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 147 Закона 311-ФЗ). Обстоятельств, указанных статье 148 Закона 311-ФЗ, в настоящем деле не установлено.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из содержаний положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Таким образом, независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", также разъяснено, что в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Согласно пункту 11 статьи 67 Закона N 311-ФЗ проценты исчисляются в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период, за который начисляются проценты.
Проверив представленный заявителем расчет процентов в сумме 155 113 руб. 47 коп. за период с 14.12.2019 по 30.09.2020, апелляционный суд признает его обоснованным и арифметически верным.
В связи с чем, требования ООО "Агрофирма "Липецк" об обязании Воронежской таможни возвратить излишне взысканные таможенные платежи и пени в сумме 3 554 478 руб. 08 коп., взыскании 155 113 руб. 47 коп. процентов за период с 14.12.2019 по 30.09.2020, взыскании проценты на сумму 3 554 478 руб. 08 коп. по день фактического возврата денежных средств правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Содержание апелляционной жалобы по существу сводится к повторению доводов, которые в свою очередь уже были предметом оценки суда первой инстанции. Поскольку в материалах апелляционной жалобы заявитель не приводит доводов, которые могли бы подвергнуть сомнению правильность выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Воронежской таможни и отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 19.03.2021 по делу N А36-7472/2020 не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.03.2021 по делу N А36-7472/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-7472/2020
Истец: ООО "Агрофирма "Липецк"
Ответчик: Липецкая таможня
Третье лицо: Воронежская таможня