город Москва |
|
25 июня 2021 г. |
дело N А40-234303/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-234303/20,
по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Щербакова Е.В. по доверенности от 13.05.2021;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2021 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 03.09.2020 N 50/066/005/2019-8321/8 об отказе в государственной регистрации права, вынесенное в отношении объекта недвижимости и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости: здание объединенное соединительных пунктов 20 кВ (Сп-16, СП-17), расположенное по адресу: Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково" в течение месяца со дня вступления решения законную силу.
Управление Росреестра по г. Москве, не согласилось с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 02.12.2019 ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (Территориальный отдел N 17) с заявлениями N 50-0-1-214/3002/2019-1616 и N 50-50/066-50/066/005/2019-8321 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: здание, объединенное соединительных пунктов 20 кВ (СП-16, СП-17), расположенное по адресу: Москва, Сколково, территория инновационного центра "Сколково" (объект).
Уведомлением от 18.12.2019 N 50/066/005/2019-8321 государственная регистрация права собственности приостановлена, по мотиву того, что сведения об объекте недвижимого имущества с указанными характеристиками (нежилое помещение, общая площадь 162,4 кв.м. по адресу: Москва, территория инновационного центра "Сколково") в кадастре недвижимости ЕГРН в числе актуальных отсутствуют; представление разрешения на ввод в эксплуатацию N 054-Ф-60-РВ от 28.02.2019 в копии светокопии.
Уведомлением от 03.09.2020 N 50/066/005/2019-8321/8 отказано в осуществлении государственной регистрацииправ в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 77-77/007-50/066/005/2019-8321 договора аренды земельного участка от 15.07.2020 N И-02-001942, в связи с истечением срока и не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа об отказе осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта недвижимости нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно п. 1 ст. 9 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 закона и требованиям принятых в соответствии с законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" инновационный центр "Сколково" является совокупностью инфраструктуры территории инновационного центра "Сколково" и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ правила проекта - правила, которые определяют совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в реализации проекта, утверждаются управляющей компанией в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях создания механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, и соответственно наличие и исполнение которых являются обязательными условиями осуществления деятельности указанными лицами.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ управляющая компания - российское юридическое лицо, на которое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, возложена реализация проекта.
Согласно распоряжению Президента РФ от 02.07.2010 N 446-рп "О создании и обеспечении функционирования инновационного центра "Сколково" функциями управляющей компании наделена некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (далее "Фонд "Сколково").
Статьей 5 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ предусмотрены действия управляющей компании в целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории.
Вышеуказанное свидетельствуют о предании особого статуса территории Инновационного центра "Сколково" и о предоставлении управляющей компании исключительной компетенции в отношении таких процедур, как утверждение, согласование и применение той ли иной технической документации.
Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, которых планируется осуществлять на территории Центра, и результаты инженерных изысканий, проводимых для подготовки такой проектной документации, не подлежат государственной экспертизе.
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории Центра не осуществляется. Управляющая компания осуществляет экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территории Центра, и результатов инженерных изысканий, проводимых для подготовки такой проектной документации, надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом указанных объектов, выдает разрешения на строительство и на ввод таких объектов в эксплуатацию.
На территории Центра не осуществляются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые управляющей компанией, а также полномочия по утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения,
утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования,
осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ).
Управляющей компанией Центра "Сколково" разрабатывается требования к содержанию и форме проектной документации, которая может отличатся от обычно предъявляемым к подобным документам требованиям.
Технический план и иная проектная документация, представленные в регистрационное дело, соответствуют нормам действующего законодательства, а также Федеральному закону от 28.09.2010 N 244-ФЗ, поскольку согласованы Фондом "Сколково", что прямо подтверждается письмом последнего о приобщении откорректированного технического плана от 11.03.2020 N 53/1220.
Таким образом, заявитель предоставил регистрирующему органу все необходимые и достаточные документы для проведения кадастрового учета и признания права собственности, а именно: правоустанавливающий документ на земельный участок (договор аренды от 12.12.2018 N 50108/01006/0054/2018-19/214-м); разрешение на ввод в эксплуатацию; технический план с приложениями; утвержденную проектную документацию; нормативно-правовые документы, подтверждающие и разъясняющие особый статус Инновационного Центра "Сколково.
Отклоняя довод Управления о несоответствии технической документации заявителя требованиям к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", утвержденным Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", а также требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", арбитражный суд обоснованно исходил из того, что административным органом не учтено наличие специальных норм, регулирующих получение и утверждение технической документации участниками проекта инновационного центра "Сколково".
Таким образом, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 03.09.2020 N 50/066/005/2019-8321/8 об отказе в государственной регистрации, не соответствует Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-234303/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234303/2020
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ