г. Москва |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А40-250704/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Е.В.Пронниковой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-250704/20
по заявлению АО "Московская производственно-коммерческая компания "Мослес" (ОГРН: 1027700288362)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Ягин Д.А. по дов. от 09.03.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Мослес" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее также - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 21.09.2020 в осуществлении государственной регистрации путем прекращения права собственности на нежилое здание по адресу: Москва, ул. Ваваилова, д. 9а, стр. 21, кад. N 77:06:0002008:1051.
Решением суда от 16.03.2021 заявление АО "Мослес" удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителя заявителя, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Мослес" на праве собственности принадлежал объект недвижимости - нежилое здание по адресу: Москва, ул. Вавилова, д. 9а, стр. 21, кад. N 77:06:0002008:1051.
Объект недвижимости был разрушен вследствие пожара в 2014 г., что подтверждается справкой МЧС России N 551-9-6-9 от 19.09.2014.
В связи с указанными фактами заявитель обратился к кадастровому инженеру, которым был составлен акт обследования объекта, подтверждающий, что объект недвижимости был разрушен.
04.06.2020 заявителем в МФЦ района Донской г. Москвы подан комплект документов и заявление для государственной регистрации для снятия объекта с кадастрового учета и погашения права собственности.
Государственным регистратором в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости приняты решение о приостановлении действий по государственной регистрации прекращения права собственности и снятия с кадастрового учета объекта недвижимого имущества по основаниям указанным в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 19.06.2020 N 77-0-1-71/3148/2020-757, 77/005/261/2020-2994.
10.09.2020 заявитель представил регистрирующему органу дополнительные документы послужившие основанием для приостановлении действий по государственной регистрации прекращения права собственности и снятия с кадастрового учета объекта недвижимого имущества.
21.09.2020 государственным регистратором в соответствии со ст. 27 Закона о недвижимости приняты решения об отказе в проведении заявленных действий изложенные в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав от 21.09.2020 N 77/005/261/2020-2994/1 и уведомлении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 21.09.2020 N 77-0-1-71/3148/2020-757/2.
Посчитав отказ незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 131 ГК РФ).
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно п. 7 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. В силу п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ такими документами являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили следующие обстоятельства.
В силу Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" установлены требования к акту обследования в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке Акта, в том числе следующих (далее -Требования):
1) проектная документация объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства;
2) решения собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства о сносе объекта недвижимости в случае добровольного сноса объекта;
3) документы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью такого объекта недвижимости либо прекращения существования помещения, машино-места в связи с гибелью здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью части здания или сооружения, в пределах которого такое помещение, машино-место было расположено, по причинам, не зависящим от воли собственника такого объекта недвижимости.
Перечень документов, необходимых для согласования уполномоченным органом решения о сносе (демонтаже) объекта недвижимости, определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
К таким документам, представляемым в уполномоченный орган (Объединенная административно-техническая инспекция города Москвы (ОАТИ)) для оформления Ордера, относятся, в том числе решение собственника (правообладателя) на снос зданий и сооружений, ликвидацию коммуникаций, проект проведения (производства) работ, подготовленный и оформленный в соответствии с настоящим Порядком, на который в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, оформлено положительное техническое заключение (п. 15 Постановления N 284-1111).
Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее -Положение) снос (демонтаж) объекта или части объекта капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа строительства (пункты 1, 8, 10 Положения), в отношении которого выполняется "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, состав и требования к которому предусмотрены п. 24 Положения.
Согласно п. 7 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается раздел проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства). Указанная проектная документация, содержащая информацию о сносе объекта капитального строительства, подлежит обязательной государственной экспертизе (п. 2 ч. 1 ст. 39 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Учитывая изложенное, осуществление самовольного сноса объекта недвижимости без получения предварительного согласования уполномоченного органа на проведение таких работ не допускается, поскольку указанными действиями заявитель нарушает требования действующего законодательства по обеспечению безопасности зданий и сооружений на стадиях проектирования, строительства, эксплуатации и сноса.
Согласно ч. 12 ст. 55.30 ГрК РФ после завершения сноса объекта капитального строительства в уполномоченный орган не позднее семи рабочих дней представляется (направляется) уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства (далее - Уведомление).
Таким образом, документом, подтверждающим снос объекта капитального строительства, является вышеуказанное уведомление.
При этом, согласно ч. 8 ст. 55.30 ГрК РФ Положения настоящей главы не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Снос объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном главой 6 ГрК РФ для строительства объектов капитального строительства.
Уведомление о начале работ по сносу не требуется, если работы по сносу объекта капитального строительства, не связанному со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства на месте снесенного объекта, начаты до 04.08.2018.
Управление ссылается, что проектная документация, уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства в составе технического плана отсутствуют. Документы, подтверждающие порядок сноса объекта недвижимости в состав Акта обследования не включены.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы Управления по следующим основаниям.
Согласно письму Центрального аппарата Росреестра (далее - ЦА Росреестра) от 17.05.2019 N 14-06327/19, в случае установления факта прекращения существования объекта недвижимости, в отношении которого отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, учитывая положения ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, с заявлением о снятии с объекта с кадастрового учета вправе обратиться орган, уполномоченный на обращением с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет как бесхозяйного имущества.
По вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Так, согласно заключению кадастрового инженера Наумова А.Н. 13.03.2020 г. им был произведен выезд на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012008:3716 по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, вл. 9А, стр. 21, на котором располагался объект недвижимости с кадастровым номером 77:06:0002008:1051, нежилое здание общей площадью 1808,3 кв.м. и установлено, что нежилое здание площадью 1808,3 кв.м. полностью утратило свое назначение, в виде объекта недвижимости.
Однако вышеуказанные документы не были учтены государственным регистратором при принятии им соответствующего решения.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требования к подготовке акта обследования установлены п. 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требования N 861).
Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости.
Более того, абз. 2 п. 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
Согласно абз. 2 п. 3 Требований N 861 в случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования. Кадастровым инженером в заключении акта обследования была указана причина неиспользования документов, подтверждающих прекращение существования вышеуказанного объекта.
При этом, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере.
Суд отметил, что нормы Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие порядок сноса объектов капитального строительства (глава 6.4), устанавливают не разрешительный, а уведомительный порядок сноса таких объектов. Данный порядок не содержит норм, предполагающих возможность запрета сноса объектов.
Кроме того, позиция ЦА Росреестра по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
Наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Таким образом, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными приложениями к акту обследования.
Регистрирующий орган пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым N 77:06:0002008:1051, поскольку нежилое здание площадью 1808,3 кв.м. полностью утратило свое назначение, в виде объекта недвижимости.
Таким образом, заявителем были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности в отношении указанного объекта.
В связи с изложенным, решение Управления Росреестра по Москве не соответствует нормам материального права и подлежит признанию незаконным и необоснованным.
Согласно положениям ст. 200 АПК РФ на орган, который принял решение, возлагается обязанность доказывать наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Управление не доказало наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемого отказа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования АО "Мослес" подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-250704/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-250704/2020
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "МОСЛЕС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ