г. Москва |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А40-261188/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
И.В.Бекетовой, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы ГУП ВО "Облкоммунсервис", Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2021 по делу N А40-261188/20 (21-1778)
по заявлению 1) ГУП ВО "Облкоммунсервис", 2) Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
к ФАС России
третье лица: 1) ООО "БЛАГО-ЮГ", 2) ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителей: |
1) не явился, извещен; 2) Зражевский А.Д. по дов. от 02.10.2020; |
от ответчика: от третьих лиц: |
Аленков А.В. по дов. от 21.01.2021; 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 24.09.2019 N ПЗ/83027/20 об отказе в предоставлении государственной преференции (дело N А40-261188/20).
Также в суд обратилось государственное унитарное предприятие Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - предприятие, ГУП ВО "Облкоммунсервис") о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 24.09.2019 N ПЗ/82771/20 об отказе в предоставлении государственной преференции (дело N А40-264032/20).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2021 дела по указанным заявлениям объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Департамент и предприятие обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Представитель ФАС России против удовлетворения апелляционных жалоб возражал. Остальные лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, извещены о времени и месте его проведения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявители обратились в антимонопольный орган с заявлениями о даче согласия на предоставление ООО "Благо-Юг", включенному в Перечень системообразующих организаций Воронежской области, государственной преференции в целях производства сельскохозяйственной продукции в виде передачи в залог ПАО "Сбербанк России" 95 объектов газораспределительных сетей, закрепленных за ГУП ВО "Облкоммунсервис" на праве хозяйственного ведения, а также 287 объектов газораспределительных сетей и трех пакетов акций акционерных обществ, находящихся в собственности Воронежской области в целях обеспечения исполнения обязательств ООО "Благо-Юг" перед ПАО "Сбербанк России" по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от 29.06.2020 N 957420216.
По результатам рассмотрения указанных заявлений ФАС России решениями от 24.09.2019 N ПЗ/83027/20 и N ПЗ/82771/20 отказала в предоставлении субсидии, сославшись на то, что передача имущества в залог не входит в перечень видов преференций, указанный в пункте 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) и не соответствует целям предоставления преференции, указанным в части 1 статьи 19 данного Закона.
Полагая, что указанные решения антимонопольного органа, являются незаконными, Департамент и предприятие обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с доводами ФАС России, изложенными в оспариваемых решениях.
Обращаясь с настоящими апелляционными жалобами, Департамент и предприятие указывают, что вывод суда о том, что предоставление государственного имущества в залог по обязательствам хозяйствующего субъекта не входит в перечень видов преференций является неправомерным, поскольку Закон N 135-ФЗ не предусматривает конкретного перечня оснований, на которых может передаваться государственное имущество при предоставлении хозяйствующим субъектам государственных преференций. При этом в части 4 статьи 19 Закона N 135-ФЗ определены случаи передачи государственного имущества, которые не относятся к преференциям; предоставление имущества в залог по обязательствам хозяйствующего субъекта в указанном перечне не указано.
Также заявители отмечают, что судом первой инстанции не были исследованы приводившиеся ими доводы о предоставлении обществу "Благо-Юг" субсидии в целях производства сельскохозяйственной продукции, что соответствует пункту 7 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ.
Апелляционный суд, рассмотрев повторно настоящее дело, пришел к следующим выводам.
Пунктом 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ установлено, что государственными или муниципальными преференциями признается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, в том числе путем передачи государственного или муниципального имущества.
По смыслу указанной нормы в ее взаимосвязи с положениями части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ имущество должно передаваться именно тому лицу, которому предоставляется преференция в целях указанных в пункте 1 статьи 19 данного Закона, в частности для производства сельскохозяйственной продукции (пункт 7).
Залог же, как верно указал антимонопольный орган в оспариваемых решениях, является предусмотренным гражданским законодательством способом обеспечения исполнения обязательств.
Таким образом, антимонопольный орган верно признал, что передача областного имущества в залог банку по обязательствам ООО "Благо-Юг", не соответствует указанным в законе целям предоставления преференции, в связи с чем, руководствуясь пунктом 3 части 3 статьи 20 Закона N 135-ФЗ, правомерно отказал в ее предоставлении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий для удовлетворения требований заявителей.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, основанные на ином толковании заявителями положений Закона N 135-ФЗ, не опровергают указанные выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены правильного решения суда в порядке апелляционного производства.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2021 по делу N А40-261188/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-261188/2020
Истец: ГУП ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛКОММУНСЕРВИС", ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО "БЛАГО-ЮГ", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", Центрально-Черноземный Банк Сбербанк