г. Саратов |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А06-7411/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грабко О.В.,
судей Батыршиной Г.М., Макарихиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференцсвязи с Арбитражным судом Астраханской области секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" (416356, обл. Астраханская, р. Икрянинский, раб. пос. Красные Баррикады, ул. Баррикадная, 36, ОГРН 1023001939410, ИНН 3004002565) на определение Арбитражного суда Астраханской области от 19 мая 2021 года по делу N А06-7411/2018 (судья Чижова С.Ю.)
по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Вектор" Администрации муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" Аникеева Романа Константиновича об исключении имущества, относящегося к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения из конкурсной массы должника и взыскании с администрации муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" компенсации стоимости имущества,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Вектор" Администрации муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" (416356, обл. Астраханская, р. Икрянинский, раб. пос. Красные Баррикады, ул. Баррикадная, д. 36, ОГРН 1173025006550, ИНН 3025031486).
При участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Астраханской области: представителя конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Вектор" Администрации муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" Аникеева Романа Константиновича - Раздолгина С.В., действующего на основании доверенности от 20.05.2021, представителя администрации муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" - Пищикова А.В.., действующего на основании доверенности от 05.03.2021.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.05.2019 МУП "Вектор" Администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Конкурсным управляющим утверждена кандидатура Аникеева Романа Константиновича.
Конкурсный управляющий Аникеев Р.К. обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в процессе рассмотрения требования об исключении имущества, относящегося к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения из конкурсной массы должника и взыскании с администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" компенсации в виде остаточной стоимости имущества в размере 2 746 015 руб. 13 коп.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 19 мая 2021 2021 года исключены из конкурсной массы МУП "Вектор" Администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения после их передачи Администрации Муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" по акту приема-передачи согласно следующего перечня:
1. Канализация больницы;
2. 2 КНС школы;
3. Наружная сеть канализации;
4. Насосная сброса очистных вод;
5. Нежилое здание, наименование: очистные сооружения канализации, слесарная, площадью 210,2 кв.м., кадастровый номер 30:04:030402:72, расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Мира, д. 13;
6. Нежилое здание, наименование: очистные сооружения канализации, лаборатория, площадью 182,2 кв.м., кадастровый номер 30:04:030402:72, расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Мира, д. 13;
7. Сооружение канализации, наименование: станция, площадью 29 кв.м., кадастровый номер 30:04:030402:71, расположенные по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Мира, д. 13;
8. Водопровод больницы;
9. Водопровод питьевой воды;
10. Сооружения водозаборные, наименование: насосная станция первого подъема, площадью 57 кв.м., кадастровый номер 30:04:020101:8359, расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Волжская, д. 46А;
11..Нежилое здание, наименование: очистные сооружения водопровода, площадью 1163,2 кв.м., кадастровый номер 30:04:030101:8355, расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Электрическая, 2 а;
12. Очистные сооружения водоснабжения, наименование: машинное отделение, кадастровый номер: 30:04:030101:8356, площадью 83,1 кв.м., расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Электрическая, 2 а;
13. Наружная сеть водопровода;
14. Водопровод по ул. Островского (1 км);
15. Водопровод по ул. Степная (1 км);
16. Водопровод по ул. Цветочная (1 км).
Взыскана с Администрации Муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" в пользу МУП "Вектор" Администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" денежная сумма в размере 2 746 015 руб. 13 коп. в качестве компенсации за передаваемые объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения согласно указанному выше перечню.
Администрация Муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" (далее - Администрация) не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что 1) администрации до настоящего момента не переданы спорные объекты водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, компенсация не может взиматься, 2) технические документы и технические паспорта спорных объектов отсутствуют, 3) в настоящее время на территории МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" реконструированы разводящие сети холодного водоснабжения и спорные старые водопроводные сети в дальнейшем будут выведены из эксплуатации в связи с износом.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела, МУП "Вектор" Администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области 10.08.2017 в качестве юридического лица при его создании с присвоением ОГРН 1173025006550, ИНН 3025031486.
Уставный капитал предприятия составлял 187 870,44 рублей, 100% доля которого принадлежит муниципальному образованию "рабочий поселок Красные Баррикады".
Основным видом деятельности согласно ОКВЭД является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) (35.30.1). В качестве дополнительных видов: Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (35.30), Забор, очистка и распределение воды (36.00), Сбор и обработка сточных вод (37.00) и др. Местонахождение предприятия: 416356, Астраханская область, Икрянинский район, Рабочий Поселок Красные Баррикады, ул. Баррикадная, д. 36.
Полномочия собственника имущества предприятия в пределах своей компетенции осуществляла Администрация Муниципального образования "Рабочий поселок Красные баррикады".
Согласно распоряжению Главы Администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" N 127р от 14.08.2017, распоряжению N 135-р от 10.10.2018, договору N 1 от 14.08.2017 с дополнительным соглашением от 10.10.2018 за МУП "Вектор" Администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" закреплено следующее муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения, всего 75 объектов (том дела N 14, л.д. 7-17).
По смыслу пункта 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" включению в конкурсную массу подлежит имущество, которое имеется в фактическом наличии.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (пункты 1, 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
Пунктами 1 и 2 статьи 132 Закона о банкротстве предусмотрено, что при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника, изъятого из оборота имущества.
Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена в части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), согласно которой, отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности, не допускаются.
Исходя из смысла указанной нормы, не допускается отчуждение именно объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения. Таким образом, устанавливая факт принадлежности имущества к имуществу, изъятому из оборота, подлежат обязательному исследованию обстоятельства наличия у изымаемого имущества признаков объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
Согласно статье 2 Закона о водоснабжении объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - это инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Конкурсный управляющий Аникеев Р.К. обратился в арбитражный суд с заявлением об исключении имущества, относящегося к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения из конкурсной массы должника, с учетом заявленных изменений и уточнений, просил исключить следующее имущество:
1. Канализация больницы; 2. КНС школы; 3. Наружная сеть канализации; 4. Насосная сброса очистных вод; 5. Нежилое здание, наименование: очистные сооружения канализации, слесарная, площадью 210,2 кв.м., кадастровый номер 30:04:030402:72, расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Мира, д. 13; 6. Нежилое здание, наименование: очистные сооружения канализации, лаборатория, площадью 182,2 кв.м., кадастровый номер 30:04:030402:72, расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Мира, д. 13; 7. Сооружение канализации, наименование: станция, площадью 29 кв.м., кадастровый номер 30:04:030402:71, расположенные по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Мира, д. 13; 8. Водопровод больницы 9. Водопровод питьевой воды; 10. Сооружения водозаборные, наименование: насосная станция первого подъема, площадью 57 кв.м., кадастровый номер 30:04:020101:8359, расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Волжская, д. 46А; 11. Нежилое здание, наименование: очистные сооружения водопровода, площадью 1163,2 кв.м., кадастровый номер 30:04:030101:8355, расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Электрическая, 2 а; 12. Очистные сооружения водоснабжения, наименование: машинное отделение, кадастровый номер: 30:04:030101:8356, площадью 83,1 кв.м., расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады, ул. Электрическая, 2 а; 13. Наружная сеть водопровода; 14. Водопровод по ул. Островского (1 км); 15. Водопровод по ул. Степная (1 км); 16. Водопровод по ул. Цветочная (1 км).
Как установлено судом, и следует из материалов дела, спорное имущество, представляет собой систему водоснабжения и водоотведения населенного пункта р.п. Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области, в связи с чем, его следует рассматривать как социально значимые объекты коммунальной инфраструктуры, что не оспаривается сторонами.
Как указывалось выше, централизованная система водоснабжения и водоотведения в силу своей социальной значимости не может быть включена в конкурсную массу должника с целью удовлетворения требований его кредиторов посредством проведения торгов.
Таким образом, с учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возможности исключения из конкурсной массы МУП "Вектор" Администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения после их передачи Администрации Муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" по акту приема-передачи.
При таких обстоятельствах, руководствуясь правовыми нормами статей 131, 132 Закона о банкротстве, части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в конкурсной массе должника имеется имущество, изъятое из оборота, не подлежащее включению в конкурсную массу и подлежащее передаче его собственнику.
Доводы Администрации об отсутствии технической и иной документации на объекты водоснабжения и водоотведения не исключает возможность исключения данного имущества из конкурсной массы.
Доводы Администрации о том, что спорные водопроводные сети не являются социально значимым имуществом, поскольку, в связи с реконструкцией и строительством новых водопроводных сетей в поселке, старые в будущем будут выведены из эксплуатации, суд первой инстанции признал несостоятельными.
Согласно справке должника N 320 от 13.04.2021 г., спорные объекты водоснабжения и водоотведения находятся в эксплуатации МУП "Вектор" в целях обеспечения предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства населению на территории Муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады". Доказательства вывода водопроводных сетей из эксплуатации (акты, распоряжения) в материалы дела не представлены. При этом, факт заключения контракта на проведение работ по реконструкции водопроводных сетей не свидетельствует о выводе из эксплуатации сетей находящихся на праве хозяйственного ведения у МУП "Вектор". Согласно материалам дела все заявленные объекты (сети водопровода, канализационные сети, нежилые здания, сооружения) задействованы в непрерывном технологическом процессе по водоподготовке, подаче и водоотведению на территории муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады".
В суде апелляционной инстанции представители конкурсного управляющего и Администрации пояснили, что все спорные социально-значимые объекты в настоящий момент функционируют и обеспечивают свою непосредственную функцию, переподключение социально-значимых объектов муниципалитета к новым система водоснабжения в настоящее время еще не произведено, сроки переподключения не определены.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что уже была проведена реконструкция всей системы водоснабжения в муниципальном образовании, а присоединение объектов, находящихся у МУП "Рабочий поселок Красные Баррикады" приведет к утрате статуса социально-значимых объектов, апелляционным судом не принимается.
Таким образом, в силу ограничений, установленных частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении в отношении оборотоспособности объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данные объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве.
Однако невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
При этом следует учитывать баланс интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), и интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. В связи с чем, размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также в определениях от 23.04.2013 N 640-0 и от 28.05.2013 N 875-0.
В силу пункта 3 резолютивной части и пункта 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, при определении размера компенсации, суд первой инстанции обоснованно исходил из невозможности взыскания рыночной стоимости спорного имущества с учетом его целевого назначения, социальной значимости и состояния объектов, при этом учитывал что, сумма подлежащая взысканию в качестве компенсации с учетом необходимости соблюдения принципов разумности и соразмерности, обеспечения баланса интересов должника и кредиторов не может превышать балансовой остаточной стоимости, указанного в перечне имущества.
По данным бухгалтерского учета должника, остаточная балансовая стоимости заявленного в качестве компенсации имущества составляет 2 746 015 руб. 13 коп
В данном случае размер подлежащей взысканию в пользу должника компенсации определен арбитражным судом на основе принципов справедливости и обеспечения разумного баланса между частноправовыми (кредиторы) и публичными интересами (муниципалитет), является разумным и соразмерным.
Аналогичные правовые позиции изложены в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 07.10.2019 N Ф09-468/15 по делу N А60-30511/2014, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 03.06.2020 N Ф09-11172/15 по делу N А76-15855/2014).
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда.
Администрация в апелляционной жалобе ссылается на то, что конкурсным управляющим на настоящий момент не переданы Администрации спорные объекты.
Судом апелляционной инстанции установлено, что действительно факт передачи спорного имущества отсутствует, однако вынесенный судебный акт об исключении имущества из конкурсной массы как раз и предполагает встречное движение как со стороны конкурсного управляющего должника о передачи имущества, подлежащего исключению из конкурсной массы муниципалитету, так и со стороны муниципалитета должны быть предприняты действия по принятию исключаемого из конкурсной массы социально-значимого имущества.
Как пояснили в суде апелляционной инстанции представители сторон, в настоящее время какого-либо судебного спора об обязании Администрации принять спорные объекты не имеется. Вопрос о добровольном принятии Администрацией спорных объектов не рассмотрен.
Таким образом, вынесенный судебный акт является основанием для проведения в добровольном порядке мероприятий между должником и муниципалитетом по приему-передачи спорного имущества.
При наличии спора, исключающего добровольную передачу спорных объектов, конкурсный управляющий не лишен права в судебном порядке обратиться с заявлением об обязании Администрации принять имущество.
Довод об отсутствии технической документации на спорное имущество должника, судом апелляционной инстанции не принимается, так как не подтвержден материалами дела и носит предположительных характер. В случае утраты технической документации на спорные объекты, она может быть восстановлена либо вновь изготовлена Администрацией.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по рассматриваемому вопросу судом первой инстанции принято законное и обоснованное определение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Рабочий поселок Красные Баррикады" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Астраханской области от 19 мая 2021 года по делу N А06-7411/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Грабко |
Судьи |
Г.М. Батыршина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7411/2018
Должник: МУП "Вектор" администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады"
Кредитор: ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань"
Третье лицо: АО Управление Росреестра по, вр/у Аникеев Р.К., к/у Аникеев Р.К., Конкурсный управляющий Аникеев Р.К., НП СРО АУ "Развитие", Администрация МО "Рабочий поселок Красные Баррикады", АО "Газпром газораспределение Астрахань", Межрайонный отдел судебных приставов г. Астрахани по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области, ООО "Лукойл-Энергосервис", ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", ПАО "Сбербанк России", Управление Федерального казначейства по Астраханской области, Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7609/2024
01.07.2024 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3868/2024
24.08.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6940/2023
01.06.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3462/2023
05.10.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9607/2021
28.06.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4990/2021
18.06.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4373/2021
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7411/18
16.05.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7411/18
01.11.2018 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7411/18