г. Москва |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А40-228641/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ МРО ФСС РФ Филиал N 6
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2021 по делу N А40-228641/20
по заявлению ООО "ГринТриз" (ОГРН: 1167746142420, ИНН: 9701031660)
к ГУ - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ОГРН: 1027700532298, ИНН: 7710030933) (Филиал N 6)
о возложении обязанности, признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Титова Т.В. по доверенности от 07.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2021 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "ГринТриз" (далее - общество) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 (далее - фонд) от 30.10.2020 N2070.
Решением суда на фонд возложены соответствующие обязательства.
Не согласившись с решением суда, фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Дело рассмотрено судом в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей общества.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя фонда, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в территориальном органе фонда в филиале N 6 в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (рег. N 7706047643) в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ).
15.05.2020 обществом в целях подтверждения основного вида деятельности за 2019 для определения размера страхового тарифа на 2020 в фонд были представлены: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справка о подтверждении основного вида экономической деятельности, копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
Как установлено судом первой инстанции, фонд отклонил представленное обществом заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, указав в обоснование причины отклонения тот факт, что по распоряжению ФСС РФ предоставление документов по ПОВД за 2019 производится до 12.05.2020.
Фондом ввиду отсутствия представления обществом документов для ПОВД позднее 12.05.2020 в одностороннем порядке размер страхового тарифа на обязательное социального страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2020 определен в размере 3,40% по наиболее высокому классу профессионального риска - аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 77.39.2), руководствуясь сведениями о видах экономической деятельности, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении страхователя, о чем обществу было сообщено уведомлением от 21.05.2020.
Установлено, что общество, указанное уведомление о размере страховых взносов на обязательное социального страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 21.05.2020 не получало, ссылаясь при этом на отсутствие работников общества на рабочих местах ввиду установления ограничительных мер пунктом 4.1 Указа Мэра Москвы от 21.05.2020 N 59-УМ.
Общество, не получив указанное уведомление, исчислял страховые взносы за 6 месяцев 2020 в расчете по начисленным и уплаченным страховым взноса по форме 4-ФСС (далее - расчет 4-ФСС) исходя из тарифа в размере 1%, соответствующего основному виду экономической деятельности.
Получив требование фонда о предоставлении необходимых пояснений от 09.09.2020 N 2 обществу стало известно о применении к нему размера страхового тарифа отличного от фактически подтвержденного.
По итогам камеральной проверки представленного расчета 4-ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование за 6 месяцев 2020 общество было привлечено фондом к ответственности за неправильное исчисление сумм страховых взносов за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 по причине применения неверного размера тарифа при расчете страховых взносов.
Решением о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 30.10.2020 N 2070 обществу начислена недоимка по страховым взносам в сумме 481 034,84 руб., в том числе: неуплаченные страховые взносы 384 843,02 руб.; штрафа в размере 93 442,93 руб.; пени по состоянию на 30.06.2020 в размере 2 748,89 руб.
Не согласившись с оспариваемым решением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, основным видом деятельности общества является "Производство прочих изделий, не включенных в другие группировки" (ОКВЭД 32.99.9), соответствующая 9 классу профессионального риска, страховой тариф по которому составляет 1,0 %.
В соответствии с данными из ЕГРЮЛ, общество также вправе осуществлять деятельность, соответствующая коду (ОКВЭД 77.39.2) "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки".
Установлено, что указанный вид деятельности общества, относящийся к наиболее высокому классу профессионального риска (22) и был взят фондом за основу при определении размера страхового тарифа.
В соответствии с пунктом 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2005 N 713 (далее - Постановление N713) основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Правовые последствия неисполнения обязанности по подтверждению страхователем основного вида экономической деятельности предусмотрены п. 13 указанных Правил, которые в редакции Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551, вступившей в силу с 01.01.2017, предусматривают, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, то в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении него в Едином государственном реестре юридических лиц.
Указанное положение принципиальным образом отличается от ранее действовавшей редакции п. 13 Правил, согласно которой страхователь, не подтвердивший основной вид экономической деятельности, подлежал отнесению к виду деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности. Данная редакция п. 13 Правил не предусматривала, каким именно образом должен устанавливаться вид деятельности с более высоким классом, к которому должен быть отнесен страхователь; из буквального содержания пункта следовало, что нужно ориентироваться на в действительности осуществляемую им деятельность (данного подхода придерживалась и судебная практика - постановление Президиума ВАС от 05.07.2011 N 14943/10). В то время как новой редакцией п. 13 Правил установлен формальный подход: выбор вида деятельности для целей определения класса профессионального риска производится органами Фонда исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.
Начиная с 2017 органы фонда в случае неподтверждения страхователями основного вида экономической деятельности, определяют вид экономической деятельности для целей определения класса профессионального риска исходя из данных о кодах ОКВЭД, заявленных в ЕГРЮЛ самим юридическим лицом, выбирая из них код с наиболее высоким классом, т.е. руководствуются предусмотренным п. 13 Правил формальным подходом.
Указанные Правила, утвержденные Постановлением N 713, детализированы Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, который в 2017 также с учетом Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551 действует в редакции приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н (далее - Порядок).
Порядком установлены конкретные сроки подтверждения страхователями основного вида экономической деятельности (до 15 апреля текущего года); перечень подлежащих представлению в фонд документов для подтверждения; определены действия фонда как в случае подтверждения страхователем деятельности, так и в случае непредставления им заявления и документов.
Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку - подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Из пункта 5 указанного Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н, с учетом постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551) следует, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Как указал суд фонд, не получив от общества в срок до 12.05.2020, который установлен с учетом ограничительных мер, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, в соответствии с п. 11 Правил, утвержденных Постановлением N 713, и п. 5 указанного Порядка, направил заявителю уведомление от 21.05.2020, которым за основный вид его деятельности принял указанный в ЕГРЮЛ вид деятельности с самым высоким классом профессионального риска "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" с кодом ОКВЭД 77.39.2, определил 22 класс профессионального риска и установил страховой тариф в размере 3,40%.
Как верно указал суд первой инстанции и фондом не оспаривается, общество в 15.05.2020 направило в фонд пакет необходимых документов с необходимыми исправлениями для подтверждения основного вида экономической деятельности с нарушением установленного Порядком срока.
Исходя из заявленных требований, подлежат судебной оценке и действия общества по направлению в фонд пакета необходимых документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, но с нарушением установленного Порядком срока.
Исходя из буквального содержания выше проанализированных нормативных актов, ни Правила, ни Порядок не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока, что, по мнению суда, является пробелом нормативно-правового регулирования в указанной сфере.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии со ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. При этом представляемые страхователями территориальным органам фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом, и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, начиная с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный пунктом 3 Порядка срок подтверждения основного вида экономической деятельности (15 апреля) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал: к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Однако факт представления данных документов за пределами срока (но в пределах расчетного периода, и более того - в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно пп. 7 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством не предусмотрено.
Пункт 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), предусматривающий отнесение страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска исходя из кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ (в случае непредставления им подтверждающих документов в срок), тем не менее, подразумевает выбор из фактически осуществляемых им видов экономической деятельности, на что указывает использованная формулировка: "осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности".
В пункте 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности..", вместо формулировки "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок". Тем самым содержащееся в п. 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Таким образом, содержащее в п. 5 Порядка (в редакции Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н) положение о том, что "если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности" суд считает не соответствующим п. 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), неоправданно ограничивающим права страхователей и приводящим к возложению на них не предусмотренных Правилами и Законом N 125-ФЗ обязанностей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что подлежит применению ненормативный акт, имеющий большую юридическую силу - утвержденные Постановлением N 713 Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Как ранее было установлено судом, общество представило в фонд документы для подтверждения основного вида экономической деятельности 15.052020, то есть с незначительным нарушением срока.
В ходе рассмотрения дела фондом никаких возражений в отношении представленного обществом заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности не приведено.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, по итогам 2019 основным видом деятельности общества является деятельность по производству прочих изделий, не включенных в другие группировки с кодом ОКВЭД 32.99.9.
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу, что так, как фактически осуществлявшийся в 2019 основной вид деятельности общества относится к 1 классу профессионального риска, то с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ в отношении него на период 2020 подлежит применению страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,0% к начисленной оплате труда.
Судом также учитывается, что в 2020 несвоевременность представления обществом в фонд необходимого комплекта документов с целью подтверждения основного вида деятельности была вызвана обстоятельствами, которые расцениваются судом как уважительные.
В соответствии с п.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 Территориальный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя.
Суд пришел к правомерному выводу, что установление фондом размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 3,40% (ОКВЭД 77.39.2 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки", 22 класс профессионального риска), в данном случае является незаконным, оспариваемое решение фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социально страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 30.10.2020 N 2070 подлежит признанию недействительным, так как основано на неправомерном установлении фондом обществу размера страховых взносов.
В связи с вышеизложенным, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные фондом в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2021 по делу N А40-228641/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228641/2020
Истец: ООО "ГРИНТРИЗ"
Ответчик: ГУ МРО ФСС РФ ФИЛИАЛ N6