г. Челябинск |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А07-17544/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Бабиной О.Е., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.03.2021 по делу N А07-17544/2020.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - Доброва Л.М. (доверенность сроком действия по 31.12.2021, диплом, паспорт).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан городская больница N 2 города Стерлитамак (далее - ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее ГУ РО ФСС РФ по РБ, ответчик) о взыскании 988 000 руб. задолженности.
Решением суда от 19.03.2021 исковые требования удовлетворены (т. 3 л.д. 56-63).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГУ РО ФСС РФ по РБ обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что в период с 08.04.2020 по 18.06.2020 у истца не было лицензии на осуществление услуг женщинам в период беременности по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни по адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности: ул. Тукаева, д. 5, пом. 1, ул. Салавата Юлаева, д. 4, ул. Артема, 121, учитывая, что ГБУЗ РБ Городская больница N 4 г. Стерлитамак и ГБУЗ РБ Городская больница N 3 г. Стерлитамак прекратили свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак, а Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрена обязанность лицензиата по переоформлению лицензии исключительно в случае его преобразования и слияния.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак в судебное заседание своего представителя не направило.
С учетом мнения представителя подателя жалобы и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак.
До начала судебного заседания от ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы жалобы поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из искового заявления, между ГУ РО ФСС РФ по РБ и ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак был заключен договор от 09.01.2020 N 64 об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.10.2019 N 1170-р и Приказа Минздрава Республики Башкортостан от 25.10.2019 N 1904-д 30.03.2020 проведена процедура реорганизации государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница N 4 города Стерлитамак и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница N 3 города Стерлитамак в форме присоединения первого ко второму с передачей прав, обязанностей и имущества и сохранением целей деятельности. Установлено следующее наименование создаваемого в результате реорганизации учреждения - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница N 2 города Стерлитамак (т. 1 л.д. 26-29).
На основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 987, а также Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.01.2008 N 11н истцом представлены в Фонд социального страхования соответствующие счета-фактуры и заполненные талоны N 1, N 3-1, N 3-2 родовых сертификатов с целью получения компенсации за понесенные расходы на оказание медицинских услуг на общую сумму 988 000 руб.
Талоны родовых сертификатов N 3-1, N 3-2, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.11.2005 N 701 "О родовом сертификате" за период с апреля 2020 по июнь 2020 на общую сумму 988 000 руб. не приняты ответчиком к оплате.
Истец обратился к ответчику с претензией от 11.06.2020 N 983 (т. 1 л.д. 66).
Оставление названной претензии без удовлетворения, послужило причиной обращения истца в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что период времени (начиная с момента представления документов и до получения лицензии) рассматривается как ожидание лицензии в период переоформления, а не ее отсутствие.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
В соответствии со статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Иными словами, юридическое лицо, к которому произошло присоединение реорганизуемого лица, является полным универсальным правопреемником последнего.
Факт универсального правопреемства ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак от ГБУЗ РБ Городская больница N 4 г. Стерлитамак к ГБУЗ РБ Городская больница N 3 г. Стерлитамак подтверждается материалами дела.
Указывая, что в спорный период у истца отсутствовала лицензия на оказание медицинских услуг, ответчик не учитывает, что в период с 30.03.2020 по 17.06.2020 ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак находилось в процессе переоформления лицензии.
При этом, оказание медицинской помощи в данный период было непрерывным, поскольку ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак является единственным учреждением в городе, оказывающим медицинскую помощь по специальностям: "акушерство и гинекология", "педиатрия", "неонатология", "неврология", "детская хирургия", "травматология - ортопедия", "оториноларингология", "офтальмология", "лабораторная диагностика", "функциональная диагностика", "ультразвуковая диагностика".
То есть учреждение в данный период оказывало медицинскую помощь в условиях не отсутствия лицензии, а ожидания ее выдачи, поскольку отсутствие лицензии предполагает либо ее неполучение в установленном законом порядке либо лишение (отзыв) выданной ранее лицензии, в то время как переоформление лицензии подразумевает под собой процесс получения новой лицензии лицензиатом, соответствующим определенным требованиям, действующим разумно и добросовестно.
Действующее законодательство о лицензировании не содержит норм, обязывающих лицензиата приостановить свою деятельность на время переоформлении лицензии.
Вместе с тем, оплата указанных выше услуг должна была производиться ответчиком на основании предоставленных талонов родового сертификата N 1, N 3-1, N 3-2, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.11.2005 N 701 "О родовом сертификате".
В соответствии с пунктом 7 Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее - Постановление N 1233), медицинское учреждение ежемесячно, до 10-го числа, представляет в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан счета на оплату услуг с приложением надлежащим образом оформленных талонов родовых сертификатов и реестров этих талонов.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Статьей 7 Закона N 323-ФЗ закреплено, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Механизм реализации названных выше законоположений конкретизирован в Постановлении N 1233 и в Приказе Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.02.2011 N 72н "О порядке расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее - Приказ N 72н).
Указанными нормативными актами определено, что условиями для перечисления денежных средств на оплату оказанных медицинских услуг является наличие у учреждения здравоохранения лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальностям: акушерство и гинекология, педиатрия и (или) неонатология - оплата услуг по медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период; педиатрия, неврология, детская хирургия, стоматология детская, травматология-ортопедия, оториноларингология, офтальмология, лабораторная диагностика, функциональная диагностика, ультразвуковая диагностика - оплата услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, а также заключенного с Фондом социального страхования Российской Федерации (его отделениями) Типового договора, форма которого утверждена указанным Постановлением.
Также в соответствии с положениями пунктов 3 - 7 Постановления N 1233 и Приказа N 72н соответствующие денежные средства на оплату услуг учреждений здравоохранения, в том числе, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, распределяются Фондом социального страхования Российской Федерации между своими региональными отделениями и перечисляются последними медицинским учреждениям на основании талона родового сертификата из следующего расчета:
- 3 000 руб. - за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в медицинской организации, оказывающей женщинам в период беременности медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
- 6 000 руб. - за каждую женщину при оказании ей и новорожденному соответствующей услуги в медицинской организации, оказывающей женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период медицинскую помощь в стационарных условиях;
- 1 000 руб. - за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет и получившего в течение первых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в медицинской организации, осуществляющей проведение профилактических медицинских осмотров детей;
- 1 000 руб. - за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет и получившего в течение вторых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в медицинской организации, осуществляющей проведение профилактических медицинских осмотров детей.
Таким образом, из приведенных положений Постановления N 1233 и Приказа N 72н, следует, что условиями для перечисления денежных средств на оплату оказанных медицинских услуг является, в частности, наличие у учреждения здравоохранения лицензии на осуществление медицинской деятельности (по перечисленным выше специальностям), а также заключенного с Фондом социального страхования Российской Федерации (его отделениями) договора.
Министерством здравоохранения Республики Башкортостан истцу выдана лицензия на медицинскую деятельность ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак N ЛО-02-01-007806 на срок с 18.06.2020 бессрочно (т. 1 л.д. 34-42).
В период с 30.03.2020 по 17.06.2020 ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак оказывало медицинскую помощь не в условиях отсутствия лицензии, а на условиях ее ожидания в период переоформления лицензии.
В силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пунктам 3, 4 названного Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В период ожидания выдачи лицензии на новый срок больница продолжала действовать в качестве учреждения, объединяющего специалистов медицинского профиля и созданного для медицинского обслуживания населения. При наличии необходимых специалистов и обязанности обеспечить медицинской помощью граждан, обратившихся за ней, у больницы в спорный период отсутствовала возможность отказать гражданам в предоставлении медицинской помощи.
Согласно статье 18 Закона N 99-ФЗ, лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии. Заявление о переоформлении лицензии может быть направлено в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Ответчиком не доказано, что в период с 30.03.2020 по 17.06.2020 ГБУЗ РБ ГБ N 2 г. Стерлитамак не соответствовало лицензионным требованиям и условиям при осуществлении медицинской деятельности, установленным положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
Доказательств, свидетельствующих об оказании медицинских услуг по оказанию специализированной медицинской помощи в период беременности, а также по проведению профилактических медицинских осмотров детей по иным, нежели до переоформления лицензии, адресам, в материалах дела не имеется.
В спорный период медицинское учреждение соответствовало лицензионным требованиям, что подтверждено последующим получением лицензии N ЛО-02-01-007806 на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, в период с 30.03.2020 по 17.06.2020 истец находился в ожидании получения лицензии в связи с ее оформлением по причине реорганизации, отказать в оказании медицинских услугах оно было не вправе.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствие заключенного истцом с соответствующим отделением Фонда социального страхования типового договора также не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в перечислении соответствующих денежных средств за оказанные медицинские услуги ввиду того, что данное обстоятельство не отменяет заложенных в действующем законодательстве и перечисленных ранее гарантий социальной защиты материнства и детства. Кроме того, нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы компенсации произведенных на оказание медицинской помощи затрат, в том числе Постановлением N 1233 и Приказом N 72н, не закреплено такого основания для отказа в перечислении денежных средств, как незаключение учреждением и Фондом социального страхования (его отделением) договора.
Факт оказания услуг подтверждается представленными истцом в материалы дела талонами родовых сертификатов (т. 1 л.д. 79-150, т. 2, т. 3 л.д. 1).
Возражений по расчету суммы исковых требований ГУ - РО ФСС РФ по РБ не заявлено.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобы, подлежат отклонению, так как отсутствие у истца лицензии в спорный период являлось формальным обстоятельством, поскольку было связано с процедурой оформления ранее имевшегося разрешения ввиду произошедшей реорганизации.
При наличии у истца необходимых специалистов и обязанности в силу закона оказывать соответствующую медицинскую помощь гражданам, обратившимся за такой помощью, а также при отсутствии на территории нахождения истца иных медицинских учреждений, обладающих возможностью оказывать аналогичную медицинскую помощь, у истца в период ожидания лицензии отсутствовала возможность отказать обратившимся гражданам в предоставлении медицинской помощи. Более того, истец не имел права отказывать в ее оказании медицинской помощи, поскольку такой отказ влечет реальную угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, охрана которых гарантирована Конституцией Российской Федерации, статьей 19 Закона N 323-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.03.2021 по делу N А07-17544/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17544/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2 ГОРОДА СТЕРЛИТАМАК
Ответчик: ГУ РО ФСС РФ по РБ