г. Москва |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А40-6227/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.
судей Бондарева А.В., Алексеевой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Красный Якорь" на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2021 года по делу N А40-6227/19, принятое судьей Т.А. Ламоновой (180-50),
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963)
к Акционерному обществу "Красный Якорь" (ОГРН 1024301078438)
о взыскании задолженности по арендной плате,
при участии в судебном заседании представителей: от истца: не явился, извещен; от ответчика: Сегал В.М. по доверенности от 29.01.2021, удостоверение адвоката N 17013 от 13.07.2018,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "Красный Якорь" (далее - ответчик) о взыскании 6 093 008 руб. 11 коп. недополученной арендной платы по договору аренды N 17-43 от 07.07.2010, в том числе: 2 259 116 руб. в федеральный бюджет, 3 833 892 руб. 11 коп. в бюджет Кировской области.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 ноября 2021 года по делу N А40-6227/19 исковые требования удовлетворены в части.
Суд взыскал с ответчика в пользу истца 2 222 626 руб. 11 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и Закрытым акционерным обществом "Красный якорь" (арендатор) на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности и формы примерного договора аренды лесного участка", приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.201 9 N 16 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", распоряжения Правительства Кировской области от 17.10.2008 N 438 "Об утверждении заявки ЗАО "Красный якорь" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация производства", ЗАО "Красный якорь" 2008-2014", распоряжения Департамента лесного хозяйства Кировской области от 10.03.2010 N 361 "О предоставлении лесного участка в аренду для осуществления заготовки древесины в целях реализации инвестиционного проекта" заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 07.07.2010 N 17-43 (зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.10.2010 за номером 43-43-01 390/2010-434) для заготовки древесины.
Закрытое акционерное общество "Красный якорь" 20.01.2015 было переименовано в акционерное общество "Красный якорь" (Арендатор), о чем свидетельствует запись в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 2154329030414.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 договора аренды ответчик обязался вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором (соответствующим приложением к нему, соглашением либо уведомлением об изменении арендной платы).
Согласно пункту 6 договора арендная плата вносится в следующие сроки и размеры: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля -10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября -15%, 15 декабря - 15%.
Согласно пункту 5 договора аренды арендная плата по договору на момент его подписания составляла 1 669 890 рублей 00 копеек в год.
23.08.2017 между арендатором и арендодателем подписано дополнительное соглашение от 23.08.2017 N 1 к договору аренды (далее - соглашение N 1), согласно которому арендная плата с 03.03.2011 по 28.09.2013 составляет 1 251 170,00 рубль в год, с 29.09.2011 по 31.12.2011 составляет 1 230 229,00 рублей в год, с 01.01.2012 по 31.12.2012 составляет 1 239 226,00 рублей в год, с 01.01.2013 по 31.12.2013 составляет 1 230 229,00 рублей в год, с 01.01.2014 по 21.05.2014 составляет 1 220 680,00 рублей в год, с 22.05.2014 по 31.12.2014 составляет 1 253 584,00 рублей в год, с 01.01.2015 по 28.04.2015 составляет 1 310 821,00 рублей, с 29.04.2015 по 31.12.2015 составляет 1 419 798 рублей, с 01.01.2016 по 07.10.2016 составляет 1 481 979 рублей, с 08.10.2013 по 31.12.2016 составляет 2 608 283 рубля, с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляет 2 754 201 рубль, с 01.01.2018 составляет 2 881 879 рублей. Данное дополнительное соглашение было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кировской области 05.10.2017 года за регистрационным номером 43:19:000000:194-43/001/2017-1.
На основании пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, по настоящему Договору в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов должен применяться понижающий коэффициент 0,5. Срок окупаемости проекта по настоящем) договору установлен семь лет с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта.
В соответствии с абзацами 5, 6 пункта 7 договора аренды по окончании срока окупаемости проекта размер арендной платы по настоящему договор} за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных соглашений. В случаях, предусмотренных абзацами 4 и 5 настоящего пункта, Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением Арендодателя в размере и с момента, указанных в соответствующем уведомлении.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" срок окупаемости инвестиционного проекта - это срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта со дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительный результат.
В соответствии с концепцией простой срок окупаемости проекта составляет 6,02 лет (6 лет 7 дней).
Таким образом, началом срока окупаемости и началом реализации инвестиционного проекта является дата начала вложения средств (день начала финансирования). Согласно документам, представленным акционерным обществом "Красный якорь" в качестве подтверждения вложения инвестиций при реализации инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства", началом срока окупаемости является 15.05.2007 - дата первого вложения средств (платежное поручение от 15.05.2007 N 002080 на сумму 3 941 573,63 рубля, в числе НДС 18 % 601 256,99 рублей; оплата по сч. 86 от 14.05.2007 за линию ребросклеивания. Договор N 12/1/2007 от 09.04.2007).
На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", концепцией инвестиционного проекта "Модернизация производства "Красный якорь" 2008-2014 гг.", включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов согласно приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2009 N 16 срок окупаемости начинает исчисляться с 15.05.2007 года (со дня начала финансирования инвестиционного проекта) и истекает (при применении простого срока окупаемости 6 лет 7 дней) 21.05.2013 года.
В связи с истечением 21.05.2013 срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта с области освоения и в соответствии с пунктом 1 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 " О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единиц) площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности средний коэффициент превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта составляет 1.81.
На основании изложенного Министерством произведен перерасчет арендной платы по договору аренды. В результате перерасчета сложилось недополученная арендная плата в федеральный и областной бюджеты за период с 01.01.2013 по 31.12.2017, по срокам уплаты 15.02.2018 по 15.09.2018 в сумме 6 093 008,11 рублей, в том числе в федеральный бюджет в сумме 2 259 116,00 рублей, в областной бюджет в сумме 3 833 892,11 рублей.
В целях мирного урегулирования спора в досудебном порядке, министерством направлялась арендатору требование от 11.10.2018 N 6272-58-07-12, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела судом признал верным расчет исковых требований, представленный истцом, так как он учитывает все заключенные между сторонами соглашения, а также изменения в действующее законодательство в части установления ставки.
Ответчиком заявлено об истечении срока исковой давности по требованиям до 15.11.2015 г.
Исковое заявление подано в суд 15.11.2018, в связи с чем срок исковой давности применительно требованию о взыскании долга и пени с учетом срока оплаты, начисленных за период до 15.11.2015, истек.
Истцом представлен информационный расчет за период с 15.11.2015 по 15.09.2018, согласно которому сумма долга составляет 2 222 626 руб. 11 коп., из которых: 781 871 руб. в федеральный бюджет, 1 440 755 руб. 11 коп. в областной бюджет, который проверен судом и признан верным, на основании чего требования с учетом пропуска срока исковой давности удовлетворены в данном размере.
Оспаривая состоявшийся по делу судебный акт, ответчик, повторяя позицию отзыва на иск утверждает, что истцом неверно определен срок окупаемости приоритетного инвестиционного проекта с учетом изменений, внесенных в инвестпроект.
Данный довод судебной коллегией исследован и не принимается.
Срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительный результат (статья 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ).
Из буквального толкования поименованной нормы, следует, что срок окупаемости инвестиционного проекта начинает течь со дня осуществления инвестиционной деятельности, то есть с момента вложения первых инвестиций и осуществления практических действия в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в проект и не связан с другими фактами, сопутствующими реализации инвестиционного проекта.
Началом срока окупаемости и началом реализации инвестиционного проекта является дата начала вложения средств (день начала финансирования). Согласно представленным в материалы дела доказательствам, началом срока окупаемости является 15.05.2007 - дата первого вложения средств (платежное поручения от 15.05.2007 N 002080 на сумму 3 941 573,63 рубля, в том числе НДС 18 % 601 256,99 рублей; оплата по сч. от 14.05.2007 за линию ребросклеиваиия. Договор N 12/1/2007 от 09.04.2007).
На этом основании довод ответчика о том, что детой начала срока реализации инвестиционного проекта является дата заключения договора аренды отклоняется, как не основанный на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в заявке, инвестиционном проекте и договоре аренды лесного участка.
При реализации приоритетного инвестиционного проекта до его завершения АО "Красный якорь" руководствовалось концепцией инвестиционного проекта "Модернизация производства ЗАО "Красный якорь" 2008-2014 г.г.", утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 17.10.2008 N 438 на основании заявки.
В соответствии с концепцией инвестиционного проекта 2008 года простой срок окупаемости составляет 6,02 (6 лет 7 дней) и дисконтированный срок 7 лег.
Кроме того, необходимо учитывать, что расчет срока окупаемости для принятия решения о включении инвестиционного проект осуществляется на стадии подготовки концепции, а не после принятия решения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации о завершении проекта.
Па основании изложенного, в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 39-ФЗ, концепцией инвестиционного проекта "Модернизация производства ЗАО "Красный якорь" 2008-2014 г.г.", включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов согласно приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2009 N 16 срок финансирования начинает исчисляться с 15.05.2007 (со дня начала финансирования инвестиционного проекта) и истекает (при применении простого срока окупаемости 6 лет 7 дней) 21.05.2013 года.
Срок окупаемости инвестиционного проекта 9,84 лет не подтвержден концепцией инвестиционного проекта "Модернизация производства ЗАО "Красный якорь" 2008-2014 гг.".
Таким образом, довод общества о применении коэффициента 0,5 в течении срока окупаемости (9,84 лет) с даты заключения договора является ошибочным и основанным на неверном толковании норм права.
Изменения в концепцию инвестиционного проекта АО "Красный якорь" согласно порядку внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в облаете: освоения лесов, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.11.2011 N 1755 "О порядке внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов" (действовавшего в период реализации АО "Красный якорь" инвестиционного проекта"), не вносились, что также подтверждается Министерством промышленности Российской Федерации в письме от 31.01.2019 N 5623/08.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 08.11.2019 по делу N А28-6596/2019, установлено, что решение о внесении изменений в инвестиционный проект Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в том числе в отношении срока окупаемости этот проекта, не принималось и концепция проекта от 2012 года не подлежит использованию и учету: исчисление иных периодов сроков окупаемости инвестиционного проекта является необоснованным.
Таким образом, при определении периода льготного начисления арендной платы и о договору аренды применению подлежат показатели, содержащиеся в концепции 2008 года, в том числе относительно срока окупаемости проекта.
С учетом того, что период окупаемости инвестиционного проекта прямо определен Федеральным законом N 39-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30,06.2007 N 419, утвержденной концепцией инвестиционного проекта 2008 года. доводы АО "Красный якорь" относительно иных сроков окупаемости инвестиционного проекта обоснованно отклонены судом первой инстанции как необоснованные.
Основания для установления в договоре аренды срока окупаемости 9,84 лет, исходя из представленной Обществом концепции 2012 года и расчета специалиста, отсутствуют.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 (2) Постановления Правительства от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесные участка, находящегося в федеральной собственности" по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарной расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Аналогичные условия содержания в пункте 7 договора аренды.
В связи с истечением 21.05.2013 срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с пунктом 1 (2) пунктом 7 договора аренды средний коэффициент превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости приоритетные инвестиционного проекта 1,81.
Судом отклоняются доводы ответчика о недействительности абзаца 4 пункта 5 договора аренды лесного участка, о злоупотреблении правом со стороны истца, поскольку данные обстоятельства были предметом исследования судами при рассмотрении дела А28-6596/19 и были судами признаны необоснованными.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки, в связи с чем, решение Арбитражного суда г. Москвы отмене не подлежит.
Поскольку заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2021 года по делу N А40-6227/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6227/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "КРАСНЫЙ ЯКОРЬ"
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20992/2021
24.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2173/2021
19.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-6227/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-6227/19