г. Москва |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А40-6227/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Колмаковой Н.Н.,
судей: Шишовой О.А., Ярцева Д.Г.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Сегал В.М., по доверенности от 29.01.2021
рассмотрев 07 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Красный Якорь" на решение Арбитражного суда города Москвы
от 19 ноября 2020 года
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 24 июня 2021 года
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области
к акционерному обществу "Красный Якорь"
о взыскании арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу "Красный Якорь" (далее - ответчик) о взыскании 6 093 008 руб. 11 коп. недополученной арендной платы по договору аренды N 17-43 от 07.07.2010, в том числе: 2 259 116 руб. в федеральный бюджет, 3 833 892 руб. 11 коп. в бюджет Кировской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021, исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 2 222 626 руб. 11 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Представленный истцом отзыв на кассационные жалобы судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Красный якорь" (арендатор) на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности и формы примерного договора аренды лесного участка", приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2019 N 16 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", распоряжения Правительства Кировской области от 17.10.2008 N 438 "Об утверждении заявки ЗАО "Красный якорь" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация производства", ЗАО "Красный якорь" 2008-2014", распоряжения Департамента лесного хозяйства Кировской области от 10.03.2010 N 361 "О предоставлении лесного участка в аренду для осуществления заготовки древесины в целях реализации инвестиционного проекта" заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 07.07.2010 N 17-43 (зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.10.2010 за номером 43-43-01 390/2010-434) для заготовки древесины.
ЗАО "Красный якорь" 20.01.2015 было переименовано в АО "Красный якорь".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 договора аренды ответчик обязался вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором (соответствующим приложением к нему, соглашением либо уведомлением об изменении арендной платы).
Согласно пункту 6 договора арендная плата вносится в следующие сроки и размеры: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября -15%, 15 декабря - 15%.
Согласно пункту 5 договора аренды арендная плата по договору на момент его подписания составляла 1 669 890 рублей 00 копеек в год. 23.08.2017 между арендатором и арендодателем подписано дополнительное соглашение от 23.08.2017 N 1 к договору аренды (далее - соглашение N 1), согласно которому арендная плата с 03.03.2011 по 28.09.2013 составляет 1 251 170,00 рубль в год, с 29.09.2011 по 31.12.2011 составляет 1 230 229,00 рублей в год, с 01.01.2012 по 31.12.2012 составляет 1 239 226,00 рублей в год, с 01.01.2013 по 31.12.2013 составляет 1 230 229,00 рублей в год, с 01.01.2014 по 21.05.2014 составляет 1 220 680,00 рублей в год, с 22.05.2014 по 31.12.2014 составляет 1 253 584,00 рублей в год, с 01.01.2015 по 28.04.2015 составляет 1 310 821,00 рублей, с 29.04.2015 по 31.12.2015 составляет 1 419 798 рублей, с 01.01.2016 по 07.10.2016 составляет 1 481 979 рублей, с 08.10.2013 по 31.12.2016 составляет 2 608 283 рубля, с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляет 2 754 201 рубль, с 01.01.2018 составляет 2 881 879 рублей.
Данное дополнительное соглашение было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кировской области 05.10.2017 года за регистрационным номером 43:19:000000:194-43/001/2017-1.
На основании пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, по настоящему Договору в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов должен применяться понижающий коэффициент 0,5. Срок окупаемости проекта по настоящем) договору установлен семь лет с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта.
В соответствии с абзацами 5, 6 пункта 7 договора аренды по окончании срока окупаемости проекта размер арендной платы по настоящему договору за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных соглашений. В случаях, предусмотренных абзацами 4 и 5 настоящего пункта, арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением арендодателя в размере и с момента, указанных в соответствующем уведомлении.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее также - Закон N 39-ФЗ) срок окупаемости инвестиционного проекта - это срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта со дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительный результат. В соответствии с концепцией простой срок окупаемости проекта составляет 6,02 лет (6 лет 7 дней). Таким образом, началом срока окупаемости и началом реализации инвестиционного проекта является дата начала вложения средств (день начала финансирования).
Согласно документам, представленным АО "Красный якорь" в качестве подтверждения вложения инвестиций при реализации инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства", началом срока окупаемости является 15.05.2007 - дата первого вложения средств (платежное поручение от 15.05.2007 N 002080).
Суды пришли к выводу, что в соответствии со статьей 1 Закона N 39-ФЗ, концепцией инвестиционного проекта "Модернизация производства "Красный якорь" 2008-2014 гг.", включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов срок окупаемости начинал исчисляться с 15.05.2007 (со дня начала финансирования инвестиционного проекта) и истек (при применении простого срока окупаемости 6 лет 7 дней) - 21.05.2013.
В связи с истечением 21.05.2013 срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта и в соответствии с пунктом 1 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единиц) площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности средний коэффициент превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта составляет 1.81.
На основании изложенного Министерством произведен перерасчет арендной платы по договору аренды. В результате перерасчета сложилось недополученная арендная плата в федеральный и областной бюджеты за период с 01.01.2013 по 31.12.2017, по срокам уплаты 15.02.2018 по 15.09.2018 в сумме 6 093 008,11 рублей, в том числе в федеральный бюджет в сумме 2 259 116,00 рублей, в областной бюджет в сумме 3 833 892,11 рублей.
Поскольку в досудебном порядке ответчик не удовлетворил требования истца, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что срок окупаемости инвестиционного проекта "Модернизация производства "Красный якорь" 2008 - 2014 гг.", включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов согласно приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2009 N 16, начал течь с 15.05.2007 года (со дня начала финансирования инвестиционного проекта) и истек (при применении простого срока окупаемости 6 лет 7 дней) 21.05.2013, пришли к выводу, что в спорный период общество вносило арендные платежи в неполном объеме, с применением понижающего коэффициента, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 22, статьей 72, частями 1, 2, 4 статьи 73, частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 199, 309, 310, 614, пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, удовлетворили исковые требования частично, применив по заявлению ответчика срок исковой давности.
Данный правовой подход содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2021 N 305-ЭС21-14328.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов в обжалуемых судебных актах, основаны на ошибочном толковании ответчиком правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также на ошибочном толковании судебной практики.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем исследовании представленных в материалы дела доказательств, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судами не допущено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Принимая во внимание изложенное, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для изменения или отмены обжалуемым в кассационном порядке решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2021 года, по делу N А40-6227/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Н. Колмакова |
Судьи |
О.А. Шишова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что срок окупаемости инвестиционного проекта "Модернизация производства "Красный якорь" 2008 - 2014 гг.", включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов согласно приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2009 N 16, начал течь с 15.05.2007 года (со дня начала финансирования инвестиционного проекта) и истек (при применении простого срока окупаемости 6 лет 7 дней) 21.05.2013, пришли к выводу, что в спорный период общество вносило арендные платежи в неполном объеме, с применением понижающего коэффициента, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 22, статьей 72, частями 1, 2, 4 статьи 73, частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 199, 309, 310, 614, пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, удовлетворили исковые требования частично, применив по заявлению ответчика срок исковой давности.
Данный правовой подход содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2021 N 305-ЭС21-14328."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2021 г. N Ф05-20992/21 по делу N А40-6227/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20992/2021
24.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2173/2021
19.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-6227/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-6227/19