город Воронеж |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А14-14262/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Богучарская районная больница": Чуриков А.В. - представитель по доверенности от 27.05.2021 сроком по 31.12.2021, паспорт гражданина РФ, диплом о высшем юридическом образовании, рег. номер 66399 от 21.06.2013; Капусткина Е.С. - представитель по доверенности от 11.01.2021, сроком по 31.12.2021, паспорт РФ;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области: Журавлева Н.И. - представитель по доверенности N 2345/5 от 29.06.2020 сроком на три года, паспорт гражданина РФ, диплом о высшем юридическом образовании, рег. номер 12654 от 31.10.2003;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Богучарская районная больница" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2020 по делу N А14-14262/2019 по заявлению бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Богучарская районная больница" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Воронежской области о признании недействительным требования от 24.06.2019 N 1792/10 о возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и уплаты штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в части,
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Богучарская районная больница" (далее - заявитель, БУЗ ВО "Богучарская РБ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области (далее - ответчик, ТФОМС ВО, Фонд) от 24.06.2019 N 1792/10 о возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и уплаты штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств (с учетом уточнений заявленных требований принятых определением от 12.02.2020) в следующей части:
- расходования бюджетных средств в 2018 г. на покрытие обязательств по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по предпринимательской деятельности, признанные использованными не по целевому назначению в сумме 252 345,31 руб. (п. 4.3. акта от 07.06.2019);
- признания необоснованно выплаченной из средств ОМС заработной платы и начислений на выплаты по оплате труда заместителям главного врача, главному бухгалтеру, главной медицинской сестре в связи с завышением коэффициентов масштаба управления в сумме 269 493,64 руб.,
- признания необоснованными выплат, не по целевому назначению средства ОМС в сумме 117 883,22 руб. (п. 4.7.1 акта от 07.06.2019);
- признания нецелевого расходование средств ОМС в 2018 г. на покрытие обязательств бюджета в части закупки реактивов для выявления ВИЧ-инфекции в сумме 25 653 руб. ( п. 4.8.1 Акта от 07.06.2019).
- уплаты штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 66 537,52 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2020 по делу N А14-14262/2019 заявленные требования удовлетворены частично.
Требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области от 24.06.2019 N 1792/10 в части обязания бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Богучарская районная больница" возвратить 295 545,95 руб. и уплатить 29 554,60 руб., как не соответствующее в указанной части Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" признано недействительным. Суд обязал Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Богучарская районная больница". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С учетом частичного удовлетворения заявленных требований судебные расходы заявителя по оплате госпошлины взысканы с Фонда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, БУЗ ВО "Богучарская РБ" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа заявителю в удовлетворении требований, в остальной части решение суда оставить без изменения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ТФОМС Воронежской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения БУЗ ВО "Богучарская РБ" требований, отказав в удовлетворении заявленных требований полностью.
В обоснование доводов апелляционной жалобы БУЗ ВО "Богучарская РБ" указывает на то, что расходы по оплате труда хозяйственно-обслуживающего персонала, выполняющего свои обязанности на основании трудового договора и штатного расписания в целях обеспечения уставной деятельности медицинской организации заложены тарифным соглашением на 2018 года, действующим на территории Воронежской области, в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Следовательно, вывод суда о том, что оплату труда хозяйственно-обслуживающего персонала следовало производить из средств, полученных в результате оказания платных медицинских услуг, в связи с тем, что они, не принимали непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС является незаконным и неправомерным. Кроме того, по мнению учреждения, суд области неверно применил нормы действующего законодательства при принятии решения о том, что компенсационные выплаты за работу с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека работникам лаборатории, а также приобретение реагентов для выявления ВИЧ-инфекции осуществляется за счет иных источников финансирования, а не за счет средств ОМС. БУЗ ВО "Богучарская РБ" не оказывает лечебную помощь по направлению "ВИЧ-инфицирование", а диагностика на ВИЧ исследование проводится в рамках оказания медицинской помощи согласно стандартам оказания медпомощи.
ТФОМС Воронежской области в апелляционной жалобе указывает на незаконность решения суда в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что при расчете доли участия в расходах медицинской организации по источникам доходов в расчете нецелевого использования средств ОМС, а именно доли, приходящейся на платные услуги (приносящей доход деятельности) без средств во временном распоряжении суд неверно определил процентное соотношение сумм доходов, поступивших в БУЗ ВО "Богучарская РБ". В связи с чем, суд необоснованно уменьшил сумму нецелевого использования с 252 345,31 руб. на 226 293,00 руб., признав сумму 26 052,31 руб. нецелевым использованием средств ОМС, и как следствие признал необоснованным требование об уплате штрафа на 2 605,23 руб. (10% от суммы в соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ). Кроме того, фонд указывает, что КМУ спорным сотрудникам был рассчитан заявителем и соответственно выплачен с нарушением Трудового Кодекса РФ, приказов департамента здравоохранения Воронежской области от 27.11.2014 N 2607 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников бюджетных и автономных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области" и "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области" от 24.11.2017 N 2369 и Положения об оплате труда.
ТФОМС Воронежской области считает, что вывод суда о том, что при рассмотрении указанного предмета спора имеет значение допущенное учреждением превышение расходования средств областного бюджета при начислении и выплате пятерым из восьми спорных сотрудников заработной платы, противоречит статьям 28, 38 БК РФ, устанавливающим принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, п. 1 ст. 306.4 БК РФ, норме п. 8 с. 26 Федерального закона N 326-ФЗ, устанавливающей, что средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТФОМС Воронежской области проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в БУЗ ВО "Богучарская РБ" за период с 01.04.2017 по 31.03.2019.
По итогам проверки 07.06.2019 составлен акт плановой комплексной проверки использования средств ОМС, согласно которому Учреждение в 2018, 2019 годах допустило нецелевое использование средств ОМС в сумме 668 936,15 руб., в том числе за 2018 год - 665 444,18 руб., за 1 квартал 2019 года - 3491,97 руб.
По результатам рассмотрения акта БУЗ ВО "Богучарская РБ" направлено требование от 24.06.2019 N 1792/104 о возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа.
Согласно указанному требованию Учреждению необходимо:
1. Возвратить денежные средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 668 936,15 руб. в бюджет ТФОМС ВО течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС ВО настоящего требования.
2. Уплатить в бюджет ТФОМС ВО штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в сумме 66 893,62 руб. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования.
Не согласившись с выводами Фонда о нецелевом использовании средств в части БУЗ ВО "Богучарская РБ" обратилось в суд с рассмотренным заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования по первому эпизоду о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 226 293 за 2018 год на покрытие расходов, связанных с оказанием платных услуг в части заработной платы и начислений на выплаты по оплате труда персонала, не принимавшего участие в оказании медицинской помощи в нарушение принципа пропорциональности, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение Закона N 326-ФЗ, Тарифного соглашения на 2018 год, Договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, средства ОМС были использованы БУЗ ВО "Богучарская РБ" на оплату расходов на заработную плату и начисления на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи. При этом, суд пришел к выводу, что ТФОМС при определении доли (пропорции) каждого источника финансирования в объеме всех средств, поступивших в медицинскую организацию в проверяемом периоде, законодательно не уполномочен был учитывать денежные средства в размере 684 289,56 руб., поступившие во временное распоряжение заявителя, как доход. На основании вывода о неправомерности учета средств во временном распоряжении в размере 684 289,56 руб., суд установил, что в 2018 году общая сумма доходов БУЗ ВО "Богучарская РБ" составила 242 823 156,55 руб. (без средств во временном распоряжении). Определив расчет доли участия в расходах медицинской организации по источникам доходов в расчете нецелевого использования средств ОМС, а именно доли, приходящейся на платные услуги (приносящей доход деятельности) без средств во временном распоряжении, суд признал недействительным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области от 24.06.2019 N 1792/10 в части обязания бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Богучарская районная больница" возвратить 26 052,31 руб. и уплатить 2605,23 руб. штрафа.
По второму эпизоду судом области сделан вывод, что учреждение при начислении и выплате пятерым из восьми спорных сотрудников заработной платы в целом (несмотря на неправильное определение коэффициента КМУ) допустило превышение расходования только средств областного бюджета по статье расходов "заработная плата", а не ОМС. В связи с чем, нецелевого использования средств ОМС в размере 269 493,64 руб. допущено не было, заявление БУЗ ВО "Богучарская РБ" о признании незаконным требования об обязании возвратить указанные денежные средства и штраф в размере 2694,93 руб. судом удовлетворено.
В части компенсационных выплат, суд области исходил из того, что компенсационные выплаты за работу с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека работникам лаборатории лаборанту Писаренко И.В., фельдшеру-лаборанту Самохваловой Г.Н. и приобретение реагентов для выявления ВИЧ-инфекции должны осуществляться за счет иных источников финансирования, а не за счет средств ОМС, в связи с этим Фонд правильно указал в оспариваемом акте на нецелевое расходование средств ОМС в размере 143 536,22 руб. и наличие у Учреждения обязанности восстановить в бюджет фонда средств в указанной сумме, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 13 Федерального Закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 г. N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
В силу пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Основанием для признания расходов из средств ОМС в сумме 252 345,31 руб. нецелевыми послужил вывод Фонда о том, что 2018 году учреждение в нарушение принципа пропорциональности осуществляло расходы в указанном размере из средств ОМС на покрытие расходов в части заработной платы и начислений на выплаты по оплате труда 28 сотрудникам, не принимавшим непосредственного участия в оказании медицинской помощи, которые должны быть произведены за счет средств от приносящей доход деятельности.
Арбитражным судом Воронежской области установлено, и материалами дела подтверждено, что в Учетной политике БУЗ ВО "Богучарская РБ" (приказы от 09.01.2018 N 1/1 "Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета" и от 24.12.2018 N 175 "Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета" закрепило, что распределение затрат учреждения осуществляется на все источники финансирования (ОМС, субсидия на выполнение государственного задания, платная и иная приносящая доход деятельность) пропорционально объему средств, полученных от оказания медицинской помощи из соответствующих источников, а также поступлений от платной и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным на соответствующий год (раздел 9 Учетной политики).
Иного порядка распределения затрат, в том числе при начислении заработной платы сотрудникам, ни в Учетной политике, ни в иных локальных актах медицинской организацией не установлено.
При расчете суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 252 345,31 руб. ТФОМС руководствовался Учетной политикой БУЗ ВО "Богучарская РБ", справкой о поступлении средств в учреждение в 2018 году, предоставленной медицинской организацией (т. 3 л.д. 22), федеральным отчетом "Информация о плане финансово-хозяйственной деятельности (изм. N 1) (размещенной на сайте www.bus.Rov.ru) от 06.02.2019 БУЗ ВО "Богучарская РБ".
Для расчета пропорционального соотношения сумм доходов за 2018 год ТФОМС были использованы суммы, указанные в справке медицинской организации о поступлении средств в БУЗ ВО "Богучарская РБ" в 2018 году, в которой медицинская организация, в том числе, указывала источники, из которых сложились суммы доходов по каждой статье (ОМС, бюджет, платные услуги).
Суммы доходов по источникам, которые предоставило БУЗ ВО "Богучарская РБ", соответствуют Информации о плане финансово-хозяйственной деятельности (изменение N 1) от 06.02.2019 БУЗ ВО "Богучарская РБ", размещенной на сайте www.bus.gov.ru (Информация имеется в материалах дела).
Согласно указанным документам, которые были представлены в ходе рассмотрения дела ТФОМС и БУЗ ВО "Богучарская РБ" общая сумма поступлений денежных средств из всех источников в 2018 году составила 243 507 446,11 руб., в том числе:
202 600 388,88 руб. - средства ОМС, 83,2% от общей суммы поступлений (202 600 388,88 руб./243 507 446,11 руб.*100,0%);
27 645 882,56 руб. (26 961 539,00 руб. + 684 289,56 руб.) - средства областного бюджета, 11,4% от общей суммы поступлений (27 645 882,56 руб./243 507 446,11 руб.* 100,0%);
13 261 174,67 руб. - средства, полученные от предпринимательской деятельности, 5,4% от общей суммы поступлений (13 261 174,67 руб./243 507 446,11 руб.*100,0%).
При расчете доли средств участия в расходах БУЗ ВО "Богучарская РБ" к сумме средств дохода, поступившего в учреждение из областного бюджета - 26 961 539,00 руб. были добавлены средства по статье доходов "Прочие" - средства во временном распоряжении, в размере 684 289,56 руб.(указаны медицинской организацией в справке о поступлении средств в учреждении).
Суд при рассмотрении данного эпизода спора пришел к выводу, что средства во временном распоряжении необоснованно были включены ТФОМС Воронежской области при расчете доли (пропорции) каждого источника финансирования, поскольку не являются доходом учреждения и, как следствие не могут приниматься во внимание при определении доли средств ОМС в общем объеме поступлений из разных источников.
На основании вывода о неправомерности учета средств во временном распоряжении в размере 684 289,56 руб., суд установил, что в 2018 году общая сумма доходов БУЗ ВО "Богучарская РБ" составила 242 823 156,55 руб. (без средств во временном распоряжении).
При расчете доли участия в расходах медицинской организации по источникам доходов в расчете нецелевого использования средств ОМС, а именно доли, приходящейся на платные услуги (приносящей доход деятельности) без средств во временном распоряжении суд таким образом определил процентное соотношение сумм доходов, поступивших в БУЗ ВО "Богучарская РБ", а именно:
общая сумма доходов БУЗ ВО "Богучарская РБ" составила 242 823 156,55 руб., в связи с чем, средства ОМС составляют 83,4 % от суммы поступивших средств, средства областного бюджета - 11,4 % от суммы поступивших средств, доход от оказания платных услуг составляет 5,2 % от суммы поступивших средств.
В связи с чем, суд уменьшил сумму нецелевого использования с 252 345,31 руб. на 226 293,00 руб. признав, что сумма 26 052,31 руб. необоснованно признана нецелевым использованием средств ОМС, и как следствие признал необоснованным требование об уплате штрафа на 2 605,23 руб. (10% от суммы в соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
Фонд, оспаривая данный расчет суда первой инстанции, ссылается на неверный расчет пропорции, определенный судом, мотивируя следующим: если учитывать, что общая сумма поступлений денежных средств из всех источников в 2018 году составила 242 823 156,55 руб., то согласно данным о поступивших в медицинскую организацию сумм доходов в 2018 году, доли участия составляли бы:
202 600 388,88 руб. - средства ОМС, 83,44% от общей суммы поступлений (202 600 388,88 руб./242 823 156,55 руб.* 100,0%), со средствами во временном распоряжении -83,2%;
26 961 593,0 руб. - средства областного бюджета, 11,1% от общей суммы поступлений (26 961 593,0 руб./242 823 156,55 руб.* 100,0%), со средствами во временном распоряжении -11,35%;
13 261 174,67 руб. - средства, полученные от предпринимательской деятельности, 5,46% от общей суммы поступлений (13 261 174,67 руб./242 823 156,55 руб.* 100,0%), со средствами во временном распоряжении - 5,45%.
Однако суд при расчете оставил неизменным процент участия средств областного бюджета 11,4%, в то время как он должен был измениться в сторону уменьшения и составить 11,1%, а доля участия в доходах учреждения средств от оказания платных услуг должна была увеличиться и составить 5,5% (с учетом округления), а не 5,2% как указано в решении.
Оценивая доводы Фонда, отраженные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции, руководствуется следующим:
Проверкой установлено и Учреждением не оспаривается, что оно в проверяемый период оказывало медицинские услуги не только в рамках территориальной программы ОМС, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги).
Статьей 38 Закона N 326-ФЗ определено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств. Указанный договор заключается между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно статье 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Статьей 30 Закона N 326-ФЗ определено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе Правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных названным Федеральным законом,- в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается названным Федеральным законом.
В силу статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования.
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, являются едиными на всей территории Российской Федерации.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Разделом 4 Постановления Правительства Воронежской области от 28.12.2017 N 1090 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на территории Воронежской области" тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением между департаментом здравоохранения Воронежской области, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профессиональными союзами медицинских работников или их объединений (ассоциаций), представители которых включаются в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в Воронежской области.
Согласно п. 3.9.1. Тарифного соглашения на 2018 год на территории Воронежской области распределение затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, по различным источникам финансирования (ОМС, бюджет и др.) производится в соответствии с пунктом 158.16 раздела XI. "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Правил обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н.
Порядок распределения затрат по источникам их финансового обеспечения устанавливается локальным нормативным актом (учетной политикой) медицинской организации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, в соответствии с пунктом 158 которых в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пункт 158.1 Правил обязательного медицинского страхования определяет состав затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), который включает следующие: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию оборудования, используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании пункта 158.16 Правил ОМС распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:
- пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9);
- пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами));
- путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) для медицинской организации;
- пропорционально иному выбранному показателю.
Согласно пунктам 134 и 135 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н), распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), выбор способа базы распределения накладных расходов осуществляется учреждением самостоятельно.
На основании пункта 3.2. письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.07.2013 N 5423/21-и недопустимы ситуации, когда при наличии нескольких источников финансирования определенные виды затрат будут возмещаться исключительно за счет средств ОМС.
Судом установлено, что заявитель не включил в штатное расписание отделения платных услуг на 01.01.2018 ставки прочего персонала (бухгалтеров, экономистов, специалистов по кадровой работе, уборщиков, гардеробщиков и пр.), подтверждая при этом, что отделение платных услуг не имеет выделенного помещения.
Согласно учетной политики БУЗ ВО "Богучарская РБ", утвержденной приказами от 09.01.2018 N 1/1 "Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета" и от 24.12.2018 N 175 "Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета" предусмотрено распределение затрат на все источники финансирования пропорционально объему средств, полученных от оказания медицинской помощи из соответствующих источников, а также поступлений от платной и иной приносящей доход деятельности в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным на соответствующий год.
В 2018 году общая сумма доходов БУЗ ВО "Богучарская РБ" составила 243 507 446,11 руб.:
средства ОМС - 202 600 388,88 руб., что составляет 83,2% от суммы поступивших средств,
средства областного бюджета - 27 645 882,56 руб., что составляет 11,4% от суммы поступивших средств,
доход от оказания платных услуг - 13 261 174,67 руб., что составляет 5,4% от суммы поступивших средств.
При этом, в общей сумме средств областного бюджета 27 645 882,56 руб. и определении размера пропорции Фондом учитывались 684 289,56 руб. - средства во временном распоряжении
К средствам во временном распоряжении, в частности, относятся суммы, перечисляемые (вносимые) участниками торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 Федерального закона N 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно пункту 6 указанной статьи денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 настоящей статьи в течение не более, чем одного рабочего дня с даты отклонения заявки участника закупки.
С учетом изложенного суд области правомерно согласился с доводом Учреждения, что указанные средства не могут быть отнесены к доходам Учреждения и, как следствие, приниматься во внимание при определении доли средств ОМС в общем объеме поступлений из разных источников.
Вместе с тем, делая вывод о неправомерности учета средств во временном распоряжении в размере 684 289,56 руб., суд области при расчете доли участия в расходах медицинской организации по источникам доходов в расчете нецелевого использования средств ОМС, а именно доли, приходящейся на платные услуги (приносящей доход деятельности) без средств во временном распоряжении неверно арифметически определил процентное соотношение сумм доходов, поступивших в БУЗ ВО "Богучарская РБ".
Если учитывать, что общая сумма поступлений денежных средств из всех источников в 2018 году составила 242 823 156,55 руб. (243 507 446,11 руб. - 684 289,56 руб.), то согласно данным о поступивших в медицинскую организацию сумм доходов в 2018 году, доли участия составляют:
- 202 600 388,88 руб. - средства ОМС, 83,44% от общей суммы поступлений (202 600 388,88 руб./242 823 156,55 руб.* 100,0%);
- 26 961 593,0 руб. - средства областного бюджета, 11,1% от общей суммы поступлений (26 961 593,0 руб./242 823 156,55 руб.* 100,0%);
- 13 261 174,67 руб. - средства, полученные от предпринимательской деятельности, 5,46% от общей суммы поступлений (13 261 174,67 руб./242 823 156,55 руб.*100,0%).
Сторонами проведена сверка по суммам поступлений в учреждение в 2018 г. в разрезе источников финансирования, акт сверки представлен в материалы дела (т. 8 л.д.50).
Согласно данному акту: 83,44% от общей суммы поступлений - средства ОМС, 11,1% от общей суммы поступлений -бюджетные средства, 5.45 % - средства от оказания платной и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, суд области ошибочно при расчете оставил неизменным процент участия средств областного бюджета 11,4%, в то время как он должен был измениться в сторону уменьшения и составить 11,1%, а доля участия в доходах учреждения средств от оказания платных услуг должна была увеличиться и составить 5,45%, а не 5,2%.
Поскольку, Фондом сумма 252 345,31 руб. нецелевых средств изначально определена, исходя из размера пропорции 5,4 %, на основании вышеизложенного суд ошибочно уменьшил сумму нецелевого использования с 252 345,31 руб. на 226 293,00 руб. признав, что сумма 26 052,31 руб. необоснованно признана нецелевым использованием средств ОМС, и как следствие признал необоснованным требование об уплате штрафа на 2 605,23 руб. (10% от суммы в соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
Таким образом, решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2020 по делу N А14-14262/2019 о признания недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области от 24.06.2019 N 1792/10 подлежит отмене в части обязания бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Богучарская районная больница" возвратить 26 052,31 руб. и уплатить 2 605,23 руб. штрафа.
В удовлетворении заявленных требований в указанной части учреждению надлежит отказать.
При этом, судом области верно установлено и подтверждено материалами дела, что в Учетной политике БУЗ ВО "Богучарская РБ" закрепило, что распределение затрат учреждения осуществляется на все источники финансирования (ОМС, субсидия на выполнение государственного задания, платная и иная приносящая доход деятельность) пропорционально объему средств, полученных от оказания медицинской помощи из соответствующих источников, а также поступлений от платной и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным на соответствующий год (раздел 9 Учетной политики).
Иного порядка распределения затрат, в том числе при начислении заработной платы сотрудникам, ни в Учетной политике, ни в иных локальных актах медицинской организацией не установлено.
Доводы учреждения о необходимости исключения из суммы доходов по статье "платная и иная приносящая доход деятельность" таких доходов от приносящей доход деятельности, как: от оказанных услуг по родовым сертификатам, от пожертвований, от сдачи в аренду имущества (операционная аренда), поступления по результатам применения финансовых санкций к контрагентам по государственным контрактам (договорам), от возмещения арендаторами коммунальных услуг по договорам аренды (доходы по условным арендным платежам), от компенсационных затрат, противоречит утвержденной Учетной политике, плану финансово-хозяйственной деятельности БУЗ ВО "Богучарская РБ", противоречии Учетной политике и действующему законодательству.
Следует отметить, что данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и этим обстоятельствам была дана надлежащая оценка.
Так, согласно федеральному отчету "Информации о плане финансово-хозяйственной деятельности (изменение N 1)" от 06.02.2019 БУЗ ВО "Богучарская РБ" за 2018 год, в доход по статье "поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности" в сумме 13 261 174,67 руб. были отражены доходы по двум статьям КОСГУ (код классификации операций сектора государственного управления), это:
* 361 061,58 руб. - по статье КОСГУ 120 "Доходы от собственности" (в частности по этой статьей, учитываются доходы от операционной аренды (арендная плата подстатья КОСГУ 121);
* 12 825 522,85 руб. - по статье КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" (в частности по этой статьей учитывались суммы доходов поступающие от ФСС в соответствии с договорами на оплату услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (по родовым сертификатам) подстатья КОСГУ 131, доходы по условным арендным платежам (это компенсация затрат по аренде) подстатья 135, доходы от компенсации затрат подстатья 134).
Все вышеуказанные виды доходов согласно приказу Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", планом финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации, являются доходами от платной и иной приносящей доход деятельности и отражаются в бухгалтерском учете по коду вида финансового обеспечения (деятельности) 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)".
Поскольку в медицинской организации учет доходов и распределение расходов ведется по трем источникам (ОМС, субсидия на выполнение государственного задания, платная и иная приносящая доход деятельность) и иного порядка распределения расходов в организации не закреплено, уменьшение суммы дохода по "источнику платная и иная приносящая доход деятельность" противоречит Учетной политике БУЗ ВО "Богучарская РБ", не подтверждено финансово-хозяйственными и отчетными документами учреждения и, как следствие, является необоснованной.
В связи с чем, доводы учреждения о неправомерности вывода суда том, что оплату труда хозяйственно-обслуживающего персонала следовало производить из средств, полученных в результате оказания платных медицинских услуг, апелляционным судом с учетом изложенного, не принимаются.
В части эпизода о нарушении БУЗ ВО "Богучарская РБ" порядка расчета стимулирующей выплаты за масштаб управления (КМУ) заместителям главного врача, главному бухгалтеру, главной медицинской сестре, повлекшее нецелевое использование средств ОМС в сумме 269 493,64 руб., судом установлено следующее.
Как следует из акта 07.06.2019, основанием для признания расходов из средств ОМС в сумме 269 493,64 руб. нецелевыми послужил вывод Фонда о том, что 2018 году Учреждением необоснованно произведены расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда заместителям главного врача, главному бухгалтеру, главной медицинской сестре в связи с завышением коэффициентов масштаба управления, которые произведены не в соответствии с Положением об оплате труда и действующим законодательством.
При рассмотрении данного эпизода суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности признания суммы средств ОМС в размере 269 493,64 руб. нецелевой по основаниям того, что при оценке расчета выплаты заработной платы заместителям главного врача, главному бухгалтеру, главной медицинской сестре из всех источников, БУЗ ВО "Богучарская РБ" произвело превышение расходования средств областного бюджета, а не средств ОМС.
При этом судом было признаны обоснованными доводы ТФОМС о неправильном применении учреждением порядка расчета коэффициента масштаба управления, в нарушение норм действующего законодательства и Положения об оплате труда БУЗ ВО "Богучарская РБ"
Суд, толкуя положения Трудового Кодекса РФ, приказов департамента здравоохранения Воронежской области от 27.11.2014 N 2607 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников бюджетных и автономных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области" и "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области" от 24.11.2017 N 2369 и Положения об оплате труда, согласился с выводом ТФОМС, что повышающий КМУ для спорных сотрудников является величиной, зависимой от КМУ руководителя учреждения, а не от выплат, выплачиваемых руководителю по установленному ему коэффициенту и должен рассчитываться от должностного оклада соответствующего работника согласно тарификации.
Тем самым суд признал, что КМУ спорным сотрудникам был рассчитан и соответственно выплачен с нарушением действующего законодательства.
По мнению Фонда, то обстоятельство, что медицинская организация, допустила использование средств областного бюджета в начислении заработной платы этих сотрудников в большем объеме доли участия доходов, не влияет на факт использования средств ОМС в размере 269 493,64 руб. на незаконном основании ввиду того, что при проверке правильности расчета стимулирующей выплаты по КМУ спорным сотрудникам ТФОМС были подвергнуты только средства ОМС, средства областного бюджета не были затронуты проверкой фонда.
В данном случае медицинской организацией было допущено нарушение порядка расчета стимулирующей выплаты по КМУ за счет средств ОМС, и именно нарушение данного порядка определения коэффициента масштаба управления явилось основанием для признания нецелевым расходованием средств ОМС и основанием для применения к медицинской организации санкций.
В сумму нецелевого использования средств ОМС 263 493, 64 руб. входят только средства ОМС.
Ссылка суда первой инстанции на расчет ТФОМС от 27.05.2020 (том дела N 6 стр. 10-14) не опровергает тот факт, что заявленные к взысканию с медицинской организации средства ОМС по основанию нецелевого использования в размере 269 493,64 руб. являются средствами ОМС и были фактически использованы учреждением на незаконном основании.
Оценивая данные доводы Фонда, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим:
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Департамент здравоохранения Воронежской области в п. 3.2.1 приказа от 24.11.2017 N 2369 "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области" установил фиксированный коэффициент к должностному окладу руководителя БУЗ ВО "Богучарская РБ" за масштаб управления - 1,1. Указанный размер коэффициента был закреплен в дополнительном соглашении к трудовому договору.
В п. 1.5 приказа N 2369 установлено, что применение повышающего коэффициента к должностному окладу не образует новый должностной оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу. Соответственно стимулирующая выплата главному врачу медицинской организации не может быть базой для исчисления стимулирующих выплат иным сотрудникам медицинской организации.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Согласно п. 1 статьи 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
На основании п. 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.3 приказа департамента здравоохранения Воронежской области от 27.11.2014 N 2607 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников бюджетных и автономных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области" (далее - приказ ДЗ ВО N 2607) установлено, что системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами Воронежской области.
Согласно п. 3.5 Положения об оплате труда работников БУЗ ВО "Богучарская РБ" (т. 4 л.д. 88, 89) повышающий КМУ к должностным окладам заместителя главного врача, главного бухгалтера установлен в размере 0,9 от КМУ руководителя, главной медицинской сестре - 0,7 от КМУ руководителя.
Из содержания пунктов 3,5 и 4.2 Положения об оплате труда БУЗ ВО "Богучарская РБ" (т. 4 л.д. 88 - 90) следует, что размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера определяются путем умножения окладов на соответствующий повышающий коэффициент и не образует новый оклад.
Повышающие коэффициенты к должностным окладам заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера и главной медицинской сестры за наличие в составе учреждения клинических подразделений, межрайонных отделений (кабинетов), сопровождение мероприятий по организации и развитию высокотехнологичной помощи соответствуют размерам повышающих коэффициентов, установленных к должностному окладу руководителя учреждения.
Коэффициент масштаба управления для заместителей руководителя определяется из расчета:
- для заместителя руководителя, исполняющего обязанности временно отсутствующего руководителя, - 1,0 от коэффициента масштаба управления руководителя;
- для иных заместителей руководителя, главного бухгалтера - 0,9 от коэффициента масштаба управления руководителя;
- главной медицинской сестры - 0,7 от коэффициента масштаба управления руководителя.
КМУ главного врача, установленный, в соответствии с приказом ДЗ ВО N 2369 и дополнительными соглашениями N 114 от 27.02.2015, N 613 от 13.04.2018 к трудовому договору от 02.04.2008, составляет - 1,1 от его должностного оклада.
При этом пунктом 1.5 приказа департамента здравоохранения Воронежской области от 24.11.2017 N 2369 "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области" (далее - приказ ДЗ ВО N 2369) установлено, что применение повышающего коэффициента к должностному окладу не образует новый должностной оклад и не учитывается при начислении стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу.
Таким образом, повышающий КМУ для указанных сотрудников является величиной, зависимой от КМУ руководителя, а не от выплат, выплачиваемых руководителю по установленному ему коэффициенту. Соответственно, заместителям главного врача, главному бухгалтеру по тарификации на 01.01.2018 установлен КМУ в размере 0,9 от коэффициента 1,1 или 99% от их должностного оклада, главной медицинской сестре - 0,7 или 77% от ее должностного оклада.
Арбитражным судом Воронежской области правильно установлено, что стимулирующая выплата по КМУ к должностным окладам рассчитывалась сотрудникам с нарушением порядка расчета, закрепленного Положением об оплате труда БУЗ ВО "Богучарская РБ", приказом ДЗ ВО от 24.11.2017 N 2369, приказом ДЗ ВО 27.11.2014 N 2607 и с нарушением статей 129, 132, 135 ТК РФ, т.е. с нарушением норм, являющихся основанием для ее выплаты. Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
При этом, судом области сделан верный вывод, что при рассмотрении указанного предмета спора имеет значение допущенное учреждением превышение расходования средств областного бюджета при начислении и выплате пятерым из восьми спорных сотрудников заработной платы, противоречит статьям 28, 38 БК РФ, устанавливающим принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, п. 1 ст. 306.4 БК РФ, норме п. 8 с. 26 Федерального закона N 326-ФЗ, устанавливающей, что средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, социальное обеспечение работников медицинских организаций, произведенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проанализировав документы, поступившие в материалы дела, а именно расчетные ведомости проверяемых сотрудников (том 5, л.д. 44 - 99), исходя из положений вышеуказанных нормативных актов и локальных нормативных актов Истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что при расчете выплаты заработной платы заместителям главного врача, главному бухгалтеру главной медицинской сестре из всех источников, Учреждением произведено превышение расходования средств областного бюджета, а не средств ОМС.
Судом первой инстанции был принят следующий расчет: сумма заработной платы по спорным сотрудникам по всем источникам за проверяемый период составила 5 146 023,20 руб., доля пропорции средств ОМС по решению суда составила 83,4%, т.е. 5 146 023,20 * 83,4% = 4 291 783,35 руб. - расчетная сумма для выплаты заработной платы данным сотрудникам за счет средств ОМС, а фактически было выплачено за счет средств ОМС 3 899 220,53 руб. (4 291 783,35 - 3 899 220,53 = 392 562,82 руб. - еще могла бы выплатить больница за счет средств ОМС).
Доля пропорции средств областного бюджета по решению суда составила 11,4%, соответственно, 5 146 023,20 * 11,4% - 586 646,64 руб. - расчетная сумма за счет бюджетных средств, а фактически выплачено 976 473,09 руб. Превышение средств областного бюджета составляет 389 826,45 руб. (586 646,64 - 976 473,09 = -389 826,45).
Аналогичный расчет и по средствам платной и иной приносящей доход деятельности: доля пропорции, установленная судом - 5,4%, 5 146 023,20 * 5,4% = 277885,25 руб. - расчетная сумма для выплаты зарплаты данным сотрудникам, фактически выплачено 270 329,58 руб. Превышение средств платных услуг составило 7555,67 руб. (277 885,25 - 270 329,58 = 7 555,67 ).
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что заработная плата указанных сотрудников относится к общехозяйственным расходам организации и учитывается согласно бухгалтерскому учету в целом как статья расходов "заработная плата", а не по отдельным составляющим" и учреждение предоставляет расчет по выплате заработной платы из всех источников (т.6, л.д. 12-13.
При оценке расчета выплаты заработной платы заместителям главного врача, главному бухгалтеру главной медицинской сестре из всех источников, предоставленный Фондом с пояснениями от 27.05.2020 судом установлено, что в данном случае Учреждением произведено превышение расходования средств областного бюджета, а не средств ОМС.
При этом судом области принято во внимание, что согласно учетной политике распределение затрат по заработной плате сотрудников, которые относятся к общехозяйственным расходам организации, производятся по организации в целом по статьям расходов, определенных в соответствии с кодами классификации операций сектора государственного управления (кодам КОСГУ), а не по отдельным сотрудникам.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области об отсутствии перерасхода средств ОМС, и как следствие на доказанности нарушения учреждением принципа законного и целевого использования средств ОМС.
С учетом изложенного, поскольку в рассматриваемом случае Учреждением не допущено использование не по целевому назначению средств ОМС в размере 269 493,64 руб., заявление БУЗ ВО "Богучарская РБ" в указанной части, а также в части начисления штрафа в размере 2694,93 руб. правомерно удовлетворены судом.
Основанием для признания расходов из средств ОМС нецелевыми в сумме 117 883,22 руб. послужил вывод Фонда о том, что 2018 году Учреждением необоснованно выплачены из средств ОМС компенсационные выплаты за работу с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека работникам лаборатории лаборанту Писаренко И.В., фельдшеру-лаборанту Самохваловой Г.Н. Кроме того, в 2018 году Учреждением необоснованно приобретены за счет средств ОМС реактивы для выявления ВИЧ-инфекции, что привело к нецелевому использованию средств ОМС в размере 25 653 руб.
При рассмотрении вопроса о нецелевом использовании средств ОМС на компенсационные выплаты за работу с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека работникам лаборатории лаборанту Писаренко И.В., фельдшеру-лаборанту Самохваловой Г.Н. в размере 117 883,22 руб. и на приобретение реактивов для выявления ВИЧ-инфекции в сумме 25 653,00 руб. суд обосновано руководствовался следующим:
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;
Апелляционная коллегия учитывает, что согласно части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в перечисленных в данной норме случаях; при этом пунктом 1 части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ особо оговорено, что помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита в базовую программу ОМС не входит.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод, что оплата медицинской помощи при ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита за счет средств обязательного медицинского страхования не предусмотрена.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 08.12.2017 N 1492, определено, что финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС, в том числе при заболеваниях, вызванных ВИЧ, синдрома приобретенного иммунодефицита осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно Разделу IV Территориальной программы в рамках территориальной программы ОМС осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры отдельных категорий граждан, указанных в разделе III Программы, а также мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара; аудиологическому скринингу; применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение указывает, что компенсационные выплаты лаборанту Писаренко И.В. и фельдшеру-лаборанту Самохваловой Г.Н. выплачивались и спорные реагенты приобретались для обследования пациентов в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.
На основании положений пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", пункта 4.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.01.2011 N 1, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм материального права, суд пришел к верному выводу, что лабораторные исследования с применением реагентов (тест-систем) производятся для выявления ВИЧ-инфекции, с целью профилактики, предупреждения возникновения и распространения инфекции.
В силу пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1438 "О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C" финансовое обеспечение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных ВИЧ, а также мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период, путем предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на территории Воронежской области, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 28.12.2017 N 1090 финансовое обеспечение первичной медико-санитарной (включая диагностику) и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в Территориальную программу ОМС (включая заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефецита), а также части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе ОМС, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу, что компенсационные выплаты за работу с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека работникам лаборатории лаборанту Писаренко И.В., фельдшеру-лаборанту Самохваловой Г.Н. и приобретение реагентов для выявления ВИЧ-инфекции осуществляется за счет иных источников финансирования, а не за счет средств ОМС, в связи с этим Фонд правильно указал в оспариваемом акте на нецелевом расходование средств ОМС в размере 143 536,22 руб. и наличие у Учреждения обязанности восстановить в бюджет фонда средств в указанной сумме.
Доводы учреждения о том, что оказанные медицинским учреждением в надлежащем порядке медицинские услуги относятся к страховым случаям ( оказываются в рамках стандартов специализированной медицинской помощи при язвенной болезни желудка, при абсцессе, при почечной колике и т.д., включающих обязательность проведения анализа крови на определение антител классов М, G к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1 и ВИЧ-2 в крови), в связи с чем спорные расходы подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования основаны на неправильном толковании норм материального права.
Тот факт, что законодательство гарантирует оказание гражданам своевременной бесплатной медицинской помощи само по себе не свидетельствует о финансировании расходов медицинских учреждений, исключительно за счет средств ОМС.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2020 по делу N А14-14262/2019 в указанной части подлежит оставлению без изменения.
С учетом результатов рассмотрения дела, руководствуясь ст.110 АПК РФ, оснований для изменения решения суда первой инстанции в части разрешения вопроса о судебных расходах, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2020 по делу N А14-14262/2019 о признания недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области от 24.06.2019 N 1792/10 в части обязания бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Богучарская районная больница" возвратить 26 052,31 руб. и уплатить 2 605,23 руб. штрафа отменить.
В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2020 по делу N А14-14262/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Богучарская районная больница" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14262/2019
Истец: Бюджетное учреждение здравоохранения ВО "Богучарская районная больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области