г. Владимир |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А39-1900/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 29.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Насоновой Н.А., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареник Г.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республики Мордовия в лице Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.04.2021 по делу N А39-1900/2021 по иску акционерного общества "Специализированный застройщик "Мордовская ипотечная корпорация" (ОГРН 1021300979127, ИНН 1326183513) к Республике Мордовия в лице Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (ОГРН 1021300976069, ИНН 1326135968), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Республики Мордовия (ОГРН 1021300974881, ИНН 1300050318), о взыскании суммы субсидий в размере 17 638 270 руб. 64 коп.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы;
истец - акционерное общество "Специализированный застройщик "Мордовская ипотечная корпорация" - отзыв от 18.06.2021 на апелляционную жалобу, ходатайство от 22.06.2021 о рассмотрении дела без участия представителя;
ответчик (заявитель) - Республика Мордовия в лице Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия - уведомление;
третье лиц - Министерство финансов Республики Мордовия - публично путем размещения информации на сайте арбитражного суда,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Специализированный застройщик "Мордовская ипотечная корпорация" (далее - Общество, получатель субсидии, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Республике Мордовия в лице Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (далее - Министерство, главный распорядитель, ответчик) о взыскании суммы субсидий на возмещение затрат по уплате процентов за пользование кредитом в размере 17 638 270 руб. 64 коп.
Исковые требования основаны на статьях 85, 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьях 214, 307, 309, 310 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Республики Мордовия от 27.12.2019 N 92-З "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", постановлении Правительства Республики Мордовия от 13.01.2020 N 4 "О мерах по реализации Закона Республики Мордовия от 27.12.2019 N 92-З "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Указа Главы Республики Мордовия от 24.09.2018 N 309-УГ "Об основных направлениях бюджетной политики Республики Мордовия на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов", Указа Главы Республики Мордовия от 30.08.2019 N 200-УГ "Об основных направлениях бюджетной политики Республики Мордовия на 2020 и на плановый период 202 и 2022 годов". В обоснование иска указано на нарушение ответчиком условий соглашения о предоставлении субсидий на возмещение затрат по уплате процентов за пользование кредитом по кредитному договору от 11.07.2017 N 046-003-К-2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Мордовия.
Решением от 22.04.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель указал следующее: судом сделан ошибочный вывод о том, что факт отсутствия у ответчика достаточных денежных средств для предоставления субсидии не может служить основанием для отказу истцу в возмещении затрат на уплату процентов по кредиту; предоставление субсидии относится к расходным обязательствам Республики Мордовия, источником исполнения которого является республиканский бюджет Республики Мордовия; субсидии перечисляются организациям на основании поданных в Министерство документов, но не более размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год на указанные цели; лимиты бюджетных обязательств, выданных на предоставление указанных субсидий, полностью исчерпаны; субсидии предоставляются в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей.
Стороны и третье лицо участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили.
Истец представил отзыв, в котором возразил против доводов апелляционной жалобы; ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Республиканской целевой программой развития Республики Мордовия на 2013 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.10.2012 N 363, реализуемой в рамках государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23.09.2013, предусмотрено возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов инфраструктуры, предназначенных для размещения участников соревнования (представителей FIFA и гостей FIFA, спонсоров, вещателей и представителей средств массовой информации) и болельщиков". Главный распорядитель по предоставлению субсидии - Министерство (т.1, л.д. 13-16).
Цель проекта - предоставление из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов инфраструктуры, предназначенных для размещения участников соревнования (представителей FIFA и гостей FIFA, спонсоров, вещателей и представителей средств массовой информации) и болельщиков.
Общий объем финансирования 1 050 000 руб. 59 коп., из них средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 1 050 000 руб. 59 коп.
27.06.2019 между Министерством (главный распорядитель) и Обществом (получатель субсидии) заключено соглашение N 3 о предоставлении из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов инфраструктуры, предназначенных для размещения участников соревнования (представителей FIFA и гостей FIFA, спонсоров, вещателей и представителей средств массовой информации) и болельщиков (т.1, л.д. 17-19).
Главный распорядитель предоставляет получателю субсидию из средств республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию мероприятий, предусмотренных Республиканской целевой программой развития Республики Мордовия на 2013 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.10.2012 N 363, реализуемой в рамках государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23.09.2013 N 417, на возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в Банке "Возрождение" (публичное акционерное общество) (Саранский филиал) в рамках кредитного договора об открытии кредитной линии от 11.07.2017 N 046-003-К-2017 на реализацию инвестиционного проекта по строительству объекта инфраструктуры чемпионата мира по футболу в 2019 году: "Строительство гостинично-жилого комплекса "Тавла" г. Саранск категории "три звезды" и "четыре звезды" (пункт 1.1 договора) (т.1, л.д. 30-42).
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с порядком предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов инфраструктуры, предназначенных для размещения участников соревнования (представителей FIFA и гостей FIFA, спонсоров, вещателей и представителей средств массовой информации) и болельщиков, предусмотренных приложением N 35 к программе (пункт 1.1.1 соглашения).
Субсидия выплачивается в размере уплаченных процентов за пользование кредитом, но не более размера ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, плюс три процентных пункта на день подачи заявления о предоставлении субсидий, в течение 2019 года, начиная с января 2019 года (пункт 1.3 соглашения).
Источником предоставления субсидии является республиканский бюджет на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденный Законом Республики Мордовия от 26.12.2018 N 102-З "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" (пункт 1.4 соглашения).
Главный распорядитель обязан обеспечить перечисление субсидии на расчетный счет не позднее пятого рабочего дня после доведения предельных объемов денежных обязательств (пункт 2.2.5 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 16.11.2020 N 7) (т.1, л.д. 28-29).
11.07.2017 между Банк "Возрождение" (публичное акционерное общество) (кредитором) и Обществом (заемщиком) заключен договор N 046-003-К-2017, по условиям которого кредитор открыл заемщику кредитную линию сроком действия по 31.05.2019 включительно в целях финансирования инвестиционного проекта по строительству объектов инфраструктуры, предназначенных для размещения участников соревнования (представителей FIFA и гостей FIFA, спонсоров, вещателей и представителей средств массовой информации) и болельщиков по соглашению о совместной деятельности по строительству объекта инфраструктуры Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 на территории г. Саранска от 19.05.2017, заключенному между АО "МИК" и ООО "СК "Тавла", в совокупности с ограничениями использования кредита, указанными в пункте 5.5 договора (пункт 2.4 договора) (т.1, л.д. 30-42).
Согласно пункту 6.1 договора заемщик обязуется уплачивать кредитору проценты по ставке, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.
Истцом за период с 30.11.2019 по 14.03.2020 по указанному кредитному договору были уплачены проценты по кредиту в сумме 24 328 649 руб. 11 коп.
24.11.2020 письмом N 02-04/2479 Общество направило Министерству документы, предусмотренные соглашением, на получение субсидии за период с 30.11.2019 по 14.03.2020 в сумме 17 638 270 руб. 64 коп. (т.1, л.д. 125).
21.01.2021 Общество обратилось к ответчику с требованием N 04-10/80/1 о возмещении произведенных расходов по уплате процентов за пользование кредитом (т.1, л.д. 133-134).
Поскольку ответчик возмещение затрат не произвел, истец обратился в суд с иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Из договора в силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации возникли взаимные обязательства сторон. При этом каждая из сторон считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (пункт 2 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров, как договор о предоставлении субсидии, не поименован. При этом возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством, реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции признал, что у Министерства возникло обязательство по предоставлению Обществу субсидии за счет средств бюджета Республики Мордовия для возмещения затрат по уплате процентов за пользование кредитом по договору от 11.07.2017.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 2.2.5 соглашения от 27.06.2019 основанием для предоставления и выплаты субсидии являются фактически произведенные получателем субсидии за отчетный период расходы, на которые предоставляется субсидия.
Истцом понесены соответствующие расходы, в установленный соглашением срок направлены главному распорядителю необходимые документы на получение субсидии.
На указанную статью расходов предусмотрены бюджетные средства Законом Республики Мордовия от 26.12.2018 N 102-З "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", целевой программой развития Республики Мордовия на 2013 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.10.2012 N 363, реализуемой в рамках государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23.09.2013, Законом Республики Мордовия от 27.12.2019 N 92-3 (в редакции от 29.10.2020) "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Суд признал надлежащим ответчиком Республику Мордовия в лице Министерства, обязанную отвечать за счет казны в силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о возникновении у него обязательства по предоставлению Обществу субсидии за счет средств бюджета Республики Мордовии для возмещения затрат по уплате процентов за пользование кредитами по договору от 11.07.2017 N 046-003-К-2017 за период с 30.11.2019 по 14.03.2020 в размере 17 638 270 руб. 64 коп. в рамках соглашения от 27.06.2019 N 3.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводам ответчика, продублированным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, и они обоснованно отклонены.
Ссылка заявителя на отсутствие достаточных денежных средств для предоставления субсидии не может быть признана состоятельной.
Обязательность компенсации понесенных истцом затрат в данном случае установлена постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.10.2012 N 363 "О республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013-2023 годы".
Заключение публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) соглашения с хозяйствующим субъектом, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право, которое подлежит судебной защите.
Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения договора, заключенного с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым.
Данная правовая позиция приведена в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693 по делу N от 27.12.2019.
В соответствии с Законом Республики Мордовия N 92-З А40-127362/2017 (в редакции от 29.10.2020) "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" на указанную статью расходов предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 108 527 400 руб. Недостаточность данных денежных средств для исполнения обязательств перед Обществом заявителем документально не подтверждена.
Вместе с тем, само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидии Обществу, поскольку возможность такого отказа, с учетом природы субсидии, не вытекает из положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не предусмотрена Порядком предоставления субсидий.
Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, является не основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год. При этом государство не вправе в одностороннем порядке отказываться от установленной законом обязанности (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266 по делу N А40-177621/2017.
Исходя из изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Общества.
Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.04.2021 по делу N А39-1900/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Республики Мордовия в лице Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.А. Назарова |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1900/2021
Истец: АО Специализированный застройщик "Мордовская ипотечная корпорация"
Ответчик: Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия
Третье лицо: Министерство финансов Республики Мордовия