Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф05-19973/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А40-26550/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-26550/21
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Хабаров Д.С. по дов. от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Клименко Н.А. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 11.01.2021 N КУВД-001/2020-15912827/4.
Решением от 12.04.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, Департамент обратился в Управление с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета самовольной постройки и прекращении права частной собственности на самовольную постройку площадью 111 кв.м с кадастровым номером 77:07:0004007:11310 по адресу: г. Москва, ул. Партизанская, д. 18, строен. 3.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 11.01.2021 N КУВД-001/2020-15912827/4 сообщено об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении указанного объекта на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Федеральный закон N 218-ФЗ) в связи с тем, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, а также по причине отсутствия в составе приложений к акту обследования документов, содержащих информацию о законном сносе, гибели или уничтожении объекта.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления Росреестра по Москве, Департамент обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
На основании пункта 3 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Собственник земельного участка также может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по управлению и распоряжению движимым и недвижимым имуществом города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества города Москвы, и в случае нарушения установленного порядка распоряжения этим имуществом принимает необходимые меры в соответствии с законодательством.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется: в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Частью 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в частности, часть 2 статьи 15 дополнена пунктами 2.1 - 2.2 соответственно. Законодателем к лицам, по заявлению которых осуществляется кадастровый учет и регистрация прав также отнесен собственник земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка (не являющегося собственником), на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника.
Таким образом, обращение с соответствующим заявлением Департамента, как собственника земельного участка, не может служить основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета, с учетом наличия сведений о том, что объект фактически прекратил свое существование.
Заявитель, как собственник земельного участка имел законный интерес в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном объекте препятствует ему в реализации его прав на земельный участок и, как следствие, нарушает его права и законные интересы.
В целях осуществления снятия вышеуказанного объекта с государственного кадастрового учета и внесении в ЕГРН записи о прекращении права собственности на вышеуказанный объект в адрес Управления было направлено соответствующее заявление с приложением акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН нежилое здание площадью 111 кв.м с кадастровым номером 77:07:0004007:11310 по адресу: г. Москва, ул. Партизанская, д. 18, строен. 3 принадлежит на праве собственности ООО "Проминформ" (запись о государственной регистрации права от 05.02.2015 N 77-77/015-15/019/2014-401/1).
В качестве основания для проведения государственного кадастрового учета и прекращения права частной собственности было представлено решение Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2019 по делу N А40-24509/16-135-206.
Управление Росреестра по Москве было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
В соответствии с вышеуказанным судебным актом нежилое здание площадью 111 кв.м с кадастровым номером 77:07:0004007:11310 по адресу: г. Москва, ул. Партизанская, д. 18, строен. 3 признано судом самовольной постройкой, на ООО "Проминформ" возложена обязанность по ее сносу.
В части признания права собственности ООО "Проминформ" отсутствующим судом на самовольную постройку отказано со ссылками на пункт 23 Постановления Пленума N 10/22 и пункт 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами ст. 222 ГК РФ", согласно которым решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРН, о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Согласно акту Госинспекции по недвижимости от 02.09.2019 N 9073537 указанный объект самовольного строительства демонтирован в установленном порядке.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При наличии судебного акта, которым самовольная постройка подлежит сносу, запись в ЕГРП не может быть сохранена, так как государственная регистрация должна подтверждать лишь существующее право, в связи с чем не имеет правового значения, кем подается в регистрирующий орган соответствующее заявление. Запись о государственной регистрации права носит правоудостоверяющий, а не правоустанавливающий характер.
Запись о праве собственности подлежит погашению на основании судебного решения об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки без специального указания в судебном акте на аннулирование записи.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано указал, что продолжение существования в ЕГРН записи об указанном здании ведет к противоречию со вступившим в законную силу и исполненным судебным актом и способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Партизанская, д. 18, строен. 3 с кадастровым номером 77:07:0004007:11310, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, причины, послужившие основанием для принятия государственным регистратором решения об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав, не должны являться препятствием для внесения актуальной информации о прекращении существования объекта в сведения ЕГРН.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации прав собственности.
Требованиями к подготовке акта обследования (Приказ от 20.11.2015 N 861) установлено, что акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
При этом абз. 2 пункта 3 Требований прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования (в указанном случае кадастровый инженер указывает причину в заключении).
Согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление Росреестра по Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества г. Москвы в установленном законом порядке, путем снятия с государственного кадастрового учета и погашения права частной собственности на самовольную постройку площадью 111 кв.м с кадастровым номером 77:07:0004007:11310 по адресу: г. Москва, ул. Партизанская, д. 18 стр. 3.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-26550/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26550/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ