г. Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А40-3168/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Малахит"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2021 по делу N А40-3168/21
по заявлению ООО "Малахит"
к Москомстройинвесту
об оспаривании постановления
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Пухлякова О.В. по дов. от 08.06.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Малахит" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (ответчик, Москомстройинвест, административный орган) N 1 от 21.12.2020 N 05-07-20-792-01/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.28 КоАП РФ.
Решением от 20.04.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ООО "Малахит" оформлены земельно-правовые отношения: договор аренды земельного участка от 18.04.1996 N М-07-500610, получено разрешение на строительство Объекта N 77- 208000-016125-2017 от 29.12.2017 (сроком действия до 28.10.2020).
ООО "Малахит" в соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ является застройщиком Жилого комплекса многоэтажных домов с подземными паркингами и нежилыми встроенно-пристроенными помещениями на первых этажах: в том числе дошкольная образовательная организация на 150 мест и помещения свободного назначения, с сетями и сооружениями инженерно-технического обеспечения по адресу: Москва, ЗАО, Филевский парк, Береговой пр., вл. 3 (ЗАО, Филевский парк) (Объект).
Согласно информации, содержащейся в выписке из ЕГРН (N 99-5152621 от 01.10.2019) первый договор участия в долевом строительстве на строительство Объекта заключен ООО "Малахит" 26.02.2018.
ООО "Малахит" осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства Объекта.
На основании ст.19 и п.7 ч.6 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ с целью осуществления контроля за опубликованием изменений в проектные декларации на строительство Объекта, произведен анализ представленной проектной декларации ООО "Малахит" в ЕИСЖС в сети Интернет на сайте: https://наш.дом.рф, установлено следующее:
В соответствии ч.4.1 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 года N 214-ФЗ ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п.П.2 ч.1 ст.21 настоящего ФЗ.
Согласно п.11.2 ч.1 ст.21 ФЗ от 30.12.2004 года N 214-ФЗ информация о застройщике в проектной декларации должна содержать сведения о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу.
Согласно ч.4 ст.3.1 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ изменения, внесенные в сведения и документы, подлежащие раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений.
На основании ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации - течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На основании ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации - если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со ст.112 Трудового Кодекса Российской Федерации - 01.01.2020 - 08.01.2020, 23.02.2020, 08.03.2020, 01.05.2020, 09.05.2020, 12.06.2020, 04.11.2020 -нерабочие праздничные дни.
Срок опубликования изменений в проектную декларацию застройщиком за IV квартал 2019, предусмотренных п.11.2 ч.1 ст.21 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу до 10.01.2020.
По результатам анализа проектной декларации от 22.10.2018 N 77-001331 (в редакции изменений от 09.01.2020) на строительство Объекта, опубликованной на сайте ппрз://наш.дом.рф указаны сведения о количестве заключенных договоров (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место) - 633 ДДУ, об общей площади объектов долевого строительства (жилая) - 37 602, 96 кв. м. о суммарной цене договоров - 7 922 594 498,01 руб., что подтверждается скриншотами от 14.04.2020 с сайта https://наш.дом.рф.
Согласно разделу II "Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства" отчетности ООО "Малахит" об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства за IV квартал 2019 года (от 20.03.2020 N 03/001/21599) по объекту Жилой комплекс многоэтажных домов с подземными паркингами и нежилыми встроенно-пристроенными помещениями на первых этажах: в том числе дошкольная образовательная организация на 150 мест и помещения свободного назначения, с сетями и сооружениями инженерно-технического обеспечения, расположенному по адресу: г. Москва, ЗАО, Филевский парк, Береговой пр., вл. 3, застройщиком по состоянию на 31.12.2019 указано количество договоров, действующих на последнюю календарную дату отчетного периода - 642 ДДУ, общая площадь объектов долевого строительства (жилая) - 38 319,96 кв.м., суммарная цена договоров - 8 113,69 млн.руб.
Таким образом, ООО "Малахит" внесены и опубликованы недостоверные сведения в проектную декларацию на строительство Объекта, предусмотренные п.11.2 ч.1 ст.21 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машиноместо), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу, чем нарушило ч.4 ст.3.1, ч.4.1 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
По факту выявленного нарушения, в отношении общества административным органом составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Москомстройинвеста N 1 от 21.12.2020 N 05-07-20-792-01/1 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.28 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
В соответствии с ч.2 ст.14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.8 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Субъектом правонарушения является лицо, не разместившее в соответствии с законодательством Российской Федерации информацию в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), нарушившее установленный законодательством Российской Федерации порядок, способ, сроки и (или) периодичность размещения информации, либо разместившее информацию не в полном объеме, разместившее заведомо искаженную информацию.
Объективная сторона совершенного правонарушения выражена в нарушении ООО "Малахит" - п.6 ч.1 ст.20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ - опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.28 КоАП РФ
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции ч. 4 ст. 15.26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что недостоверные сведения в проектную декларацию на строительство Объекта, предусмотренные п.11.2 ч.1 ст.21 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, о количестве заключенных договоров за 4 квартал 2019 внесены и опубликованы, ввиду нарушения сроков регистрации договоров со стороны Росреестра, не принимаются апелляционным судом.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.14.28 КоАП РФ, по своей конструкции является формальным (для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта совершения административного правонарушения), то и внесение и опубликование недостоверных сведений в проектную декларацию на строительство Объекта, предусмотренных п.11.2 ч.1 ст.21 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машиноместо), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу, само по себе является нарушением ч.4 ст.3.1, ч.4.1 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Срок опубликования изменений в проектную декларацию застройщиком за IV квартал 2019 г., предусмотренных п.11.2 ч.1 ст.21 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу до 10.01.2020.
Представленные копии страниц Выписок из ЕГРН получены после 10.01.2020, в связи с чем не имеют отношения к рассматриваемому правонарушению.
После опубликования декларации 09.01.2020 с указанием, в том числе, количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу на дату 31.12.2019 их количество никак не могло измениться, т.к. договора не могут заключаться или расторгаться задним числом.
Сведения, размещенные в проектной декларации на сайте https://наш.дом.рф от 09.01.2020 г должны совпадать с отчетностью ООО "Малахит" об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, направленную в Москомстройинвест через личный кабинет застройщика в системе ЕИСЖС от 20.03.2020.
Тким образом, доводы ООО "Малахит" о том, что недостоверные сведения в проектную декларацию на строительство Объекта, предусмотренные п.11.2 ч.1 ст.21 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, о количестве заключенных договоров за 4 квартал 2019 внесены и опубликованы, ввиду нарушения сроков регистрации договоров со стороны Росреестра, являются несостоятельными.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Малахит" имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О).
Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
Таким образом, вина юридического лица установлена материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, по мнению суда, они противоречат доказательствам, содержащимся в материалах дела, подтверждающими состав вмененного обществу административного правонарушения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2021 по делу N А40-3168/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3168/2021
Истец: ООО "МАЛАХИТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА