город Ростов-на-Дону |
|
27 июня 2021 г. |
Дело N А32-3562/2021 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2021 (резолютивная часть от 23.03.2021) по делу N А32-3562/2021
по заявлению акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102)
к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - АО "НЭСК", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - административный орган, управление, Краснодарстат) о признании незаконным и отмене постановления от 13.01.2021 N 1-117-2020/ЦБ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб. и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 13.01.2021.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 05.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "НЭСК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что согласно данным из личного кабинета АО "НЭСК" на сайте Банка России общество в установленный срок - 13.11.2020 направило в адрес Южного главного управления Банка России (далее - Южное ГУ Банка России) первичные статистические данные за 3 квартал 2020 года. Ни административный орган, ни суд не доказали, что общество не представило в установленный срок первичные статистические документы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, за 3 квартал 2020 года АО "НЭСК" данные по форме федерального статистического наблюдения N 1-ПИ "Сведения об остатках и потоках прямых инвестиций в Российскую Федерацию из-за рубежа и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж" не были представлены в Южное ГУ Банка России.
Южное ГУ Банка России письмом от 10.03.2021 N ТЗ-3-1-15/5432 сообщило, что респондентом, АО "НЭСК", 13.11.2020 в 12:56 представлена отчетность в Банк России посредством личного кабинета за 2 квартал 2020 года, за 3 квартал 2020 года -16.12.2020 в 17:32 с помощью личного кабинета и 17.12.2020 в 11:49 с использованием сервиса оператора электронного документооборота (АО "ПФ СКБ Контур"). (т. 1 л.д. 76).
По результатам проверки, в связи с выявленными нарушениями, Краснодарстат, с участием представителя АО "НЭСК", в отношении АО "НЭСК" составлен протокол об административном правонарушении от 24.12.2020 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление от 13.01.2021 N 1-117-2020/ЦБ, которым общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Обществу выдано представление от 13.01.2021, согласно которому необходимо рассмотреть представление и незамедлительно принять меры по устранению нарушений, о принятых мерах сообщить в течение месяца с момента получения представления.
Считая незаконными постановление о привлечении к административной ответственности и представление об устранении причин и условий, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данным субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона, респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Указанием Банка России от 25.11.2019 N 5328-У "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и порядка составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам в Центральный банк Российской Федерации для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2019 N 56937) утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1-ПИ "Сведения об остатках и потоках прямых инвестиций в Российскую Федерацию из-за рубежа и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж", в соответствии с указаниями по заполнению которой, юридические лица включенные Банком России в перечень респондентов обязаны представлять сведения в Банк России ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что согласно данным из личного кабинета АО "НЭСК" на сайте Банка России, общество в установленный законом срок 13.11.2020 направило в адрес Южного ГУ Банка России первичные статистические данные за 3 квартал 2020 года. Указанная ссылка апелляционной коллегией признается ошибочной на основании следующего.
Как следует из представленного пояснения Южного ГУ Банка России, АО "НЭСК", 13.11.2020 представлена отчетность в Банк России посредством личного кабинета за 2 квартал 2020 года, за 3 квартал 2020 года -16.12.2020 в 17:32 с помощью личного кабинета и 17.12.2020 в 11:49 с использованием сервиса оператора электронного документооборота (АО "ПФ СКБ Контур").
Кроме того, согласно письму общества от 16.12.2020, 13.11.2020 при выгрузке формы произошла техническая ошибка, поэтому фактически были загружены данные 2 квартала 2020 года, верные данные за 3 квартал 2020 года были загружены в личном кабинете 16.12.2020 (т. 1 л.д. 48).
В рассматриваемом случае последним днем предоставления формы федерального статистического наблюдения N 1-ПИ "Сведения об остатках и потоках прямых инвестиций в Российскую Федерацию из-за рубежа и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж" за 3 квартал 2020 года является 16.11.2020.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что обществом указанные требования были поданы за установленным законодательством сроком.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными заявителем доказательствами: запросами Краснодарстата, ответами банка, скриншотами истории взаимодействия Центрального Банка РФ (т. 1 л.д. 50-53), протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Кроме того, факт принятия обществом мер по устранению нарушений (последующая подача данных за установленным сроком) не освобождает его от ответственности, поскольку устранение нарушений является возложенной на него обязанностью.
Штраф назначен в минимальном размере санкции части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, что соответствует принципам соразмерности, справедливости и индивидуализации наказания, степени вины и характеру правонарушения.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения АО "НЭСК" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Вопрос о правомерности вынесения представления связан с вопросом о законности привлечения общества к административной ответственности, установлением причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Поскольку событие вмененного обществу правонарушения и вина непосредственно юридического лица в совершении допущенного им правонарушения является доказанной, то управление в пределах предоставленных ему полномочий правомерно вынесло представление, исполнение которого имеет своей целью на будущее устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Основания для отмены решения суда от 31.10.2019 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3562/2021 от 05.04.2021 (резолютивная часть от 23.03.2021) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3562/2021
Истец: АО "НЭСК"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат) Совмен Ш.Д