г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А56-91342/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Семеновой А.Б., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от истца (заявителя): Гусев М.С. по доверенности от 22.01.2020
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15035/2021) ПАО "Ростелеком" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 по делу
N А56-91342/2020 (судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению ПАО "Ростелеком"
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Центральном районе Санкт-Петербурга
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком", адрес: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга, адрес: 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д. 5 (далее - УПФР, Управление) начислить 731 888,36 руб. процентов на сумму излишне взысканных штрафов и о возврате 731 888,36 руб.
Решением суда от 19.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд пришел к ошибочному выводу, что уплаченные Обществом суммы штрафных санкций, являются добровольно уплаченными, в связи с чем, в рассматриваемом случае не подлежат применению положения статьи 79 НК РФ. Как считает заявитель, привлечение к ответственности порождает обязанность Общества по уплате штрафных санкций, при этом способ исполнения данной обязанности правового значения не имеет.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось, направило отзыв, в котором просит жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении Общества были проведены камеральные проверки, в ходе которых установлено, нарушение положений пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проверок Управлением составлены Акты и вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ: от 11.05.2017 N 202S19170048470 в виде штрафа в размере 500 руб.; от 11.05.2017 N 202S19170048476 в виде штрафа в размере 500 руб.; от 11.05.2017 N 202S19170048471 в виде штрафа в размере 500 руб.; от 11.05.2017 N 202S19170048469 в виде штрафа в размере 183 000 руб.; от 11.05.2017 N 202S19170048474 в виде штрафа в размере 500 руб.; от 11.05.2017 N 202S19170048477 в виде штрафа в размере 10 000 руб.; от 11.05.2017 N 202S19170048480 в виде штрафа в размере 1000 руб.; от 11.05.2017 N 202S19170048479 в виде штрафа в размере 500 руб.; от 11.05.2017 N 202S19170048473 в виде штрафа в размере 367 500 руб.; от 27.07.2017 N 202S19170085484 в виде штрафа в размере 17000 руб.; от 27.07.2017 N 202S19170085483 в виде штрафа в размере 249500 руб.; от 27.07.2017 N 202S19170085481 в виде штрафа в размере 401000 руб.; от 17.05.2017 N R202027SZVM3812 в виде штрафа в размере 4500 руб.; от 24.05.2017 N R202027SZV-M4813 в виде штрафа в размере 1500 руб.; от 11.01.2018 N 202S19180002016 в виде штрафа в размере 417500 руб., от 11.01.2018 N 202S19180002015 в виде штрафа в размере 85000 руб., от 11.01.2018 N 202S19180002017 в виде штрафа в размере 430 500 руб.; а также решения от 14.03.2019 N 202S19190017524, N 202S19190017571, N 202S19190017586, N 202S19190017600, N 202S19190017610, N 202S19190017620, N 202S19190017627, N 202S19190017628, N 202S19190017629 в виде наложения штрафа в размере 11 456 000 руб.
Общая сумма штрафов, наложенных на Общество на основании данных решений, составила 13 626 500 руб., которая была уплачена Обществом в полном объеме.
Указанные выше решения обжалованы Обществом в судебном порядке.
Судебными актами по делам N А56-58312/2017, NА56-67997/2017, N А56-52687/2018, NА56-70679/2019 принятые Управлением решения признаны недействительными полностью или частично.
По заявлению Общества суммы излишне взысканных штрафов в размере 12 448 500 руб. возвращены Управлением обществу.
10.04.2020 и 16.06.2020 Общество обратилось в Управление с заявлениями о возврате суммы процентов, начисленных на сумму излишне взысканных штрафов в размере 731 888,36 руб.
Решениями от 15.04.2020 N 8880100000001912/1, от 22.06.2020 N 202F07200008726 (уведомления УПФР о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 30.04.2020 N 27-06-59/530-2, от 03.07.2020 N 27- 06-59/741), Управление отказало в возврате суммы процентов, что послужило основанием для обращения ПАО "Ростелеком" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае положения статьи 79 НК РФ не подлежат применению, поскольку Управлением меры принудительного взыскания не предпринимались, а именно, после вынесения решений о привлечении Общества к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ соответствующих требований об уплате финансовых санкций не выставлялось, суммы штрафов в соответствии с решениями Управления оплачены Обществом до выставления требований в добровольном порядке.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Общества, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
С 01.01.2017 Федеральным законом N 250-ФЗ от 03.07.2016 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Федеральный Закон N 212-ФЗ отменен. Процедура проверки страхователей и принятия решения по результатам такой проверки с указанной даты урегулирована Федеральным законом N 27-ФЗ и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" порядок возврата излишне взысканных сумм финансовых санкций при привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не предусмотрен.
Исходя из положений статей 2, 6, 22 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к правоотношениям, возникающим при уплате сборов, взыскании штрафов в государственные внебюджетные фонды, в том числе, связанным с индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе обязательного пенсионного страхования, также подлежат применению нормы налогового законодательства Российской Федерации.
Вопросы возврата (зачета) излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налоговых платежей урегулированы в статьях 78 и 79 НК РФ. В частности, установлено, что сумма излишне взысканного налога, пеней и штрафа подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (пункты 5 и 9 статьи 79 НК РФ); сумма излишне уплаченного налога, пеней и штрафа подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случая, когда возврат осуществлен с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ (пункты 10, 14 статьи 78 НК РФ).
Из содержания положений статей 78 и 79 НК РФ следует, что излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой налоговых платежей являются денежные средства, уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации, в размере, превышающем налоговые обязательства налогоплательщика за определенный налоговый период.
При излишнем взыскании налога (публичного платежа) имеет место применение мер государственного принуждения в отношении лица, обязанного к его уплате. В Определении от 27.12.2005 N 503-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предусматривая основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога, самостоятельно по какой-либо причине допускает ошибку в расчетах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О).
С учетом этих различий сумма излишне взысканного налога подлежит возврату его плательщику с начисленными на нее процентами, сумма же излишне внесенного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 2907-О).
В данном случае, как следует из материалов дела, уплата Обществом штрафных санкций произведено Обществом на основании решений, принятых Управлением, в том числе и по выставленным Управлением требованиям, что прямо следует из назначения платежей, указанных в платежных поручениях.
При этом сам факт самостоятельного исполнения Обществом решений о привлечении к ответственности в части уплаты штрафных санкций не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
На основании исследования и оценки, представленных сторонами доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что перечисление Обществом штрафов на основании принятых Управлением решений о привлечении заявителя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, не свидетельствует об их квалификации как излишне уплаченных.
Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.
Общество, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты штрафа на основании решения УПФР, будучи несогласным с этим решением и обжалуя его в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате штрафа.
Субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решение, как законопослушный участник этих правоотношений не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого, исполнялись принудительно.
Следовательно, признание решения, в данном случае Пенсионного фонда о привлечении к ответственности недействительным, является основанием для начисления процентов в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Кодекса в отношении сумм штрафов, уплаченных страхователем самостоятельно во исполнение указанного решения.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения в рассматриваемом случае положений статьи 78 НК РФ.
Из содержания пункта 3 статьи 79 НК РФ следует, что в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ, процентов на эту сумму.
Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что такие же правила применяются в отношении возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафа.
Следовательно, пункт 5 статьи 79 НК РФ предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат излишне взысканных сумм налога (пени) с начисленными на них процентами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О начисление процентов в случае возврата платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.12.2013 N 11675/13 по делу N А40-62495/12-115-422 указал, что день фактического возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика в банке должен включаться в расчет процентов, поскольку в этот день имеются как незаконное удержание налоговым органом этих средств, так и исполнение им обязанности по их возврату, а начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия средств у налогоплательщика. Иное толкование указанных норм Кодекса противоречит буквальному содержанию пункта 5 статьи 79 Кодекса и влечет невозможность взыскания налогоплательщиком процентов за один день незаконного удержания налоговым органом денежных средств в виде налоговых платежей.
Таким образом, в случае установления факта излишнего взыскания штрафных санкций на основании заявления страхователя фонд обязан принять решение о возврате суммы излишне взысканного штрафа, а также начисленных процентов на эту сумму.
Страхователем на излишне взысканные денежные средства в размере 12 448 500 руб. начислены проценты за период с 21.05.2019 по 10.04.2020 и за период с 30.05.2018 по 12.12.2018 в общем размере 731 888,36 руб.
Проверив представленный заявителем расчет процентов, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным, Управлением Пенсионного фонда расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
Поскольку действующим законодательством предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации начисляют и принимают решение о возврате спорной суммы процентов, которые подлежат возмещению Обществу за счет средств соответствующего бюджета в установленном порядке, то следовательно, Фонд следует обязать начислить и принять решение о возврате процентов.
При таких обстоятельствах заявление Общества подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 по делу N А56-91342/2020 отменить.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга начислить и принять решение о возврате публичному акционерному обществу "Ростелеком" 731 883,36 процентов, начисленных на сумму излишне взысканных финансовых санкций.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга в пользу публичного акционерного общества "Ростелеком" 20 638 руб. расходов по госпошлине по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91342/2020
Истец: ПАО "Ростелеком"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда России в центральном районе Санкт-Петербурга