город Омск |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А46-3970/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4651/2021) Региональной энергетической комиссии Омской области на определение Арбитражного суда Омской области от 30.03.2021 о наложении судебного штрафа, вынесенное в рамках дела N А46-3970/2020 (судья Солодкевич И.М.), по заявлению акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202, 644037, Омская область, г. Омск, ул. Партизанская, 10) к Региональной энергетической комиссии Омской области (ОГРН 1025500751418, ИНН 5503051635, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42) о признании отказа в утверждении инвестиционной программы на 2018-2022 годы (корректировка 2020 года) и направления её на доработку незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от Региональной энергетической комиссии Омской области - Стельмашека Бориса Николаевича по доверенности от 14.05.2020 N 01-12/57;
от акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Дворниченко Татьяны Николаевны по доверенности от 23.12.2020 N 36-09/259;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - АО "ТГК N 11", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, административный орган) в утверждении инвестиционной программы на 2018-2022 годы (корректировка 2020 года) и направления ее на доработку.
Решением от 07.07.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, отказ РЭК Омской области и направление на доработку АО "ТГК N 11" инвестиционной программы на 2018 - 2022 гг. (корректировка 2020 года) признаны незаконными как не соответствующие Правилам согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 410 (далее - Правила N 410); на РЭК Омской области возложена обязанность в течение 15 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть инвестиционную программу АО "ТГК N 11" на 2018 - 2022 гг. (корректировка 2020 года) и принять соответствующее Правилам N 410 решение.
Постановлением от 10.03.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 07.07.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3970/2020 оставлены без изменения.
19.11.2020 на заседании правления РЭК Омской области был рассмотрен вопрос о корректировке инвестиционной программы АО "ТГК N 11" в сфере теплоснабжения на 2018-2021 годы (в части корректировки 2020 года), утвержденной приказом РЭК Омской области от 30.10.2017 N 221/62 (далее - Приказ N 221/62), по результатам которого принято решение об отказе в корректировке по причине недоступности тарифов для потребителей.
АО "ТГК N 11", полагая, что указанное решение РЭК Омской области, оформленное выпиской из протокола заседания правления от 19.11.2020 N 75, со ссылкой на пункт 30 Правил N 410 и заключение от 18.11.2020 N 13-05/06 (далее - заключение), не соответствует Правилам N 410, вследствие чего решение от 07.07.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3970/2020 не исполнены, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о наложении на РЭК Омской области судебного штрафа за неисполнение указанных судебных актов по делу N А46-3970/2020.
Определением от 30.03.2021 Арбитражного суда Омской области заявление АО "ТГК N 11" удовлетворено, на РЭК Омской области наложен судебный штраф размере 10 000 руб. за неисполнение решения от 07.07.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3970/2020.
Не согласившись с принятым судебным актом, РЭК Омской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции о наложении судебного штрафа отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что вопрос по корректировке инвестиционной программы (в части 2020 года), рассмотрен РЭК Омской области в указанный судом срок; при вынесении оспариваемого определения о наложении судебного штрафа судом первой инстанции не проверены действия РЭК Омской области при рассмотрении 19.11.2020 вопроса по корректировке инвестиционный программы на 2020 год (в части расчета роста платы с учетом инвестиционной составляющей) на соответствие требованиям Основ формирования индексов (в части включения в плату граждан субсидируемых областным бюджетом расходов теплоснабжающей организации). Судом первой инстанции не учтено, что в силу подпункта "в" пункта 5 Основ ценообразования индексов при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов. В 2020 году плата населению города Омска за коммунальную услугу по отоплению установлена с учетом субсидирования части расходов АО "ОмскРТС" из средств областного бюджета. Данные субсидирование осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Омской области от 23.11.2016 N 348~п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжающих организаций на территории Омской области".
АО "ТГК N 11" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель РЭК Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель АО "ТГК N 11" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить определение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 332 АПК РФ за неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размере, установленных в главе 11 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 332 АПК РФ предусмотрено, что уплата судебного штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт.
Решением от 07.07.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3970/2020, на РЭК Омской области возложена обязанность в течение 15 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть инвестиционную программу АО "ТГК N 11" на 2018 - 2022 гг. (корректировка 2020 года) и принять соответствующее Правилам N 410 решение.
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.07.2020 по делу N А46-3970/2020 вступило в законную силу 29.10.2020 и, исходя из его резолютивной части, должно было быть исполнено органом регулирования не позднее 20.11.2020.
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, исполнение решения от 07.07.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3970/2020, как видно из его резолютивной части, состоит не в принятии органом регулирования по итогам рассмотрения изменений в инвестиционную программу АО "ТГК N 11" в сфере теплоснабжения на 2018 - 2022 гг., утверждённой приказом РЭК Омской области от 30.10.2017 N 221/62, любого решения, а в принятии им решения, соответствующего Правилам N 410.
Поэтому вопрос о соответствии Правилам N 410 решения РЭК Омской области, оформленного в виде выписки из протокола заседания правления от 19.11.2020 N 75, представленного в доказательство исполнения решения от 07.07.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3970/2020, входит в пределы исследования и оценки суда при разрешении вопроса о наличии (отсутствии) оснований для применения меры ответственности за неисполнение означенного судебного акта.
Суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом "а" пункта 30, пунктом 31 Правил N 410, статьей 175.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2019 N 2556-р, которым для Омской области на 2020 год утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Омской области, Указом Губернатора Омской области от 08.05.2014 N 58, которым утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами города Омска платы за коммунальные услуги, пришел к выводу о том, что решение органа регулирования не согласующимся с Правилами N 410, поскольку вне зависимости от того, исполняется ли инвестиционная программа АО "ТГК N 11" с предложенными в нё корректировками или нет, в любом случае орган регулирования усматривает превышение предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в г. Омске, поскольку размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в г. Омске изначально установлен с превышением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в г. Омске на январь - июнь 2020 г. на 7,3 %, июль - декабрь 2020 г. - 8 %. Такая разница в расчётах РЭК Омской области обусловлена выявлением темпа роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в г. Омске через сравнение льготного тарифа АО "Омск РТС" - 1 289, 36 руб. и экономически обоснованного тарифа АО "Омск РТС" - 1 412, 87 руб., что свидетельствует о принятии органом регулирования, значений, сопоставление которых, как отражено в постановлении от 29.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, всегда приведёт к выводу о превышении допустимого темпа роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в г. Омске, а значит и о наличии основания, предусмотренного подпунктом "а" пункта 30 Правил N 410, для отказа в утверждении изменений в инвестиционную программу общества, что нельзя признать соответствующим Правилам N 410.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтены положения подпункта "в" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 400) и статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, сходит из следующего.
Согласно подпункту "в" пункта 5 постановления Правительства РФ N 400 при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие: изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов.
Согласно пункту 1 статьи 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В пункте 7 статьи 159 ЖК РФ определено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Во исполнение статьи 159 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем, как указывает РЭК Омской области в апелляционной жалобе, в 2020 году осуществлялось субсидирование части расходов АО "Омск РТС" в порядке, установленном постановлением Правительства Омской области от 23.11.2016 N 348-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжающих организаций на территории Омской области" (далее - постановлением Правительства Омской области от 23.11.2016 N 348-п).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Омской области от 23.11.2016 N 348-п Порядок предоставления субсидий регулирует отношения по предоставлению юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям за счет средств областного бюджета субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов гражданам в целях соблюдения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области, утвержденных Губернатором Омской области, индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Омской области, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Следовательно, в статьей 159 ЖК РФ и постановлении Правительства Омской области от 23.11.2016 N 348-п речь идет о различных видах субсидий.
Таким образом, подпункт "в" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации N 400 в данном случае не применим, а указанный довод регулирующего органа основан на неверном толковании указанных нормативных правовых актов и является несостоятельным.
Учитывая, вышеизложенное, определение от 30.03.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3970/2020 о наложении судебного штрафа является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение суда о наложении судебного штрафа не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271,272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Омской области от 30.03.2021 о наложении судебного штрафа, вынесенное в рамках дела N А46-3970/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3970/2020
Истец: АО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N11"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Омской области
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10515/2021
27.09.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-72/2021
29.06.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4651/2021
10.03.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-72/2021
29.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8708/20
07.07.2020 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-3970/20