г. Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А40-13608/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 апреля 2021 года, принятое судьей Хайло Е.А., в порядке упрощенного производства по делу N А40-13608/21, по исковому заявлению ПАО "Первая Грузовая Компания" к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ПГК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании суммы убытков в размере 515 320 руб. 99 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил письменные объяснения.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее -ОАО "РЖД", Ответчик) осуществляло перевозку грузовых вагонов с грузом и порожних грузовых вагонов, владельцем которых является Акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - АО "ПГК", Истец).
Согласно ст. 20 (с учетом абз. 10 ст. 3) Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров, а также порожних вагонов определяет перевозчик.
Согласно п. 2.5.2. "Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)", утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50):
Все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками станции к техническому обслуживанию...
Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) маневровыми средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами.
Определение технического состояния и исправности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы и кузова вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками ПТО.
Согласно п. 2.5.3. "Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)", утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50):
Запрещается готовить и подавать вагоны под погрузку грузов:
без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
Таким образом, поскольку ОАО "РЖД" приняло грузовые вагоны АО "ПГК" к перевозке, постольку в момент принятия указанных вагонов к перевозке они были технически исправны.
В период сентябрь 2018 г., февраль 2019 г. ОАО "РЖД" были забракованы и отцеплены в текущий отцепочный ремонт грузовые вагоны собственности АО "ПГК", указанные в Расчете суммы иска.
Согласно сведениям, отраженным в справках ИВЦ ЖА (форма 2612), причиной отцепки указанных вагонов в текущий отцепочный ремонт явилось обнаружение неисправностей колесных пар "выщербина обода колеса" (код неисправности "107"), "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности "117").
Согласно п. 2.5.4. "Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)", утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50):
Запрещается подавать под погрузку вагоны, имеющие неисправности:
прокат по кругу катания колесной пары более 8,5 мм. Требования к другим параметрам колесных пар (ползун, "навар", толщина обода, неравномерный прокат, кольцевые выработки и выщербины) аналогичны требованиям, изложенным в п. 3.2.1. настоящей Инструкции.
Согласно п. 3.2.1. "Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)":
Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны... при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
1) при скоростях движения до 120 км/ч
неравномерный прокат по кругу катания (при обнаружении) у грузовых вагонов 2 мм и более;
3) ползун (выбоина) более 1 мм на поверхности катания колес;
7) выщербины по поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов... Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускаются.
Согласно "Классификации неисправностей вагонных колесных пар и их элементов" (Классификатор ИТМ1-В), утв. МПС СССР 28.07.1977 г.:
Ползун - плоское место глубиной более допускаемой.
Причины:
Скольжение (юз) колеса по рельсу, вызывающее местное истирание металла колеса. Ползуны могут быть на обоих колесах или на одном колесе (в первом случае они возникают при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона, во втором - в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке).
Основными причинами заклинивания колесных пар и образования ползунов на колесах являются: неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива.
Выщербины - выкрошившиеся участки поверхности катания более допускаемых размеров или с наличием в них трещин или расслоений, идущих в глубь металла.
По причинам возникновения различают:
выщербины типа 1 (по светлым пятнам, ползунам, "наварам") -выкрашивание твердых участков поверхности катания, образующихся в результате кратковременного скольжения заклиненных колесных пар по рельсам.
Неравномерный прокат - неравномерный износ поверхности катания из-за развития поверхностных дефектов и неоднородности свойств материала.
Характерными признаками неравномерного проката являются:
раздавливание - местный (по длине) наплыв металла на наружную грань обода в зоне фаски; местное сужение и смятие фаски; неравномерный круговой наплыв металла на фаску; местное уширение дорожки качения; наличие закатывающихся ползунов и "наваров"; трещины и выщербины в сочетании с местным уширением дорожки качения или раздавливанием обода
Таким образом, из указанных положений Классификатора ИТМ1-В следует, что дефекты "выщербина обода колеса", "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы", являющиеся следствием "ползунов" на колесных парах грузовых вагонов, образуются в результате неправильных действий перевозчика (ОАО "РЖД") при управлении тормозами локомотивов и допущенных им нарушений при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов.
Согласно разделу 2 "Каталог неисправностей вагонных колесных пар и их элементов" Классификатора ИТМ1-В каталог предназначен для правильного определения цифрового обозначения дефектов, повреждений и износов колесных пар и их элементов в соответствии с установленной классификацией.
В каталоге помещены эскизы схематического изображения каждой неисправности, указаны причины появления, способы выявления и устранения повреждений.
Факт наличия дефектов "выщербина обода колеса", "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" на колесных парах грузовых вагонов АО "ПГК", указанных в Расчете суммы иска, и результаты замеров геометрических параметров таких дефектов, указывающих на причину их образования в результате действий перевозчика, был зафиксирован в актах осмотра колесных пар вагонов, составленных представителями АО "ПГК".
Истец уведомил Ответчика о факте отцепки вагонов Истца в текущий отцепочный ремонт путем направления телеграмм, содержащих сведения о месте и времени обнаружения неисправностей вагонов в виде дефектов колесных пар, а также о вызове представителей Ответчика для участия в совместном осмотре колесных пар.
Указанные телеграммы были отправлены Ответчику через организацию связи, что подтверждается почтовыми уведомлениями, содержащими сведения о дате и номере телеграммы, отправителе и получателе телеграммы и их адресах, дате отправки и вручения телеграммы, а также оттиск печати организации связи.
Однако Ответчик не направил своих представителей для участия в совместном осмотре неисправных колесных пар, в связи с чем осмотр колесных пар был произведен представителями Истца в отсутствие представителей Ответчика.
Согласно п. 81 "Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава", утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 6-7 мая 2014 г. N 60):
Техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания.
Выполнение работ контролирует ответственный работник (старший по смене, старший осмотрщик вагонов, руководитель смены), который должен обеспечить:
соединение рукавов;
открытие концевых и разобщительных кранов; исправную работу тормозного оборудования;
включение всех тормозов в составе поезда (за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами);
переключение режимов торможения;
установленную норму тормозного нажатия в поезде;
надежную работу тормозов при опробовании их на станции и в пути следования.
Согласно п. 4 "Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава":
Контроль соблюдения требований настоящих Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
По смыслу ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железно-дорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ст.ст. 2, 4, 6 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования является Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (Ответчик).
Текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов АО "ПГК", указанных в Расчете суммы иска, был выполнен в эксплуатационных вагонных депо Горьковской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" и вагонных ремонтных депо вагоноремонтной компании АО "ВРК-3" в соответствии с условиями договоров, заключенных между АО "ПГК" и указанными компаниями.
В результате отцепки указанных вагонов в ремонт АО "ПГК" понесло убытки в размере 515 320,99 руб., из которых:
74 698,59 руб. - расходы АО "ПГК" на оплату ОАО "РЖД", АО "ВРК-3" стоимости выполненных работ по текущему отцепочному ремонту вагонов, что подтверждается актами о выполненных работах (оказанных услугах), расчетно-дефектными ведомостями, платежными поручениями;
327 209,00 руб. - расходы и убытки АО "ПГК" в размере стоимости работ по ремонту неисправных колесных пар, из которых: 128 689,00 руб. - расходы на оплату вагоноремонтным компаниям стоимости выполненных работ по текущему и среднему ремонту, обточке поверхности катания колесных пар, что подтверждается актами о выполненных работах (оказанных услугах), расчетно-дефектными ведомостями, платежными поручениями, 198 520,00 руб. - расходы (убытки) в размере договорной стоимости работ по текущему и среднему ремонту колесных пар, согласованной между АО "ПГК" и ОАО "РЖД" в прейскуранте цен к договору;
1 810,40 руб. - расходы АО "ПГК" на оплату стоимости услуг перевозчика по погрузке/выгрузке и транспортировке колесных пар в ремонт/из ремонта, что подтверждается актами об оказанных услугах, транспортными накладными, актами пересылки деталей (форма Д-2), транспортными железнодорожными накладными, платежными поручениями;
111 603,00 руб. - ущерб АО "ПГК" от уменьшения стоимости колесных пар в результате изменения их технических характеристик (уменьшение толщины обода) по причине обточки поверхности катания, в размере разницы между стоимостью колесных пар до обточки и после обточки, что подтверждается актами о выполненных работах (оказанных услугах), расчетно-дефектными ведомостями, актами приема-передачи материальных ценностей из производства.
АО "ПГК" направило в адрес ОАО "РЖД" письменные претензии с требованиями о возмещении убытков в указанном размере, однако они не были удовлетворены.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В пункте 1 жалобы ответчик приводит довод о том, что арбитражный суд первой инстанции не учел факт истечения по требованиям истца из иска специального срока исковой давности 1 (один) год, установленного п. 3 ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 125 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
С данным доводом ответчика нельзя согласиться.
Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчику в пределах срока исковой давности 3 (три) года, установленного законом для требований о взыскании убытков, изложенных в исковом заявлении.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Предметом иска истца к ответчику являются требования о взыскании убытков, возникшие вследствие причинения вреда в результате повреждения колесных пар грузовых вагонов, основанные на нормах статей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации и корреспондирующих с ними нормах статьи 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
К указанным требованиям истца к ответчику применяется общий срок исковой давности 3 (три) года, установленный п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, который истцом не пропущен.
Доказательств, что истец по спорным ж.д.накладным являлся стороной договора перевозки ответчик не привел (ст.65 АПК РФ).
В пунктах 3, 4 жалобы ответчик приводит довод о том, что тормозное оборудование вагонов истца было исправно, нарушений в управлении тормозами не было, в подтверждение чего ссылается на следующие документы, представленные в материалы дела: "справки о расшифровке скоростемерных лент", "справки из системы автоматизированного рабочего места по техническому обслуживанию вагонов", рапорты сотрудников эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД", уведомления на ремонт вагонов.
С данным доводом ответчика нельзя согласиться.
Утверждение ответчика об исправности тормозного оборудования вагонов истца опровергается сведениями расчетно-дефектных ведомостей, представленных истцом в копиях в материалы дела при подаче искового заявления в арбитражный суд, в которых отражено, что каждый грузовой вагон имел неисправности тормозного оборудования, обусловившие необходимость выполнения работ по регулировке тормозной рычажной передачи (работа по прейскуранту N 3301).
В соответствии с "Правилами технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава", утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 6-7 мая 2014 г. N 60) техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания подразделений ответчика.
Между тем, решение суда подлежит изменению, так как в отношении вагонов N 52074713, N 29004603 осмотр неисправных колесных пар был проведен истцом после ремонта вагонов, поэтому, в отсутствие факта осмотра вагона достоверно установить причину возникновения "выщербин" и "ползунов" невозможно. В этой связи во взыскании 87 093, 12 руб. убытков, приходящихся на вагоны N 52074713, N 29004603 следует отказать.
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размера удовлетворенных исковых требований в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 10 550 руб. (ст.110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2021 года по делу N А40-13608/21 изменить. Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ПАО "ПГК" 428 227 руб. 87 коп. в возмещение убытков, 10 550 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13608/2021
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"