город Ростов-на-Дону |
|
01 июля 2021 г. |
дело N А32-32166/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Чотчаева Б.Т., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курипко В.А.,
при участии:
от федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)": представителя Щеснович А.А. от 01.12.2021;
от Министерства обороны Российской Федерации: представителя Журавлева Ю.С. по доверенности от 17.11.2020;
от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: представителя Мещеряковой О.В. по доверенности от 11.01.2021;
от федерального агентства воздушного транспорта: представителя Щеснович А.А. по доверенности от 22.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ИНН 7714276906, ОГРН 1027714007089)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2021 по делу N А32-32166/2020
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ИНН 7714276906, ОГРН 1027714007089)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892)
при участии третьих лиц: федерального агентства воздушного транспорта, Межрегионального территориального управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, открытого акционерного общества "Аэропорт "Анапа"
о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - истец, предприятие, ФГУП "АГА (А)") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) и федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России) с требованиями:
- признать незаконным отказ от 25.05.2020 N 141/15092;
- прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:165;
- обязать ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России заключить соглашение об установлении частного сервитута в части земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2020 требование истца об обязании ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России заключить соглашение об установлении частного сервитута в части земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 выделены в отдельное производство, делу присвоен N А32-41804/2020.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2021 принят отказ истца от требований в части признания незаконным отказа от 25.05.2020 N 141/15092, производство в данной части прекращено, а также удовлетворено ходатайство об уточнении требований, в котором истец просил признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:165.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2021 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "АГА (А)" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что учитывая отсутствие добровольного отказа ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России от прав на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:165 и отсутствие оснований для прекращения прав в принудительном порядке, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ, единственно возможным и надлежащим способом защиты права ФГУП "АГА(А)" является признание зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования ответчика на земельный участок отсутствующим. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Север-Кавказское ТУИО" Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:165 позволит заключить договор аренды между федеральным агентством воздушного транспорта и ФГУП "АГА(А)" в целях получения разрешений на ввод в эксплуатацию законченных строительством/реконструкцией объектов. Земельный участок был сформирован в границах и площадью, необходимой для размещения и обслуживания существующих объектов аэродромной инфраструктуры. Площади частей земельного участка, занятых объектами федерального имущества, составляющих инфраструктуру аэропорт города Анапа, соответствует предельным размерам земельных участков для территориальной зоны транспортной инфраструктуры (ИТ-2), установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа N 424 от 26.12.2013 (100/2550000 кв.м.). Кроме того, объекты, правообладателем которых является Министерство обороны и/или его подведомственные учреждения и организации, на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0710001:165 отсутствуют, что подтверждается сведениями ЕГРН о земельном участке (выписка из ЕГРН от 17.07.2020 N 99/2020/338683856).
В отзывах на апелляционную жалобу Минобороны России и ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца и федерального агентства воздушного транспорта поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители ответчиков не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 1034-р аэродром Анапа (Витязево) является государственным аэродромом совместного базирования и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. На территории аэродрома совместного базирования размещены объекты войсковой части 10628 и объекты гражданской авиации, являющиеся собственностью Российской Федерации, принадлежащие истцу на праве хозяйственного ведения и эксплуатируемые ОАО "Аэропорт Анапа".
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Краснодарскому краю от 05.06.2008 N 530-р (в редакции распоряжения от 11.08.2008 N 952-р) за истцом на праве хозяйственного ведения закреплено федеральное недвижимое имущество (далее - объекты) аэродрома аэропорта Анапа.
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0710001:15, площадью 1887528 кв. м, а также на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0710001:165 площадью 594936 кв. м, образованном путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 30.09.2016 N 2069 "Об образовании земельного участка с сохранением исходного в измененных границах".
Согласно сведениям ЕГРН указанные земельные участки являются собственностью Российской Федерации и принадлежат ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" на праве постоянного (бессрочного) пользования (записи о государственной регистрации права от 22.11.2012 N 23-23-26/120/2012-607, от 22.02.2017 N 23:37:0710001:165-23/026/2017-1).
В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 (далее - ФЦП), истцом реализован проект "Реконструкция аэродрома в аэропорту Анапа, Краснодарский край" (далее - проект), в ходе которого в 2013 году были построены и закончены реконструкцией объекты аэродромной инфраструктуры аэропорта Анапа, обеспечивающие соблюдение требований транспортной (авиационной) безопасности (объекты "Периметровое ограждение с техническими средствами охраны", "Патрульная автодорога") и непосредственное функционирование аэродрома Анапа (объекты "МРД", "РД-2", "Водосточно-дренажные сети Аэропорта Анапа г-к Анапа", "Перрон с площадкой ПОЖ").
До настоящего времени указанные объекты не введены в эксплуатацию, не поставлены на кадастровый учет по причине отсутствия у истца правоустанавливающих документов на земельные участки.
В целях проведения работ по реконструкции аэродромов, осуществляемой истцом за счет средств федерального бюджета в рамках реализации ФЦП, на основании приказов от 10.02.2015 N 229, от 21.10.2015 N 2484 Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации заключил с предприятием договоры безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 23:37:0710001:15 от 17.02.2015 N 141/3/БСПЗ(К)-43 сроком на 5 (пять) месяцев и от 27.10.2015 N 141/3/БСПЗ(К)-356 сроком на 11 (одиннадцать) месяцев.
В целях дальнейшего оформления прав на законченные строительством и реконструкцией объекты аэродромной инфраструктуры истец неоднократно письмами от 21.08.2017 N 09803, от 20.12.2017 N 15121, от 27.12.2017 N 15415, от 28.04.2018 N 04496, от 29.10.2018 N 11354, от 20.12.2018 N 15121, от 14.01.2019 N 00189, от 19.08.2019 N 08795 обращался в адрес ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России и Минобороны России по вопросам предоставления обществу указанных земельных участков, в том числе путем установления сервитута, высвобождения земельного участка из ведения Минобороны России, оформления права безвозмездного пользования, указанным адресатам были направлены подписанный истцом проект соглашения об установлении сервитута, копии заключений кадастрового инженера, подтверждающие расположение объектов федерального имущества на земельных участках, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Кроме того, истец письмами от 21.12.2017 N 15177, от 28.11.2018 N 12576, от 05.04.2019 N 03364 обращался в адрес Росавиации с просьбой оказать содействие в оформлении прав на земельные участки.
По результатам рассмотрения направленных обращений в адрес истца поступили отказы ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России и Минобороны России от 22.09.2017 N 141/3/12-12455, от 16.11.2017 N 141/3/12-15013, от 26.01.2018 N 141/1777, от 02.04.2018 N 141/9304, от 21.05.2018 N 14987, от 05.12.2018 N 141/3/12-16701, от 01.02.2019 N 143/3/12-1095, от 06.06.2019 N 141/16529, от 20.09.2019 N 141/28776 в передаче земельных участков.
Письмом от 16.04.2020 N 03772 истец повторно обратился в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации по вопросу установления сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:071001:15 и высвобождения земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:165 из ведения Министерства обороны Российской Федерации путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО".
Письмом министерства от 25.05.2020 N 141/15092 в удовлетворении обращения истца отказано ввиду нецелесообразности передачи испрашиваемых земельных участков сторонним организациям.
Как указывает истец, невозможность получения разрешений на ввод в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов, внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об объектах с измененными характеристиками, оформления права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения на объекты, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 23:37:0710001:15, 23:37:0710001:165 нарушает права и законные интересы Российской Федерации (как собственника объектов федерального имущества), ОАО "Аэропорт Анапа" (как оператора аэропорта гражданской авиации).
По мнению истца, регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России на спорный земельный участок нарушает права и законные интересы истца.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено (далее - ГК РФ), что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).
Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином (пункт 6 статьи 8.1 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (статья 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в государственном реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу приведенных разъяснений иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством. Правом на этот иск обладает только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 Постановления N 10/22).
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Согласно действовавшей до 01.03.2015 статье 36 ЗК РФ и действующей в спорный период статье 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"; далее - постановление N 11).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15524/04, от 06.09.2011 N 4275/11 и от 06.09.2011 N 3771/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на оформление своего права на земельный участок, реализация которого не может быть ограничена, в частности, тем, что такой участок был передан иному лицу на ином праве, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Признание отсутствующим права бессрочного пользования ответчика на земельные участки не освобождает собственника (иного титульного владельца) здания от необходимости соблюдения предусмотренных законодательством процедур по надлежащему оформлению арендных отношений или выкупу земельных участков.
При наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 12955/11).
Принадлежность истцу объектов недвижимости не устраняет необходимости оформления прав (собственности или аренды) в отношении соответствующего участка в порядке действующего земельного законодательства и не означает наличие непреодолимого препятствия (для реализации исключительного права) в виде существующего зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования на участок.
Земельные участки, на которых расположены закрепленные за истцом на праве хозяйственного ведения объекты, находятся в публичной собственности. С учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, истец вправе приобрести права на участок, необходимый для эксплуатации принадлежащих ему объектов, в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ.
Нахождение на части спорного земельного участка ответчика недвижимого имущества истца само по себе не является основанием для признания отсутствующим права учреждения на земельный участок в целом.
Предприятие не представило доказательств, подтверждающих, что для эксплуатации и обслуживания принадлежащих ему объектов, необходим земельный участок указанной площади.
С учетом изложенных правовых норм и сложившейся судебной практики у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в Определение Верховного Суда РФ от 30.04.2020 N 308-ЭС20-6218 по делу N А32-16274/2018.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 2264 от 15.06.2021) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2021 по делу N А32-32166/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Б.Т. Чотчаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32166/2020
Истец: ФГУП "Администрация гражданских аэропортов аэродромов"
Ответчик: Министерство обороны РФ, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальные управление имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ОАО "Аэропорт Анапа", Федеральное агенство воздушного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта