г. Москва |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А40-4/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2021, принятое судьей Бушкаревым А.Н., в порядке упрощенного производства по делу N А40-4/21, по исковому заявлению ЗАО "Локотранс" к ОАО "РЖД" о взыскании 609 330 рублей 17 копеек,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Локотранс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании суммы убытков, причиненных повреждением колесных пар вагонов в размере 609 330,17 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
14.06.2020 г. ВЧДЭ Лоста выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 54820535.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 029 от 13.06.2020 г. Представитель перевозчика не принял участие в осмотре вагона.
Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" Марковеев Д.А. на основании договора N 7/010220 от 01.02.2020 г. По результатам осмотра был составлен Акт осмотра вагона N 54820535 от 14.06.2020 г., согласно которому при осмотре вагона установлено:
на колесной паре N 1557-6965-18 односторонний ползун 0,6 мм;
на колесной паре N 1557-2886-18 односторонний ползун 1,1 мм.
Согласно Акту, указанная неисправность относятся к термомеханическим повреждениям колес, код 116 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005. Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс". Акт содержит фотоматериалы.
02.07.2020 г. ВЧДЭ Лоста выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 54809249.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 070 от 29.06.2020 г. Представитель перевозчика не принял участие в осмотре вагона.
Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" Марковеев Д.А. на основании договора N 7/010220 от 01.02.2020 г.
По результатам осмотра был составлен Акт комиссионного осмотра вагона N 54809249 от 01.07.2020 г., согласно которому при осмотре вагона установлено:
на колесной паре N 5-204422-08 односторонний ползун 1,4 мм;
на колесной паре N 29-88074-2011 односторонний ползун 1,3 мм;
на колесной паре N 39-62801-1997 односторонний ползун 1,3 мм;
на колесной паре N 5-41443-1999 односторонний ползун 1.0 мм.
Согласно Акту, указанная неисправность относятся к термомеханическим повреждениям колес, код 116 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005. А кт подписан представителем ЗАО "Локотранс". Акт содержит фотоматериалы.
26.07.2020 г. ВЧДЭ Лоста выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 29147592.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 063 от 22.07.2020 г. Представитель перевозчика не принял участие в осмотре вагона.
Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" Марковеев Д.А. на основании договора N 7/010220 от 01.02.2020 г.
По результатам осмотра был составлен Акт комиссионного осмотра вагона N 29147592 от 24.07.2020 г., согласно которому при осмотре вагона установлено:
на колесной паре N 29-396972-12 выщербина обода колеса 17* 1,5 мм на одностороннем ползуне;
на колесной паре N 1175-104323-12 односторонний ползун 0,6 мм;
на колесной паре N 29-390060-12 односторонний ползун 0,6 мм;
на колесной паре N 1175-104288-12 односторонний ползун 0,9 мм.
Согласно Акту, указанная неисправность относятся к термомеханическим повреждениям колес, код 116 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005. Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс". Акт содержит фотоматериалы.
4) 03.07.2020 г. ВЧДЭ Лоста выпущен из текущего ремонта вагон
собственности ЗАО "Локотранс" N 54385919.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 79 от 30.06.2020 г. Представитель перевозчика не принял участие в осмотре вагона.
Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" Марковеев Д.А. на основании договора N 7/010220 от 01.02.2020 г. По результатам осмотра был составлен Акт осмотра вагона N 54385919 от 02.07.2020 г., согласно которому при осмотре вагона установлено:
на колесной паре N 29-543-1981 односторонний ползун 0,7 мм.
на колесной паре N 119-5453-1984 выщербина обода 50*3 на одностороннем ползуне;
Согласно Акту, указанная неисправность относятся к термомеханическим повреждениям колес, код 116 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005. Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс". Акт содержит фотоматериалы.
Перевозчик был уведомлен о производстве комиссионных осмотров вагонов путем направления телеграмм, а также принимал участие в комиссионных осмотрах.
Получение телеграмм опосредовано договором между ЗАО "Локотранс" и ОАО "РЖД" N 1-451113/Т от 28 октября 2014 г. Факт доставки телеграмм подтверждается детализацией, счетом-фактурой, а также актом оказанных услуг. Факт оплаты услуг телеграфной связи подтверждается приложенными к настоящему иску платежными поручениями.
Квалификация представителей ЗАО "Локотранс", принимавших участие в осмотре, подтверждается представленными в материалы дела дипломами.
07.12.2007 утвержден "Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", согласно которому неисправности колесных пар распределены по классам по признаку, характеризующему главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
"Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007" от 07.12.2007 г. распределяет неисправности колесных пар по классам в зависимости от признака, характеризующего главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
В соответствии с указанным Классификатором неисправностей, по причинам возникновения выделяют три типа выщербин: 1) выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам; 2) выщербины по усталостным трещинам; 3) выщербины по термическим трещинам на поверхности катания обода колеса.
Причиной возникновения выщербин типа 1 - по светлым пятнам, ползунам, наварам (код неисправности 611) согласно Классификатору является выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам.
Согласно разделам 5 и 6 указанного Классификатора неисправность "ползун" отнесена к термомеханическим повреждениям колес. Ползуны могут быть на обоих колесах (при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона) или на одном колесе (в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке).
Классификатор устанавливает содержание понятия "ползун" - это локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания; основными причинами указанного повреждения являются скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Такое скольжение возможно вследствие неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Из того обстоятельства, что "выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам" образуются путем выкрашивания участков поверхности катания при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам, следует, что по происхождению выщербины типа 1 являются повреждением, то есть неисправностями, вызванными нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Определение ползунов и выщербин по светлым пятнам, ползунам и наварам как повреждений имеет свое обоснование не только в Классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, но и в Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенном в действие с 01 января 1979 года, который в силу Закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" является действующим и не отмененным Минтрансом.
Раскрывая понятия выщербин по светлым пятнам, ползунам и наварам, данные классификаторы характеризуют их общие признаки и определяют причинно-следственную связь их появления, ставя в зависимость причину возникновения данных повреждений именно от действий перевозчика (неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива; роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые).
Таким образом, неисправности выщербина по одностороннему ползуну и односторонний ползун, которые были обнаружены в ходе ремонта вагона, являются повреждениями согласно всем трем существующим классификаторам неисправностей, и их образование зависит от действий перевозчика.
Причины возникновения неисправностей четко определены вышеназванными Кл асе иф и каторам и.
Кроме того, на сети железных дорог Российской Федерации действуют "Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава", утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств -участников Содружества (приложение N 18 к протоколу от 7 мая 2014 г. N 60).
Указанными Правилами на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а, следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178). При этом п. 4 Раздела 1 установлено, что контроль соблюдения требований настоящих Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Исходя из приведенных выше нормативных актов, скольжение заклиненных колесных пар по рельсам является нарушением правил эксплуатации подвижного состава и следствием действий перевозчика.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть, ОАО "РЖД" Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 г. на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
1) ОАО "РЖД" приняло вагон N 54820535 к перевозке 11.06.2020 г., что подтверждается копией квитанции о приеме груза N ЭД920096.
2) ОАО "РЖД" приняло вагон N 54809249 к перевозке 26.06.2020 г., что подтверждается копией квитанции о приеме груза N ЭЖ009467.
3) ОАО "РЖД" приняло вагон N 29147592 к перевозке 19.07.2020 г., что подтверждается копией квитанции о приеме груза N Э3778348.
4) ОАО "РЖД" приняло вагон N 54385919 к перевозке 28.06.2020 г., что подтверждается копией квитанции о приеме груза N ЭЖ281764.
Таким образом, в момент принятия вагонов к перевозке они были исправны.
ЗАО "Локотранс" как владелец железнодорожного подвижного состава заключает с вагонными ремонтными предприятиями договоры на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов, тем самым обеспечивая исправное состояние своих вагонов. Отсутствие неисправностей вагонов, поданных к погрузке, подтверждается принятием их ОАО "РЖД" к перевозке.
Повреждение вагонов было обнаружено по прибытии его с путей перевозчика, следовательно, вагоны повредил перевозчик.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии с п.1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, из вышеуказанных нормативных положений следует, что ОАО "РЖД", повредившее вагоны собственности ЗАО "Локотранс", обязано возместить причиненные убытки.
Согласно прилагаемому расчету, убытки ЗАО "Локотранс" составляют 609330,17 руб.
Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ, спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором.
ЗАО "Локотранс" направило в адрес Подрядчика претензии:
1) Претензия N 3356 от "27" августа 2020 г.
2) Претензия N 3454 от "03" сентября 2020 г.
3) Претензия N 3452 от "03" сентября 2020 г.
4) Претензия N 3453 от "_03" сентября 2020 г. которые были оставлены без ответа
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что положения пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность юридического лица, деятельность которого связана с повышенной опасностью для окружающих, возместить вред при отсутствии вины, при этом деятельность ответчика по транспортировке железнодорожных вагонов и грузов связана с повышенной опасностью для окружающих.
Кроме того, суд, учитывая, что статья 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, устанавливая ответственность перевозчика в случае повреждения или утраты принятых к перевозке вагонов, не ставит ее в зависимость от наличия или отсутствия вины перевозчика, считает, что в силу названной нормы права ответственность перевозчика за повреждение или утрату принятых им к перевозке вагонов наступает и при отсутствии его вины. Так, суд считает, что повреждение вагонов произошло из-за неправильной эксплуатации перевозчиком колесных пар.
В этой связи суд признал требование истца о взыскании убытков в размере 609 330 руб. 17 коп., обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Доказательства, представленные ответчиком, были исследованы и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Справка Северной Дирекции тяги от 08.02.2021No ИСХ-910/СевТ.
Данная справка не обладает доказательственной ценностью, поскольку, как из нее следует, скоростомерные ленты были уничтожены.
В настоящем деле, согласно комиссионным актам проверки обоснованности отцепки вагонов, на колесных парах спорных вагонов были выявлены такие неисправности, как односторонние ползуны и выщербины по односторонним ползунам. Согласно классификатору КЖА 2005 они являются повреждениями вне зависимости от механизма образования.
Поэтому ссылка ответчика на исправность тормозного оборудования, которая была формально и в одностороннем порядке удостоверена им путем составления справок и рапортов, не снимает с него ответственности за образование односторонних ползунов.
Исправность либо неисправность тормозного оборудования в не относятся к спорным случаям, а носят общий характер.
Акты экспертизы ТПП, представленные ответчиком, составлены в период 2018-2019 г. и также не относятся к настоящему делу и не могут служить доказательством по нему, поскольку не имеют ни нормативной силы, ни отношения к случаям повреждения вагонов, заявленным в иске.
Акты и рапорты, представленные ответчиком, носят односторонний характер, собственник для из составления не вызывался, на подпись собственнику они не направлялись.
Акты общей формы, представленные ответчиком, составлены в связи с задержкой доставки вагона, а не в связи с его повреждением. Следовательно, приняты в качестве доказательства по настоящему делу быть не могут.
Особое мнение ответчика, к комиссионным актам осмотра, не снабжено фотоматериалами, размеры дефектов в нем соответствуют информации основного акта осмотра, подпись собственника вагона на нем отсутствует.
Для составления актов и осмотра поврежденных колесных пар вагонов был произведен заблаговременный вызов представителей перевозчика путем направления телеграмм.
Вагон N 54820535 - телеграмма N 029 от 13.06.2020 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Вагон N 54809249 - телеграмма N 070 от 29.06.2020 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Вагон N 29147592 - телеграмма N 063 от 22.07.2020 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Вагон N 54385919 - телеграмма 79 от 30.06.2020 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Телеграммы направляются ЗАО "Локотранс" непосредственно перевозчику на основании договора на использование телеграфной линии ОАО "РЖД" N 1-451113/Т от 28 октября 2014 г., который заключен между ЗАО "Локотранс" и ОАО "РЖД".
Сжатые сроки текущего отцепочного ремонта (согласно п. 3.5 Договора N ТОР-ЦВ-00-15 от 18.04.2013 г. срок ТР-2 составляет 78 часов) и потребность быстрее выпустить отремонтированный вагон, чтобы снова включить его в перевозочный процесс, диктуют необходимость в наиболее оперативном производстве комиссионного расследования причин отцепки вагона. Кроме того, производя отцепку неисправных вагонов, работники ОАО "РЖД" становятся первыми, кто осведомлен о наличии на колесных парах вагонов неисправностей "односторонний ползун" и "выщербина на одностороннем ползуне".
Таким образом, на момент получения телеграммы от собственника ОАО "РЖД" фактически уже известно как о наличии соответствующих неисправностей на колесных парах, так и о том, где и в какие сроки будет произведен ремонт вагона.
Более того, ОАО "РЖД" представляет собой разветвленную сеть предприятий, квалифицированные представители которой, в том числе, осмотрщики вагонов, имеются в каждом вагонном депо. Так, согласно Положению МПС РФ N ЦВ-281 от 14 июля 1994 г. "Положение о приемщиках вагонов в вагонных депо железных дорог Российской Федерации" (п.1.8, п. 2.4), работники ОАО "РЖД" (приемщики вагонов) не только присутствуют на территории ремонтных депо ВЧДр, но обеспечиваются рабочим местом, а также производят комиссионный осмотр вагонов, поступающих в ремонт, проверяют соответствие вида требуемого ремонта, а также удостоверяют качество выполненных работ по окончании ремонта в уведомлении формы ВУ-36.
Таким образом, доводы ОАО "РЖД" о недостаточности времени для направления своего представителя на комиссионный осмотр вагонов являются несостоятельными.
На территории всех депо, в которых производится комиссионное расследование, уже есть квалифицированный представитель ОАО "РЖД". Более того, после отцепки вагонов в ремонт, он, в соответствии с указанными выше нормативными требованиями, обязан принять участие в их комиссионном осмотре.
Кроме того, алгоритм уведомления перевозчика о предстоящем осмотре на предмет наличия повреждений ничем не регламентирован, нормативно не установлено время, необходимое для явки на осмотр.
ЗАО "Локотранс" не самовольно назначает время осмотра колесных пар. Дата и время комиссионного осмотра совпадают с датой постановки вагона на ремонтные пути станции, которая в свою очередь определяется не собственником вагонов, а вагонно-ремонтным предприятием.
Уведомляя перевозчика о предстоящем расследовании причин неисправностей колесных пар, собственник вагонов со своей стороны обеспечивает возможность участия представителей ОАО "РЖД" в осмотре.
Намеренное уклонение ОАО "РЖД" от участия в комиссионных осмотрах не может сводить на нет доказательственное значение актов осмотра, поскольку принудить перевозчика к участию в расследовании собственник возможности не имеет.
В рассматриваемом деле наличие на колесных парах "односторонних ползунов" подтверждается комиссионными актами осмотра.
В комиссионных актах осмотра указано, что выявленные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес.
В актах осмотра содержатся фотоматериалы, фиксирующие характер дефекта, при этом фотографии являются составной частью акта, соответственно, по дате составления соответствуют дате акта. Из фотоматериалов усматривается наличие на круговой поверхности катания плоского места, то есть "Одностороннего ползуна" и образованной впоследствии "выщербины на одностороннем ползуне".
Квалификация представителей ЗАО "Локотранс", принявших участие в осмотре, подтверждается копиями дипломов об образовании, приложенными к исковому заявлению.
Акты комиссионного осмотра составлены после отцепки вагона в ремонт, когда ОАО "РЖД" уже не исполнило своей обязанности, установленной п.п. 3.5, 6.2 Правил составления актов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС 4 А40-219877/15 России N 45 от 18.06.2003, по оформлению акта общей формы и акта о повреждении вагона формы ВУ-25, что должно быть сделано в случае обнаружения технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования и направлении собственного порожнего вагона для производства ремонта, при котором допускается участие уполномоченных представителей владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица.
Акты ВУ-25 и Акты-рекламации обязан составлять перевозчик. В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" N 562р от 30.03.2007 "Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона формы ВУ-25.
Кроме того, этим распоряжением возложена персональная ответственность на начальников железнодорожных станций и ВЧДЭ, при которой поврежденные сторонней организацией вагоны должны оставаться на ее ответственности до момента подписания актов формы ГУ-23 и ВУ-25.
Следовательно, отсутствие указанных актов еще раз подтверждают наличие вины Ответчика.
Таким образом, заявление ответчика о том, что истцом не представлены в материалы дела акты, фотографии и документы, свидетельствующие о повреждении колесных пар, не соответствует действительности.
Отсутствие в материалах дела актов общей формы и коммерческих актов не может выступать препятствием для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из ст. 119 Устава, коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;
повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;
обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;
возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;
непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза.
Таким образом, факт разоборудования вагона не может быть удостоверен коммерческим актом.
Как следует из указанной статьи, для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты.
Согласно Приказу МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45, которым утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются и подписываются перевозчиком.
Раздел III и VI Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом предусматривают составление актов о повреждении формы ВУ-25 документов непосредственно перевозчиком, то есть, ОАО "РЖД".
Принудить перевозчика к составлению данных актов, если они не составлены, истец не имеет возможности. Вместе с тем, неисполнение перевозчиком обязанности по составлению актов общей формы и актов о повреждении вагонов не должно препятствовать собственнику вагонов в защите своих прав и законных интересов.
Вместе с тем, нормы АПК не препятствуют истцу представлять любые доказательства в подтверждение своей позиции.
Представленные истцом акты однозначно свидетельствуют о разоборудовании вагонов, составлены уполномоченными работниками ремонтных депо.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2021 года по делу N А40-4/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4/2021
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ОАО " РЖД"