г. Владимир |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А43-3003/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2021 по делу N А43-3003/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603) об отмене постановления Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.01.2021 N 969 по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В адрес Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) 19.08.2020 от начальника Производственного отделения Центральные электрические сети филиала "Нижновэнерго" публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Общество) поступили письмо от 19.08.2020 N МР7-ННЭ/118/77/3588 и документы, содержащие информацию о том, что в границах охранной зоны ВЛ 6 кВ ТП-3521-ТП-3543 в пролете опор 17-18, принадлежащей Обществу, гражданином Хажаевем Жафяряном Шамяровичем построен дом (г.Нижний Новгород, ул.Кленовая, д.15А).
Для выяснения причин наличия жилого дома в охранной зоне ВЛ 6 кВ ТП-3521-ТП-3543 в пролете опор 17-18 Управлением в адрес Общества направлено письмо от 15.09.2020 N 311-7611 с просьбой предоставить графики периодических осмотров и листы осмотра ВЛ 6 кВ ТП-3521-Т11-3543 за период с 2013 года до 2020 года.
Письмом от 29.09.2020 N МР7-ННЭ/П8/77-5/4487 Общество сообщило, что предоставить информацию за период с 2013 по 2019 годы не представляется возможным, так как данная документация хранится не более 1 года.
Должностное лицо Управления пришло к выводу о нарушении Обществом требований Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила N 229), а именно:
- Обществом не соблюдаются правила охраны электрических сетей и не контролируется их выполнение (нарушение пункта 5.7.8 Правил N 229);
- Обществом не организованы периодические и внеочередные осмотры БЛ 6, не предъявлен график периодических осмотров ВЛ 6 кВ ТП-3521-ТП-3543 (нарушение пункта 5.7.14 Правил N 229).
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 15.12.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 969.
По итогам рассмотрения материалов дела административным органом 20.01.2021 вынесено постановление N 969 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 12.05.2021 Арбитражный суд Нижегородской области оспоренное постановление признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает, что нахождение строения, ограничивающего пути подхода (доступ) к объектам электросетевого хозяйства, препятствующего эксплуатации электрических сетей, свидетельствует о неосуществлении должного контроля со стороны Общества за содержанием эксплуатируемых электрических сетей в соответствии с требованиями законодательства.
Управление считает, что в данном случае Обществом допущена эксплуатация электрических сетей с нарушением требования подпункта "б" пункта 8 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в ходе обеспечения безопасности использования энергетических ресурсов, устройств и объектов, их потребляющих или связанных с энергоносителями.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки с нарушением положений соответствующих правил.
Субъектами правонарушения являются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность соблюдать указанные статьей 9.11 КоАП РФ правила: граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 N 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Обществу принадлежит ВЛ 6 кВ ТП-3521-ТП-3543, в отношении которой в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах охранной зоны за N 52.18.2.888.
Согласно пункту 5.7.8 Правил N 229 при эксплуатации высоковольтных линий (далее - ВЛ) должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение. Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил.
В соответствии с пунктом 5.7.14 указанных Правил при эксплуатации ВЛ должны быть организованы их периодические и внеочередные осмотры. График периодических осмотров должен быть утвержден техническим руководителем организации, эксплуатирующей электрические сети.
Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Кроме того, не реже 1 раза в год инженерно-техническим персоналом должны производиться выборочные осмотры отдельных ВЛ (или их участков), а все ВЛ (участки), подлежащие капитальному ремонту, должны быть осмотрены полностью.
Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и в дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше или их участках, имеющих срок службы 20 лет и более или проходящих в зонах интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны производиться не реже 1 раза в 6 лет; на остальных ВЛ 35 кВ и выше (участках) - не реже 1 раза в 12 лет.
На ВЛ 0,38 - 20 кВ верховые осмотры должны производиться при необходимости.
В своем письме от 29.09.2020 Общество уведомило Управление о невозможности представить графики осмотра ВЛ за период с 2013 года по 2019 годы, поскольку согласно Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденному приказом Росархива от 20.12.2019 N 236, срок хранения графиков осмотра составляет 1 год.
На момент производства по делу об административном правонарушении графики осмотра ВЛ за период с 2013 по 2019 годы Обществом были уничтожены.
Обществом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представлен годовой график осмотра ВЛ Сормовского РЭС на 2019 - 2020 годы.
Более того, доказательством исполнения Обществом обязанности по проведению осмотра ВЛ 6 кВ ТП-3521-ТП-3543 является письмо от 19.08.2020, которым Общество уведомило Управление о выявленном нарушении Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, а именно: в пролетах опор N 17-18 по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Кленовая, д.15А, выявлен жилой дом, согласование на строительство которого собственник дома с Обществом не производил.
Материалы дела не содержат сведений, когда начато строительство этого жилого дома, произведено подключение коммуникаций к нему, в силу каких обстоятельств Обществу могло и должно было быть известно о выдаче в 2013 году разрешения на строительство спорного дома.
Само по себе непредставление графиков осмотра на период с 2013 по 2019 годы (ввиду ограниченности срока их хранения) не свидетельствует о нарушении со стороны Общества требований, установленных Правилами N 229.
Лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Исследовав материалы дела в совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административным органом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления от 26.01.2021 N 969.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2021 по делу N А43-3003/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3003/2021
Истец: ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Нижновэнерго"
Ответчик: Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору