г. Самара |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Ануфриевой А.Э., Коршиковой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,
при участии:
от истца - Дикарев С.Н., паспорт, представитель Костенецкая Е.А., доверенность от 20.06.2021;
от третьих лиц - (Государственное автономное учреждение Самарской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 6") представитель Огнева Н.С., доверенность от 09.06.2021;
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2021 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб "Остров Сокровищ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2021, по делу N А55-38195/2018 (судья Разумов Ю.М.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Стройрегион"
к 1. Обществу с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб "Остров сокровищ",
2. Администрации городского округа Тольятти
при участии третьих лиц - 1. Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
2. Государственное автономное учреждение Самарской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 6",
3. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
4. РОО "Самарская областная Федерация парусного спорта"
об установлении сервитута,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройрегион" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб "Остров сокровищ" об установлении права ограниченного пользования (частный сервитут) в отношении части земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:59, для использования под подъездную дорогу, с указанием координат поворотных точек, с установлением соразмерной платы за право ограниченного пользования (сервитут) в размере 820 руб. в год.
Определением от 14.02.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (г. Самара) и Администрацию городского округа Тольятти (г. Тольятти).
Определением суда от 05.03.2019 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ГАУ "СШОР N 6" и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
При первоначальном рассмотрении дела, определением суда от 01.04.2019 назначена по делу комплексная судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Независимый кадастровый центр" (ОГРН 1076318001385, адрес: 443090, г.Самара, ул. Ставропольская, д.3 офис 803) Семиновичу Денису Теодозиевичу, Куликовой Анне Владимировне.
В материалы дела представлено Заключение эксперта N 19 от 29.05.2019 со следующими выводами:
По первому вопросу:
Проход (проезд) до границ участка ООО "Стройрегион" с кадастровым номером 63:09:0305025:609 без установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:59 возможен по воде из любой точки акватории реки Волга, при этом требуется организация переправы с использованием маломерных судов без устройства причальных сооружений или специализированных судов-паромов с устройством причальных сооружений.
По второму вопросу:
Возможность организации прохода (проезда) до границ участка ООО "Стройрегион" с кадастровым номером 63:09:0305025:609 без установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:59 по воде из любой точки акватории реки Волга существует. При этом оптимальным как по расстоянию, так и по затратам являются варианты с использованием территории земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:59.
Вариант первый: в период межени Куйбышевского водохранилища при котором уровень воды равен или менее 50.15 м по Балтийской системе высот, когда существует проезд на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:609 по грунтовой дороге, обозначенной в графических материалах МП "Гео-Лэнд" (таблица N 3 "Каталог координат границ дороги по дну Куйбышевского водохранилища" (на Схеме проездов голубой контур с диагональной штриховкой)) - площадь участка проезда для сервитута от въезда до границы участка 334 кв.м.
Вариант второй: в период навигации, когда уровень Куйбышевского водохранилища более 50.15 м по Балтийской системе высот, когда проезд на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:609 по грунтовой дороге по дну Куйбышевского водохранилища отсутствует - проход/проезд от территории границ транспортной инфраструктуры до границ общего пользования - береговой полосы площадью 264 кв.м. Затем без установления сервитута без использования транспортных средств по территории береговой полосы до ближайшей внешней границы внутренней акватории Муравьиных островов (до знака "Движение маломерных судов запрещено"), затем с использование маломерных судов на остров (таблица N 2 "Каталог координат границ части от въезда до границы береговой полосы 264 кв.м" (на Схеме проездов зеленый контур с диагональной штриховкой).
По третьему вопросу:
Возможность непосредственного проезда (прохода) без необходимости организации переправы возможно только при использовании проезда указанного в первом варианте (проезда). Границы (координаты) и площадь части земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:59, на которую необходимо установить сервитут:
Вариант 1: площадь участка проезда для сервитута от въезда до границы участка 334 кв.м: Таблица 3.1
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м |
|
X |
Y |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
418236.37 |
1318789.48 |
0.1 |
2 |
418242.94 |
1318807.03 |
0.1 |
3 |
418269.76 |
1318878.72 |
0.1 |
4 |
418266.66 |
1318880.4 |
0.1 |
5 |
418240.56 |
1318810.65 |
0.1 |
6 |
418233.16 |
1318790.93 |
0.1 |
1 |
418236.37 |
1318789.48 |
0.1 |
Вариант 2: площадь участка проезда для сервитута от въезда до границы береговой полосы 264 кв.м: Таблица 3.2
Обозначение характерных точек |
X |
Y |
1 |
2 |
3 |
2 |
418242,94 |
1318807,03 |
3 |
418269, 76 |
1318878,72 |
4 |
418266,66 |
1318880,4 |
5 |
418240,56 |
1318810,65 |
7 |
418241,72 |
1318808,99 |
2 |
418242,94 |
1318807,03 |
По четвертому вопросу:
Рыночная стоимость соразмерной платы в год за установление сервитута часть земельного участка общей площадью 11 347 кв.м., с кадастровым номером 63:09:0305025:59, местоположение: Самарская область составляет 168 руб./кв.м/год.
Рыночная стоимость соразмерной платы в год за установление сервитута часть участка проезда для сервитута от въезда до границы береговой полосы 264 кв.м земельного участка общей площадью 11 347 кв.м., с кадастровым номером 63:09:0305025:59, местоположение: Самарская область составляет 44 352 руб./год или 3 696 руб./мес.
Рыночная стоимость соразмерной платы в год за установление сервитута площадь участка проезда для сервитута от въезда до границы участка 334 кв.м. земельного участка общей площадью 11 347 кв.м., с кадастровым номером 63:09:0305025:59, местоположение: Самарская область составляет 56112 руб./год или 4676 руб./мес.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019, в пользу ООО "Стройрегион" установлено право ограниченного пользования (частный сервитут) сроком на 45 лет в отношении части земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:59 площадью 264 кв.м., с указанием координат поворотных точек, для использования под подъездную дорогу, с установлением платы за право бессрочного ограниченного пользования (сервитут) в размере 3 696 руб. в месяц.
Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 10.02.2020 отменил решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019 и передал дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. В постановлении, суд кассационной инстанции указал, что судами не дано оценки доводам ответчика о возможности прохода и проезда к указанной береговой полосе через иные земельные участки без установления сервитута. При этом каких-либо причалов на береговой полосе, граничащей с земельным участком с кадастровым номером 63:09:0305025:59, не имеется. Также суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе установить имеется или не имеется иная возможность проезда транспорта и прохода людей к береговой полосе для переправы на остров и с острова, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права
При новом рассмотрении дела по ходатайству истца определением суда от 20.05.2020 в порядке ст. 46 АПК РФ привлечена к участию в деле в качестве соответчика Администрация городского округа Тольятти.
При новом рассмотрении истец уточнил основания исковых требований к Администрации г.о. Тольятти, которые были приняты судом определением от 27.07.2020.
Определением от 27.07.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - РОО "Самарская областная Федерация парусного спорта".
В судебном заседании 21.12.2020 судом было отказано в принятии заявления ответчика о фальсификации представленного истцом доказательства в виде письма Муниципальное казенное учреждение "Центр гражданской защиты г.о. Тольятти" от 17.12.2020 N 538/2 о географических координатах установленного знака "Движение маломерных судов запрещено", поскольку ответчиком не указано в чем состоит фальсификация данного доказательства.
В судебном заседании 14.01.2021 ответчик ходатайствовал о привлечении третьим лицом - Муниципальное казенное учреждение "Центр гражданской защиты г.о. Тольятти", в удовлетворении которого судом было отказано, о чем вынесено протокольное определение.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2021, по делу N А55-38195/2018 в пользу ООО "Стройрегион" установлено право ограниченного пользования (частный сервитут) сроком на 45 лет в отношении части земельного участка площадью 264 кв.м., с кадастровым номером 63:09:0305025:59, для использования под подъездную дорогу, согласно следующих координат границ:
Обозначение характерных точек |
X |
Y |
1 |
2 |
3 |
2 |
418242,94 |
1318807,03 |
3 |
418269, 76 |
1318878,72 |
4 |
418266,66 |
1318880,4 |
5 |
418240,56 |
1318810,65 |
7 |
418241,72 |
1318808,99 |
2 |
418242,94 |
1318807,03 |
Также установлена, соразмерная плата за право бессрочного ограниченного пользования (сервитут) в размере 3 696 руб. в месяц в отношении части земельного участка (в виде подъездной дороги площадью 264 кв.м.) с кадастровым номером 63:09:0305025:59.
В иске к Администрации городского округа Тольятти отказано.
С ООО "Яхт-клуб Остров сокровищ" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Стройрегион" взысканы расходы по госпошлине 6 000 руб., расходы по экспертизе 80 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представитель (Государственное автономное учреждение Самарской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 6") апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители ООО "Стройрегион" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, истец является с 28.07.2007 года собственником объектов недвижимого имущества: здание (лит.АЗ)- кирпичный туалет, площадью 4,00 кв.м., здание (лит. А1)- садовый домик площадью 58,30 кв.м., здание (лит.А)- эллинг площадью 595,50 кв.м., здание (лит. А2А)- термолечебница площадью 71,60 кв.м., расположенных по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, Лесопарковое шоссе, д.49, что подтверждается представленными в материалы дела Свидетельствами о государственной регистрации права Серии 63-АВ N N 767281, 767282,767280, 767283 (т.2, л.д.58-61).
16 августа 2013 г. между ООО "Стройрегион" и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области был заключен договор аренды N 114/18 участка лесного фонда, имеющего кадастровый N 63:09:0305025:609, площадью 2,0 га, расположенного по адресу: г.Тольятти, Лесопарковое ш.,49, сроком на 49 лет. Государственная регистрация договора произведена 13.03.2015.
Данный участок расположен на острове рядом с левым берегом р.Волги, напротив земельного участка с кадастровым N 63:09:0305025:59, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:54 по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, Лесопарковое шоссе, 51, находящегося в пользовании у ООО "Яхт-клуб Остров сокровищ" на основании заключенного с Администрацией г.о. Тольятти договора аренды N 1283 от 22.12.2005 года сроком на 49 лет и зарегистрированного за N 63-63-09/036/2007-230 от 04.05.2007.
Как указал заявитель, иным способом попасть с острова на берег и, наоборот, кроме как через территорию земельного участка с кадастровым N 63:09:0305025:59 невозможно.
На заявление истца в адрес мэрии г.о. Тольятти об установлении бессрочного сервитута на земельный участок с КН 63:09:0305025:59 последним в ответе от 29.04.2015 N 2967/52 сообщено об отсутствии оснований для установления публичного сервитута с учетом того, что арендатор (ООО "Яхт-клуб Остров сокровищ"), которому земельный участок предоставлен в аренду на срок более чем один год, вправе в соответствии со ст. 39.24 Земельного кодекса РФ заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка
ООО "Стройрегион" обратилось с предложением о заключении соглашения о сервитуте к ООО "Яхт-клуб Остров сокровищ", для чего в адрес ответчика было направлено письмо с проектом соглашения о сервитуте. Факт направления письма подтверждается описью почтовых отправлений от 19.11.2018 с отметкой Почты России и почтовой квитанцией.
В ответ ООО "Яхт-клуб Остров сокровищ" направило 03.12.2018 письмо о том, что земельные участки истца и ответчика не имеют общих границ, и у истца есть альтернативные варианты по проходу и проезду, чтобы попасть на его земельный участок.
Как указал истец, из данного ответа следует, что ответчик не желает пропускать через свою территорию посетителей ООО "Стройрегион", а также сотрудники ответчика стали намеренно чинить препятствия ему и его посетителям, перекрыв доступ на участок истца. Поэтому установление сервитута необходимо для обеспечения прохода и проезда автомобильного транспорта, включая грузовые автомашины, а также арендаторов, включая поставщиков, посетителей, сотрудников, клиентов и иных контрагентов ООО "Стройрегион". Наличие данных обстоятельств истец подтвердил и при новом рассмотрении дела, что не опровергнуто ответчиком- ООО "Яхт-клуб Остров сокровищ".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции со ссылкой на нормы статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации частично удовлетворил заявленные исковые требования, указав, что установление сервитута в отношении земельного участка принадлежащего ответчику является единственно возможным и целесообразным вариантом с точки зрения его способности обеспечить необходимые потребности истца с наименьшим обременением и без создания существенных неудобств и затрат для собственника "обслуживающего" земельного участка.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 2509/10 по делу N А53-5239/2009, по смыслу статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник господствующей недвижимой вещи, нужды которого не могут быть обеспечены без установления сервитута на чужую недвижимую вещь, вправе требовать от собственника последней (собственника служащей вещи) установления сервитута на данную вещь, если именно в этом случае будут реально обеспечены потребности собственника господствующей вещи.
Суд вправе удовлетворить требование об установлении сервитута проезда на соседнем (служащем) земельном участке, даже если будет установлена потенциальная возможность организации альтернативного проезда без установления сервитута, но только при условии, что реализация такой возможности потребует проведения значительных по объему, времени и затратам работ. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, последнее обстоятельство свидетельствует об отсутствии у заявителя иной реальной возможности реализовать свое право пользования господствующим земельным участком.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 11248/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.
Аналогичная позиция изложена в пункте 9 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.2012 N 11248/11 установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.
Требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
Условиями для установления сервитута в судебном порядке являются наличие между собственниками земельных участков спора, препятствующего подписанию соглашения о сервитуте; выявленная судом в ходе рассмотрения этого спора объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным участком.
В соответствии с указанными нормами сервитут может быть установлен по требованию лица, нуждающегося в пользовании чужим земельным участком только в том случае, если у него отсутствуют иные возможности использования принадлежащего ему имущества, в частности - земельного участка.
При этом, как установлено из заключения судебной экспертизы, на поставленный вопрос возможен ли проход (проезд) до границ участка ООО "Стройрегион" с кадастровым номером 63:09:0305025:609 без установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:59, эксперт ответил: "Проход (проезд) до границ участка ООО "Стройрегион" с кадастровым номером 63:09:0305025:609 без установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:59 возможен по воде из любой точки акватории реки Волга". Эксперт указал, что при этом требуется организация переправы с использованием маломерных судов, что закономерно, так как земельный участок истца находится на острове, куда без катера или лодки не добраться.
В своих показаниях суду эксперт также сообщил, что переправа на остров с земельного участка ООО "Яхт-клуб "Остров сокровищ" возможна только в той части акватории, движение в которой не запрещено для маломерных судов. Эксперт пояснил, что переправа возможна с береговой полосы, граничащей с участком ответчика, расположенной до знака "Движение маломерных судов запрещено".
При этом, необходимо отметить, что истец просит установить сервитут на ту часть земельного участка, которая выходит на внутреннюю акваторию Муравьиных островов, где движение маломерных судов запрещено.
Эксперт также указал на то, что береговая полоса до знака "Движение маломерных судов запрещено" свободна на всем протяжении и позволяет пешком добраться прямо до знака, и, не пересекая его линии, переправиться на другой берег, без нарушения режима движения судов на внутренней акватории Муравьиных островов.
На вопрос о возможности переправы на остров по льду, в зимний период времени, эксперт ответил, что это не возможно, так как на указанном участке службой МЧС не организована ледовая переправа. Самостоятельно переправляться по льду, запрещено, поскольку это создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что добраться до своего земельного участка истец может из любой точки акватории реки Волги до береговой границы внешней акватории Муравьиных островов и далее по суше до своего земельного участка, при этом переправа во внутренней акватории муравьиных островов невозможна, так как запрещена, переправа в зимний период времени (период отсутствия навигации) невозможна, круглогодичная бесперебойная переправа на остров по суше невозможна, так как дно водоема обнажается только один-два раза в десять лет всего на несколько недель.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что доступ ООО "Стройрегион" к его земельному участку, через земельный участок ООО "Яхт-клуб "Остров сокровищ", является единственным возможным, противоречит обстоятельствам дела и доказательствам имеющимся в деле.
Из материалов дела, установлено, что в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (далее-ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:609 располагается на одном из Муравьиных островов, расположенных в акватории Куйбышевского водохранилища.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:59 располагается на левом берегу Куйбышевского водохранилища, напротив острова, на котором располагается земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:609. Земельный участок 63:09:0305025:59, является составной частью единого землепользования с кадастровым номером 63:09:0000000:54.
При этом, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:609 не является смежным для земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:59. Смежными для земельного участка 63:09:0305025:609 являются 63:09:0000000:9337 (один из контуров), 63:09:0305025:65 и 63:09:0000000:9325 (один из контуров). Доступ на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:609 без использования территории одного или нескольких из смежных для него земельных участков не может быть обеспечен.
Водохранилища, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации относятся к водоемам - к поверхностным водным объектам. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (пункты 3,4 статьи 5 ВК РФ).
Нормальный подпорный уровень Куйбышевского водохранилища у плотины Жигулевской ГЭС и у реки Усы равен 53,0 м по Балтийской системе высот. Остров, на котором находится земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:609, расположен напротив устья р. Уса. Следовательно, Нормальный подпорный уровень Куйбышевского водохранилища у Муравьиных островов также 53.0 м.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В пункте 8 той же статьи указано, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с имеющимися в деле картографическими материалами, выполненными МП "Гео-Лэнд" (Исполнительная съемка подъездной дороги и кабельной ЛЭП 10 кВ, выполненные МП "Гео-Лэнд") между островом, на котором располагается земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:609 и частью берега, на котором располагается земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:59 (в створе территории земельного участка 63:09:0305025:59), имеется сооружение - грунтовая дорога, проходящая по дну Куйбышевского водохранилища.
Данное сооружение, в то время, когда уровень воды Куйбышевского водохранилища ниже отметки 50,15 м по Балтийской системе высот, используется как грунтовая дорога, позволяющая пройти пешком или с использованием транспортных средств, проехать на территорию острова с левого берега Куйбышевского водохранилища.
Указанная дорога является сезонной и существует лишь определенную часть года, когда используется для проезда на остров. Иным способом проезда на остров является организация паромной переправы.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" установлено, что паромная переправа - это участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами. Осуществление паромной переправы возможно лишь при наличии правовых оснований на использование части акватории водного объекта в качестве водного пути.
28 апреля 2009 года Самарская Губернская дума приняла Постановление N 1086 "О Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области", в соответствии с 2.11 которых запрещается плавание и нахождение маломерных судов, указанных в пункте 1.2 настоящих Правил: на внутренней акватории Муравьиных островов в городском округе Тольятти. (1.2. Настоящие Правила распространяются на принадлежащие не осуществляющим судоходство на внутренних водных путях физическим и юридическим лицам маломерные суда, в том числе водные мотоциклы (гидроциклы)).
Экспертом установлено, что в соответствии с текстом Постановления N 1086 от 28 апреля 2009 г. определить границы акватории, в рамках которой действует данный запрет, не представляется возможным, однако на территории земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:59 располагается знак "Движение маломерных судов запрещено" (Х=418167.33/Y=l 318795.30).
Следовательно, при условии того, что данный знак установлен на границе внутренней акватории Муравьиных островов в городском округе Тольятти, существует возможность определить часть границы берега в пределах береговой полосы, к которой возможно осуществить причаливание маломерных судов с использованием которых можно в судоходный период обеспечить доступ на остров людей без транспортных средств.
На основании изложенного, установлено, что проход (проезд) до границ участка ООО "Стройрегион" с кадастровым номером 63:09:0305025:609 без установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:59 возможен по воде из любой точки акватории реки Волга, при этом требуется организация переправы с использованием маломерных судов без устройства причальных сооружений или специализированных судов-паромов с устройством причальных сооружений.
Кроме того, из материалов дела также установлено, что земельные участки истца и ответчика не соприкасаются, т.е. не являются смежными. В качестве смежных указываются совершенно другие участки, доступ на которые никак не связан и не преграждается участком ООО "Яхт-клуб "Остров сокровищ".
Также следует отметить, что то обстоятельство, что истцу удобнее организовать проезд транспорта, в том числе в целях погрузочно-разгрузочных и других работ, к своему зданию со стороны земельного участка ответчика, не является основанием для установления сервитута (пункт 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации), что также указано в правовой позиции, сформулированной в пункте 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017.
При этом, доводы истца о наличии круглогодичного безопасного пути на остров в виде дороги не подтверждается представленными доказательствами по делу.
Кроме экспертных исследований, по требованию суда первой инстанции, в материалы дела был представлен акт осмотра поверхности воды от 06.11.2020 г. подписанный между истцом и ответчиком.
Из представленного акта следует, что уровень воды во внутренней акватории Муравьиных островов напротив земельного участка ООО "Яхт-клуб "Остров сокровищ" покрыт водой, никакого сухопутного перехода и проезда в период отсутствие навигации по дну водоема нет.
Таким образом, исходя из представленных доказательств, следует, что отсутствует круглогодичный безопасный путь, в виде дороги на остров.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в установленном законом порядке в соответствии с правилами и нормами, предусмотренными главами 7, 9 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010N623, Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.02.2018 N 59н, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации", пунктом 6.5 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.08.2002 N 61, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 501 "Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами", Отраслевой дорожной нормой ОДН 218.010-98 "Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ", утвержденной приказом Федеральной дорожной службы Российской Федерации от 26.08.1998 N 228, на береговой полосе, граничащей с земельным участком с кадастровым номером 63:09:0305025:59, переправа, а также в зимний период времени ледовая переправа не организованы.
То обстоятельство, что ООО "Стройрегион" удобнее организовать проезд транспорта и проход людей к береговой полосе для переправы на остров и с острова через земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:59 не является основанием для установления сервитута. Кроме того, следует отметить, что перед земельным участком истца на острове со стороны требуемого сервитута имеется еще земельный участок, через который сервитут не установлен, тем самым с установлением спорного сервитута истец не попадает на свой земельный участок.
Также при разрешении данного спора следует учесть позицию ответчика и третьего лица со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 106 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)_", что исходя из задач по обеспечению антитеррористической защищенности, установление сервитута на земельный участок, на территории которого располагается детское спортивное учреждение - ГАУ СО "Спортивная школа олимпийского резерва N 6" (Самарская область, г. Тольятти, Центральный р-н, шос. Лесопарковое, 51, кадастровый номер земельного участка 63:09:0305025:59), противоречит требованиям по обеспечению антитеррористической безопасности, так как допуск на территорию детского спортивного учреждения посторонних неустановленных лиц и транспорта является источником повышенной террористической опасности.
Следовательно, на территории детского и спортивного учреждения недопустимо установление сервитута в отношении неограниченного круга лиц.
Таким образом, на основании изложенного, исковые требования в отношении ООО "Яхт-клуб "Остров сокровищ" подлежат оставлению без удовлетворения.
При этом, в части отказа в иске об установлении сервитута к Администрации г.о. Тольятти судом первой инстанции правомерно отказано исходя из следующего.
В отзыве от 22.07.2020 за N 3154/1.2, указано, что спорный земельный участок с КН 63:09:0305025:59 является частью земельного участка с КН 63:09:0000000:54 (единое землепользование).
Под единым землепользованием понимается владение и пользование земельным участком, состоящим из нескольких обособленных земельных участков, как единым объектом недвижимости с единым кадастровым номером.
Кроме того, согласно соглашению от 29.05.2006 г. к договору аренды земельного участка N 1283 от 22.12.2005 г., земельный участок с КН 63:09:0000000:54 передан в аренду сроком на 49 лет.
Земельный участок с КН 63:09:0000000:54 предоставлен в аренду по договору N 1283 от 22.12.2005 г. ООО "Яхт-клуб "Остров сокровищ", о чем внесена запись в ЕГРН за N 63-63-09/036/2007-230 от 04.05.2007.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от 23.06.2020 г. на земельный участок с КН 63:09:0000000:54.
Поскольку земельный участок, в отношении которого истец просит установить сервитут, передан органом местного самоуправления в пользование арендатору ООО "Яхт-клуб "Остров сокровищ" по договору аренды, который зарегистрирован в установленном законом порядке, не расторгнут и в нем не предусмотрена необходимость получения согласия уполномоченного органа на заключение об установлении сервитута, администрация городского округа Тольятти в качестве ответчика по делу выступать не может.
Таким образом, с учетом представленных в дело доказательств апелляционный суд приходит к выводу о том, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2021, по делу N А55-38195/2018 подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в данной части в иске.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2021, по делу N А55-38195/2018 - отменить в части удовлетворения искового заявления, в части взыскания государственной пошлины, в части взыскания расходов по экспертизе, в данных частях принять новый судебный акт.
В иске Общества с ограниченной ответственностью "Стройрегион" к обществу с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб "Остров сокровищ" об установлении сервитута отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2021, по делу N А55-38195/2018 оставить без изменения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Стройрегион" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб "Остров Сокровищ" расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
А.Э. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-38195/2018
Истец: ООО "Стройрегион"
Ответчик: ООО "Яхт-клуб Остров сокровищ"
Третье лицо: Администрация городского округа Тольятти, Ассоциация "СО АУ Лига", Государственное автономное учреждение Самарской области "Спортивная школа олимпийского резерва N6", МБУ г.о. Тольятти "Архитектура и градостроительства", Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Независимый кадастровый центр, ООО "Федеральная лаборатория судебной экспертизы", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9954/2021
29.06.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4041/2021
20.01.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-38195/18
10.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55854/19
17.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14331/19
10.07.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-38195/18