30 июня 2021 г. |
Дело N А83-11124/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 30.06.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Сикорской Н.И., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "СК Приоритет" - Старчихина Д.В., представитель по доверенности от 07.02.2020 N 2, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.04.2021 года по делу N А83-11124/2019
по иску Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "СК Приоритет",
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрации города Ялта Республики Крым
о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании задолженности по арендной плате за землю,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты (далее - истец) Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковыми требованиями (уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью "Красный камень" (далее - ООО "Красный камень") о расторжении договора аренды земельного участка площадью 31000 кв.м. с кадастровым номером 90:25:030501:103, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Гурзуф, северо-западная часть пгт. Краснокаменка, заключённый 17 декабря 2015 года между муниципальным образованием городской округ Ялта в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и ООО "Красный камень" и зарегистрированный в установленном порядке 23 мая 2016 года N 90-90/016-90/021/675/2016-359/2; обязании ООО "Красный камень" в течение 15-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу возвратить муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым земельный участок, площадью 31000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Гурзуф, северо-западная часть пгт. Краснокаменка, путём подписания с Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым акта приема-передачи; взыскании с ООО "Красный камень" в пользу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты задолженность по уплате арендной платы за землю за период 10.06.2016 по 01.10.2019 года в размере 12825751,25 рублей; взыскании с ООО "Красный камень" в пользу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты пени по состоянию на 10.10.2019 года в размере 4692864,74 рублей.
Исковые требования мотивированы несвоевременным и не в полном размере внесением ответчиком арендной платы.
Определением суда первой инстанции от 11.02.2021 года, произведена замена ответчика по делу N А83-11124/2019 с ООО "Красный камень" на ООО "СК Приоритет".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.04.2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объёме.
Решение суда первой инстанции мотивировано отсутствием у ответчика задолженности по арендной плате, а также наличием переплаты по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 90:25:030501:103, расположенного по адресу: Республика Крым, пгт. Гурзуф, северо-западная часть пгт. Краснокаменка, заключённого 17 декабря 2015 года, с учётом вида его разрешённого использования "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1), установленного судебными актами Арбитражного суда Республики Крым и Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делам N А83-12530/2018 и N А83-20546/2019.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент по имущественным и земельным отношениям администрации города Ялты Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что с даты регистрации дополнительного соглашения - с 01.10.2019 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:25:030501:103, расположенного по адресу: Республика Крым, пгт. Гурзуф, северо-западная часть пгт. Краснокаменка, применяется вид разрешённого использования "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1), а до 01.10.2019 года, к данным правоотношениям следует применять пункт 1.2 Договора аренды земельного участка в первоначальной редакции - разрешённое использование земельного участка "Гостиничное обслуживание" (код 4.7).
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно осуществил перерасчёт арендной платы, а также ранее уплаченных ответчиком сумм, в том числе за спорный период до которого было принято решение об изменении вида разрешённого использования, в результате которого появилась переплата.
Департамент по имущественным и земельным отношениям администрации города Ялты Республики Крым просил отложить рассмотрение данного дела в связи с невозможностью явки своего представителя.
Из содержания части 5 статьи 158 АПК РФ следует, что полномочие суда по вопросу удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства относится к числу дискреционных и зависит от наличия обстоятельств, препятствующих участию стороны в судебном заседании, которые суд оценит в качестве уважительных причин неявки, а также обстоятельств, связанных с необходимостью предоставления доказательств, совершения иных процессуальных действий, способных повлиять на разрешение спора.
Кроме того, даже в случае наличия уважительных причин неявки в судебное заседание лица, извещённого о времени и месте его проведения, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ходатайство об отложении рассмотрения данного дела, удовлетворению не подлежит.
ООО "СК Приоритет" представило отзыв на апелляционную жалобу, со ссылкой на часть 2 статьи 69 АПК РФ просит оставить её без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений, по тем основаниям, что в постановлении 21 ААС от 03.12.2020 года по делу N А83-20546/2019 указано, что судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при определении нормативной цены земельного участка, с момента заключения договора аренды, подлежит применению нормативная цена за 1 кв.м. земель для вида разрешённого использования - "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1).
При этом, коллегия судей апелляционной инстанции по делу N А83-20546/2019 указала, что требования ООО "СК Приоритет" об обязании ДИЗО применять соответствующий расчёт размера арендной платы и проведение перерасчёта, подлежат оценке при рассмотрении спора о взыскании задолженности по арендной плате либо спора о взыскании неосновательного обогащения.
Таким образом, по мнению ответчика, в указанном постановлении суда апелляционной инстанции по делу N А83-20546/2019, установлен факт нарушения прав ООО "СК Приоритет", относительно того, что при определении нормативной цены земельного участка с момента заключения договора аренды от 17.12.2015 года, подлежит применению нормативная цена за 1 кв.м. земель для вида разрешённого использования "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1), а указание суда на неверный способ защиты права не противоречит данному выводу и не исключает его. Суд первой инстанции, правомерно произвёл расчёт арендной платы в соответствии с требованиями действующего законодательства, для установления факта наличия либо отсутствия задолженности для определения оснований для расторжения договора аренды, применив нормативную цену земель вида разрешённого использования "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1) с даты заключения договора аренды и до 31.12.2020 года.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
22.11.2004 года между Гурзуфским поселковым Советом и ООО "Аконит" заключён договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, северо-западная часть пгт. Краснокаменка, сроком на 49 лет, целевое назначение участка - для строительства и обслуживания рекреационного комплекса (зарегистрирован в Книге записей договоров от 17.03.2005 г.).
Сведения о создании ООО "Красный камень" внесены в ЕГРЮЛ 20.04.2015 года.
ООО "Аконит", являясь учредителем ООО "Красный камень", в качестве вклада в уставный капитал внесло, право аренды земельного участка площадью 31000 кв.м., кадастровый номер 90:25:030501:103 и нежилое помещение административного здания.
Право собственности на нежилое помещение административного здания лит. "А", площадью 157,3 кв.м., кадастровый номер 90:25:030501:120, зарегистрировано в соответствии с российским законодательством за Обществом, согласно выписке из ЕГРН - 15.09.2016 года.
14.05.2015 года Общество обратилось в Администрацию г. Ялты с заявлением о заключении договора аренды земельного участка площадью 3,1000 га кадастровый номер 90:25:030501:103, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт Гурзуф, северо-западная часть пгт. Краснокаменка, для строительства и обслуживания рекреационного комплекса, сроком до 22.11.2053 года в порядке переоформления прав.
17.12.2015 года на основании постановления Администрации N 2820-п от 11.11.2015 года между муниципальным образованием городской округ Ялта в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты РК и ООО "Красный камень" заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 10 лет, с установлением вида разрешенного использования "Гостиничное обслуживание" (код 4.7) в порядке переоформления прав.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением о внесении изменений в пункт 2.1 договора аренды земельного участка от 17 декабря 2015 года в части изменения срока договора в соответствии со сроком окончания ранее заключенного договора аренды земельного участка - до 22 ноября 2053 года (49 лет).
По результатам рассмотрения обращения заявителя, Администрация приняла постановление от 02.07.2018 года N 1109-п, которым в постановление администрации г. Ялты от 11.11.2015 года N 2820-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, северо-западная часть пгт Краснокаменка, с Обществом с ограниченной ответственностью "Красный камень" в порядке переоформления прав" внесено следующее изменение: в пункт 1 резолютивной части постановления слова "сроком на 10 лет" заменено словами "на срок до 16.03.2054 года".
На обращения Общества об изменении вида разрешенного использования на "Туристическое обслуживание" были получены ответы Департамента от 12.07.2018 года исх. N 03-15/4449 и Администрации от 26.07.2018 года исх. N 02.1-25/3667, согласно которых в установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и первоначальной целью его предоставления и, соответственно, внесения изменения в договор аренды, отказано по причине отсутствия основания, разъяснена установленная законом определенная процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка. Указано, что на момент заключения договора Приложением N 2 к Постановлению N 378 для земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, не был предусмотрен вид разрешенного использования "Туристическое обслуживание (код 5.2.1)", соответствующий целевому назначению земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.02.2019 года по делу N А83-12530/2018, было признано незаконным решение Администрации города Ялты Республики Крым от 26.07.2018 года об отказе ООО "Красный камень" в установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и первоначальной целью предоставления земельного участка общей площадью 31000 кв.м. с кадастровым номером 90:25:030501:103, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, северо-западная часть пгт. Краснокаменка, категория земель: земли населенных пунктов, и внесении изменения в пункт 1.2 договора аренды земельного участка от 17 декабря 2015 года в части определения вида разрешенного использования земельного участка: "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1), с учетом требований Постановления Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 года N 378 "Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков" и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". На Администрацию города Ялты Республики Крым возложена обязанность принять решение о внесении изменения в пункт 1.2 договора аренды земельного участка от 17 декабря 2015 года, заключенного между муниципальным образованием городской округ Ялта и ООО "Красный камень", в части определения вида разрешенного использования земельного участка: "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1) с целью установления соответствия между разрешенным использованием земельного участка и первоначальной целью предоставления земельного участка общей площадью 31000 кв.м с кадастровым номером 90:25:030501:103, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, северо-западная часть пгт. Краснокаменка, категория земель: земли населенных пунктов, с учётом требований Постановления Совета Министров Республики Крым от 15.10. 2014 года N 378 "Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков" и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Данное решение вступило в законную силу 11.03.2019 года.
27.05.2019 года Администрацией принято постановление N 1122-п, которым установлено внести изменение в пункта 1.2 Договора аренды, дополнив словами "Туристическое обслуживание" - (код 5.2.1)".
На проект дополнительного соглашения Обществом 25.06.2019 г. в адрес Администрации направлен протокол разногласий, в котором предлагалось изложить пункт 1.2 Договора аренды в следующей редакции: "Вид разрешенного использования земельного участка "Туристическое обслуживание" - (код 5.2.1)". Категории земель: земли населенных пунктов".
14.08.2019 года Администрацией издано постановление N 1864-п "О соотнесении цели предоставления земельного участка и внесении изменений в постановление Администрации города Ялта от 27.05.2019 года N 1122-п "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 17.12.2015 года, заключённый с ООО "Красный камень", зарегистрированный в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру 23.05.2016 года", поданы сведения в Госкомрегистр о внесении изменений в ЕГРН в части срока аренды и вида разрешенного использования, дополнительное соглашение подписано сторонами 19.09.2019 года и зарегистрировано Госкомрегистром 01.10.2019 года.
Также судебной коллегией было установлено, что ООО "Красный камень" обращалось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым и просило (с учетом уточнения заявленных требований) (дело А83-20546/2019):
1. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым применять к договору аренды земельного участка от 17.12.2015 (запись регистрации от 23.05.2016 N 90-90/016-90/021/675/2016-359) при расчёте размера годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 90:25:030501:103 за период с 23 мая 2016 года по 31 декабря 2019 года нормативную цену земельного участка в размере 17 068 290,00 рублей для вида разрешенного использования "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1), и внести соответствующие изменения в пункты 1.5, 3.2 и Приложение N 1 договора аренды в течение одного месяца с даты вступления в силу решения суда.
2. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым произвести соответствующий перерасчёт арендной по договору аренды земельного участка от 17.12.2015 (запись регистрации от 23.05.2016 N 90-90/016-90/021/675/2016-359) с 23 мая 2016 года по 31 декабря 2019 года с применением нормативной цены земельного участка в размере 17 068 290,00 рублей и направить арендатору акт сверки арендных платежей по договору аренды в течение одного месяца с даты вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.07.2020 г. исковые требования ООО "СК "Приоритет" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 03 декабря 2020 года N А83-20546/2019 Двадцать первый арбитражный апелляционный суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 июля 2020 года по делу N А83-20546/2019 - отменить. Принять по делу новый судебный акт.
2. Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "СК Приоритет" удовлетворить частично.
3. Внести изменения в абзац 1 пункта 3.2 Раздела 3 "Арендная плата" договора аренды земельного участка от 17 декабря 2015 года, изложив его в следующей редакции:
"Размер ежегодной арендной платы с 01.01.2020 составляет 2 753 353, 35 рублей (305 928 150 х 0,9%) и может в дальнейшем изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в случае:
Внести изменения в Приложение 1 к Договору аренды земельного участка от 17 декабря 2015 года, изложив его в следующей редакции:
Расчет размера арендной платы с 01.01.2020:
Базовые показатели расчета:
- местоположение земельного участка: Республика Крым, город Ялта, пгт. Гурзуф, северо-западная часть пгт. Краснокаменка;
- кадастровый номер земельного участка: 90:25:030501:103;
- вид разрешенного использования земельного участка: "Туристическое обслуживание" - (код 5.2.1);
- общая площадь земельного участка (S) кв.м. 31000;
- кадастровая стоимость земельного участка (Кс) в рублях: 305 928 150;
- арендная ставка (САП) - 0,9%.
Годовой размер арендной платы земельного участка:
АП =Кс х САП%
305 928 150 х 0,9% = 2 753 353, 35 рублей в год.
Размер арендной платы, подлежащий уплате за один месяц (МАП)
МАП = АП: 12
2 753 353, 35: 12 = 229 446,11 руб. в месяц
Размер арендной платы ежегодно подлежит изменению, с учетом индекса инфляции, предусмотренного законом о бюджете Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Данное приложение является неотъемлемой частью договора аренды земельного участка".
4. В остальной части исковых требований отказано.
Указанное постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда вступило в законную силу и в суд кассационной инстанции не обжаловалось.
При этом, в указанном постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда отмечено, что при определении нормативной цены земельного участка, с учётом решения Арбитражного суда Республики Крым по делу N А83-12530/2018, с момента заключения договора аренды подлежит применению нормативная цена за 1 кв.м. земель для вида разрешенного использования "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1).
Кроме того, в Приложении N 1 к договору аренды, при определении размера арендной платы с момента заключения договора в расчёте подлежит применению нормативная цена земельного участка для вида разрешенного использования "Туристическое обслуживание" и далее с учетом индекса инфляции за соответствующий год.
Полагая, что у ответчика образовалась задолженность по арендной плате, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с данными исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с положениями статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением ограниченных в обороте, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды.
Согласно положениям статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки её внесения определяются договором аренды (статьи 614 ГК РФ, части 4 статьи 22 ЗК РФ.
Положениями части 1 статьи 39.7 ЗК РФ определено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом, принцип запрета необоснованных предпочтений, исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ и правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 года N 12404/09, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
До 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ).
Кроме того, законом Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 38-ЗРК, порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Так, Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", действующим на момент заключения договора (вместе с "Положением о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым") определен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Согласно пункту 2 постановления N 450 утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1).
Статьей 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" определено, что порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
При этом, Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.12.2016 года N 17 (ред. от 28.08.2019) "Об утверждении Положения о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", установлен порядок, условия и размеры арендной платы.
Статьей 7 Закона N 38-3PK предусмотрено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступлений в силу Федерального конституционного закона.
Постановлением N 378 утверждены Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков" и Таблица соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель; установлено применение Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом N 540, на территории Республики Крым со дня обнародования на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым данного постановления.
Пунктом 6 Положения установлено, что до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения (документация по планировке территории или правила землепользования и застройки), установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 года N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учётом требований Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.
Вместе с тем, в случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешенного использования ранее учтенного земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы (пункт 7 Положения).
Как правильно указал суд первой инстанции, для земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, земельные участки с видом функционального использования - для строительства и обслуживания объектов туристической инфраструктуры, а также для строительства и обслуживания объектов рекреационного назначения (домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристических троп, трасс, других аналогичных объектов) устанавливается вид разрешенного использования "туристическое обслуживание" (код 5.2.1).
При этом, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Так, судом апелляционной инстанции было установлено, что при рассмотрении дела N А83-20546/2019 в постановлении от 03.12.2020 года, судебная коллегия указала, что при определении нормативной цены земельного участка с кадастровым номером 90:25:030501:103, расположенного по адресу: Республика Крым, пгт. Гурзуф, северо-западная часть пгт. Краснокаменка, с момента заключения договора аренды, подлежит применению нормативная цена за 1 кв.м. земель для вида разрешённого использования - "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1), а следовательно, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в рамках настоящего дела не требует повторного доказывания то обстоятельство, что при определении нормативной цены земельного участка с момента заключения договора аренды земельного участка от 17.12.2015 года подлежит применению нормативная цена за 1 кв.м. земель для вида разрешенного использования "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1).
Доводы апелляционной жалобы об обратном, являются не состоятельными.
Более того, пунктом 2 Постановления N 450 от 12 ноября 2014 года N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", была утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1), согласно которому нормативная цена 1 кв.м. земель населенных пунктов Республики Крым в пгт. Краснокаменка городского округа город Ялта с видом разрешенного использования "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1) составляет 550,59 руб. (позиция 992 в сводной таблице).
Согласно пункту 2 Постановления N 450 от 12 ноября 2014 г. N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" нормативная цена земель населенных пунктов, начиная с 01 января 2016 года ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Судебной коллегией установлено, что коэффициенты инфляции, в соответствии с федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, составляют: за 2016 год - 1,064; за 2017 год - 1,04; за 2018 год - 1,04; за 2019 год - 1,043.
Следовательно, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о правомерности применения ответчиком в контррасчете при определении размера арендной платы за спорный период с 10.06.2016 г. по 01.10.2019 года нормативной цены 1 кв.м. земель населенных пунктов Республики Крым в пгт. Краснокаменка городского округа город Ялта с видом разрешенного использования "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1) в размере 550,59 руб.
Таким образом, размер арендной платы определяется по следующей формуле:
АП = Нц х А х Кi, где
АП - арендная плата,
Нц - нормативная цена земельного участка,
А - ставка арендной платы - 6% (в соответствии с пп. "г" п. 3.2 Приложения N 1 к Решению Ялтинского городского совета от 22.12.2016 N 17)
Кi - коэффициент инфляции.
Нц = 550,59 (руб. за 1 кв.м.) х 31 000 кв.м = 17 068 290,00 руб.
Арендная плата за 2016 год:
17 068 290 руб. х 6% х 1,064 (Кi 2016) =1 089 639,63 руб.
Арендная плата за 2017 год:
1 089 639, 63 (АП за 2016) х 1,04 (Кi2017) = 1 133 225, 22 руб.
Арендная плата за 2018 год:
1 133 225, 22 (АП за 2017) х 1,04 (Кi2018) = 1 178 554, 23 руб.
Арендная плата за 2019 год:
1 178 554, 23 (АП за 2018) х 1,043 (Кi2019) = 1 229 232, 06 руб.
Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым расчётный период задолженности указан с 10.06.2016 по 01.10.2019 года с учётом вида разрешенного использования земельного участка - "гостиничное обслуживание".
Вместе с тем, из платежных поручений, представленных ООО "СК Приоритет", а также расчёта общества, за спорный период ответчиком была уплачена арендная плата с учётом вида разрешенного использования земельного участка - "туристическое обслуживание" в размере:
2016 год - 3 530 000,00 руб.,
2017 год - 4 163 254,10 руб.,
А всего: 7 693 254,10 руб.
Следовательно, по мнению судебной коллегии, учитывая размер арендной платы за период с 10.06.2016 по 01.10.2019 год, определённый с учётом вида разрешенного использования земельного участка - "Гостиничное обслуживание" в размере 12 825 751,25 руб., и размера произведенных в счёт уплаты арендных платежей ответчиком с учётом вида разрешенного использования земельного участка - "Туристическое обслуживание" за 2016-2017 гг. - 7 693 254,10 рублей, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии задолженности по арендной плате за спорный период, а также наличии переплаты со стороны ответчика за использование указанного земельного участка, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении требований как о взыскании задолженности по арендной плате, так и о взыскании пени.
Кроме того, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (пункт 1 статьи 46 Земельного кодекса РФ).
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (статья 450 ГК РФ). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
При этом, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 619 ГК РФ установлено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при применении арбитражными судами пункта 9 статьи 22 ЗК РФ, допускающего досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении условий договора арендатором, необходимо руководствоваться следующим.
В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ и статьями 450 и 619 ГК РФ, пункт 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Судом первой и апелляционной инстанций было установлено, что с августа 2018 года между истцом и ответчиком имелся спор о виде разрешенного использования арендуемого земельного участка, от которого зависит размер арендной платы за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.
При этом, за период 2016-2019 гг. размер арендной платы, определённый с учётом выводов Арбитражного суда Республики Крым, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делам N А83-12530/2018 и N А83-20546/2019 о применении в отношении спорного земельного участка нормативной цены за 1 кв.м. земель для вида разрешенного использования "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1), составил 4630651,14 рублей.
В тоже время, судом установлено, что за 2016-2017 гг. арендная плата была внесена ответчиком в размере 7 693 254,10 рублей, а следовательно, факт существенного нарушения ответчиком договора аренды, являющегося основанием для досрочного расторжения договора аренды, заключенного на срок более 5 лет, не нашел своего подтверждения, в связи с чем, поскольку при рассмотрении данного дела, судом первой инстанции было установлено отсутствие задолженности по арендной плате, то оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Учитывая всё выше изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 апреля 2021 года по делу N А83-11124/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11124/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "КРАСНЫЙ КАМЕНЬ", ООО "СК ПРИОРИТЕТ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ