г. Саратов |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А57-31665/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью ПТО "Волга-Газ"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2021 года по делу N А57-31665/2020
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью ПТО "Волга-Газ" (ОГРН 1056405004303, ИНН 6452908663, 410019, г. Саратов, ул. Танкистов, д. 46, оф. 25),
заинтересованные лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (ОГРН 1046405041913, ИНН 6452907236, 410010, г. Саратов, ул. им. Бирюзова С.С., д. 7 А),
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860, 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24),
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 03.08.2020 N 13/08,
при участии в судебном заседании представителей:
Общества с ограниченной ответственностью ПТО "Волга-Газ" - Гореловой М.Ф., действующей на основании доверенности от 01.01.2021 (т. 7, л. д. 171), представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - Макуевой Ю.В., действующей на основании доверенности от 09.10.2018 N 04-17/0039, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Макуевой Ю.В., действующей на основании доверенности от 08.10.2018 N 05-13/85 сроком на 3 года, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью ПТО "Волга-Газ" (далее - ООО ПТО "Волга-Газ", ООО "ГЭП", Общество, налогоплательщик, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N8 по Саратовской области, налоговый орган, Инспекция) от 03.08.2020 N 13/08 в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 914 400 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области).
Решением от 26 апреля 2021 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных ООО ПТО "Волга-Газ" требований отказал.
Кроме того, суд отменил обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Саратовской области от 11.12.2020.
ООО ПТО "Волга-Газ" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, УФНС России по Саратовской области считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области в отношении ООО ПТО "Волга-Газ" в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена выездная налоговая проверка.
Результаты проверки отражены в акте налоговой проверки от 22.07.2019 N 18/08.
Налогоплательщик, не согласившись с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, на основании пункта 6 статьи 100 НК РФ, 23.08.2019 представил возражения по акту налоговой проверки.
По результатам рассмотрения возражений и материалов выездной налоговой проверки, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, 30 сентября 2019 года Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области принято решение N 12/08 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Налоговым органом в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля по выездной налоговой проверке ООО ПТО "Волга-Газ" за период с 01.01.2015-31.12.2017 в адрес последнего, в порядке статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, выставлены требования от 01.10.2019 N 13, от 17.10.2019 N 14, от 21.10.2019 N 15, от 22.10.2019 N 16 о предоставлении документов, а именно: журналов пропусков на территорию обособленного подразделения ООО ПТО "Волга-Газ" (г. Саратов, ул. Песчанной-Уметская, д.41) транспортных средств и посетителей; доверенностей на получение товарно-материальных ценностей; накладных требований по форме М-11; накладных на отпуск материалов на сторону по форме М-15; накладных на передачу готовой продукции в места хранения по форме МХ-18; опросные листы на заказываемые изделия; габаритные чертежи заказов, функциональные и монтажные схемы изделий; заказы на изделия по форме ВС-993; Карточки счета N 10, 41, 43, 01, акты списания запасных частей; реестр заказов за период с 2015-2017 года; реестр изготовленных изделий для ООО "Волсар"; оборотно-сальдовые ведомости по счету N 10.1, сырье и материалы, по счету 10.2 покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, по счету 10.5 запасные части, по счету N 10.6 прочие материалы, по счету N 41.1 товары на складах, по счету N 41.4 покупные изделия, по счету N 43 готовая продукция по контрагентам, по номенклатуре за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015-2017 года; накладные на передачу готовой продукции в места хранения по форме МХ-18 на 116 видов готовых изделий; накладные на отпуск материалов на сторону по форме М-15 ООО "СтройТеплоПроек" и ООО "Регион" по номенклатуре за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015-2017 года.
Требования от 01.10.2019 N 13, от 17.10.2019 N 14, от 21.10.2019 N 15, от 22.10.2019 N 16 вручены лично директору Общества, что не оспаривается заявителем.
Документы по требованиям Инспекции в установленный пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок Обществом в налоговый орган не представлены.
Таким образом, Инспекцией установлено непредставление налогоплательщиком в установленный срок 4572 документов по требованиям от 01.10.2019 N 13, от 17.10.2019 N 14, от 21.10.2019 N 15, от 22.10.2019 N 16, в которых содержится перечень, реквизиты истребуемых документов.
21 ноября 2019 года Инспекцией составлено дополнение к акту налоговой проверки N 11/08.
Налоговым органом принято решение от 03.08.2020 N 13/08 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым ООО ПТО "Волга-Газ" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 936 000 руб., налогоплательщику также начислены пени в сумме 110,77 руб. за просрочку исполнения обязанности по уплате налога (сбора).
24 марта 2021 года Инспекцией принято решение "О внесение изменений в решение от 03.08.2020 N 13/08 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому сумма штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ составляет 914 400 руб.
Не согласившись с решением Инспекции от 03.08.2020 N 13/08, налогоплательщик обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Саратовской области от 02.10.2020 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции от 03.08.2020 N 13/08 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 914 400 руб., ООО ПТО "Волга-Газ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что установленные по делу обстоятельства в совокупности свидетельствуют о правомерности вынесения налоговым органом оспариваемого решения, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В соответствии с подпунктом 1, 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Данному праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 82 НК РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Как установлено пунктом 12 статьи 89 НК РФ, налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.
Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Как установлено пунктом 3 статьи 93 НК РФ, документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. В соответствии с пунктом 4 статьи 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 16.03.2006 N 70-О, подпункт 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий право налоговых органов требовать у налогоплательщика документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также абзац первый пункта 1 статьи 93 данного Кодекса, конкретизирующий это право применительно к выездной налоговой проверке, направлены на создание необходимых условий для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля и, следовательно, нацелены на обеспечение исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов.
Таким образом, сами по себе названные законоположения - с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в указанных решениях, - не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки Инспекцией в адрес Общества направлены требования о предоставлении документов от 01.10.2019 N 13, от 17.10.2019 N 14, от 21.10.2019 N 15 и от 22.10.2019 N 16.
Обществом документы по требованиям налогового органа от 01.10.2019 N 13, от 17.10.2019 N 14, от 21.10.2019 N 15 и от 22.10.2019 N 16 не представлены.
В оспариваемом решении отражено, что по требованию от 01.10.2019 N 13 налогоплательщиком не представлены следующие документы: накладные требования по форме М-11 за проверяемый период 36 месяцев * 200 руб. = 7200 руб. и акты списания запасных частей за проверяемый период 36 месяцев * 200 руб. = 7200 руб.
Итого сумма штрафа составила: 72 документа * 200 руб. =14 400 руб.
По требованию от 17.10.2019 N 14 налогоплательщиком не представлены оборотно-сальдовые ведомости по счетам NN 10.1; 10.2; 10.5; 10.6; 41.1; 41.4; 43, по номенклатуре за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015-2017 годы.
Итого сумма штрафа составила: 36 месяцев* 7 документов = 252 документа*200 руб.= 50 400 руб.
По требованию от 21.10.2019 N 15 налогоплательщиком не представлены накладные на передачу готовой продукции в места хранения по форме MX-18 на 116 видов готовых изделий за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015-2017 годы.
С учетом решения от 24.03.2021 "О внесении изменений в решение N 13/08 от 03.08.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" сумма штрафа за непредставление документов по требованию от 21.10.2019 N 15 составила: 36 месяцев *116 = 4176 документа*200 руб.= 835 200 руб.
По требованию от 22.10.2019 N 16 налогоплательщиком не представлены накладные на отпуск материалов на сторону по форме М-15 по контрагентам ООО "СтройТеплоПроект" и ООО "Регион" по номенклатуре за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015-2017 годы.
Итого сумма штрафа составила: проверяемый период 36 месяцев *2=72 документа*200 руб.=14 400 руб.
ООО ПТО "Волга-Газ" в апелляционной жалобе указывает, что обязанность по представлению надлежащим образом заверенных копий документов отсутствует, поскольку, по мнению Общества, достаточно представить проверяющим оригиналы для визуального ознакомления.
Факт проведения выездной налоговой проверки и ознакомления должностным лицом налогового органа на территории налогоплательщика с оригиналами документов, служащих основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по предоставлению копий указанных документов по требованию налогового органа.
Ознакомление налогового органа с оригиналами документов на территории налогоплательщика и истребование документов у налогоплательщика являются самостоятельными мероприятиями налогового контроля.
Предложение ознакомиться с подлинниками документов, находящимися в организации, не является надлежащим исполнением обязанности по представлению копий документов по требованию налогового органа.
ООО ПТО "Волга-Газ" указывает, что в процессе проверки налоговый орган ранее истребовал документы, указанные в спорных требованиях, в связи с чем налогоплательщик считает незаконным привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Вместе с тем, данные доводы ООО ПТО "Волга-Газ" были проверены судом первой инстанции и отклонены, как противоречащие материалам дела.
Из материалов налоговой проверки, в том числе из акта налоговой проверки от 22.07.2019 N 18/08 (страницы 5-8), следует, что документы по требованию N 7 от 18.03.2019 представлены Обществом для ознакомления по фактическому адресу в полном объеме.
Таким образом, налоговый орган произвел лишь визуальное ознакомление с документами, надлежащим образом заверенные копии Обществом не представлялись.
Из материалов дела следует, что по требованию от 17.10.2019 N 14 налоговым органом истребовались оборотно-сальдовые ведомости и карточки счета NN 10.1; 10.2; 10.5; 10.6; 41.1; 41.4; 43, с разбивкой по контрагентам, по номенклатуре за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015-2017 годы.
Согласно материалам налоговой проверки, на требование о представлении документов от 17.10.2019 N 14 налогоплательщиком представлен ответ от 31.10.2019 N 71, в котором сообщается, что оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов N 10.2 и N 41.4 за период с 2015-2017 годы в организации не ведутся. По представлению остальных документов запрашиваемых в требовании налогоплательщик сообщил, что копирование и заверение надлежащим образом копий остальных запрашиваемых документов, в связи с их количеством и объемом, учитывая проверяемый период, не представляется возможным; документы имеются в организации в виде оригиналов и готовы для их обозрения.
Как следует из материалов дела, по требованию N 1 от 27.09.2018 Инспекцией истребовались оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета за проверяемый период с разбивкой по годам.
Документы, отраженные в требовании N 1 от 27.09.2018 и N 14 от 17.10.2019 не являются идентичными.
Согласно представленным в материалы дела документам, ООО ПТО "Волга-Газ" документы по требованию N 1 от 27.09.2018, а именно оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета за проверяемый период с разбивкой по годам, налогоплательщиком были представлены сводные оборотно-сальдовые ведомости с окончательно подведенными итогами по дебету и кредиту на счете без расшифровки (разбивки) сумм поступлений и списаний по контрагентам и номенклатуре с бухгалтерских счетов организации.
В бухгалтерском учете предусмотрено ведение как общей оборотно-сальдовой ведомости, так и с разбивками по контрагентам, по номенклатуре и прочее.
В общей оборотно-сальдовой ведомости по всем используемым счетам бухгалтерского учета отражаются остатки на начало и конец периода, а также обороты по каждому счету.
В представленной Обществом общей оборотно-сальдовой ведомости, не отражены сведения о количестве поступившего материла для производства, использование его в деятельности Общества, последующей реализации. Отсутствие данной информации не позволяет Инспекции провести полный анализ расходов и поступлений для сведения товарного баланса и подтверждения расходов организации за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 годы.
Инспекцией направлено в адрес налогоплательщика требование от 17.10.2019 N 14, которым истребовались оборотно-сальдовые ведомости и карточки счета NN 10.1; 10.2; 10.5; 10.6; 41.1; 41.4; 43, с разбивкой по контрагентам, по номенклатуре за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015-2017 годы.
Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее- Приказ)по Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
Указанным Приказом предусмотрено ведение субсчетов для учета наличия и движения товаров, сырья, материалов и прочее.
Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.) (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению").
Аналитический учет по счету 41 "Товары" ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.
Счет 43 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.
Кроме того, правила ведения налогового учета установлены в главе 25 НК РФ, где согласно положениям статей 313 - 314 НК РФ регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы, и, следовательно, являются документами, позволяющим определить размер налоговой базы.
Соответственно, карточки счетов бухгалтерского учета являются документами, необходимыми для налогового контроля, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ они относятся к иным документально подтвержденным данным об объектах налогообложения и необходимы Инспекции при проведении налоговой проверки.
Более того, бухгалтерский учет в проверяемом периоде в ООО ПТО "Волга-Газ" велся с использованием компьютерной техники и программы автоматизации бухгалтерского учета "1С:8 Бухгалтерия", которая позволяла по законному требованию налогового органа выгрузить и представить все необходимые документы, а именно сводные (общие) оборотно-сальдовые ведомости и оборотно-сальдовые ведомости с разбивкой по контрагентам, и по номенклатуре товара. Указанная программа предусматривает ведение бухгалтерского и налогового учета в разрезе контрагентов и номенклатуры.
Судом отмечено, что документы Инспекцией запрашивались согласно представленной действующей в проверяемом периоде учетной политики ООО ПТО "Волга-Газ".
На основании изложенного, судами установлено, что истребуемые документы по требованию N 14 от 17.10.2019 ранее налоговым органом не истребовались и Обществом в налоговый орган не представлялись.
Материалами дела подтверждается, что истребуемые документы имелись у Общества, в связи с чем заявитель обязан был их представить по требованию налогового органа.
Исходя из вышеизложенного, довод ООО ПТО "Волга-Газ" о том, что налоговый орган не имеет права повторно истребовать документы, ранее представленные налогоплательщиком в налоговый орган, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен, поскольку данный довод противоречит пункту 5 статьи 93 НК РФ и фактическим обстоятельствам дела.
ООО "ПТО "Волга-Газ" в апелляционной жалобе указывает на то, что привлечение его к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов незаконно в связи с недоказанностью наличия у него истребуемых документов.
В судебном заседании представитель ООО "ПТО "Волга-Газ" пояснил суду апелляционной инстанции, что у него не мелось в полном объеме истребуемых налоговым органом документов по требованию от 21.10.2019 N 15 (накладные на передачу готовой продукции в места хранения по форме MX-18 на 116 видов готовых изделий за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015-2017 годы).
Данный довод также подлежит отклонению как противоречащий материалам дела и установленным фактическим обстоятельствам.
Согласно ответам ООО ПТО "Волга-Газ", представленным на требования Инспекции от 01.10.2019 N 13, от 17.10.2019 N 14, от 21.10.2019 N 15 и от 22.10.2019 N 16, истребуемые документы имелись у налогоплательщика в наличии в полном объеме. Общество отметило, что в связи с большим количеством о объемом запрашиваемых в требовании документов, заявитель не может представить копии документов, но готов представить их на обозрение.
Непосредственно по требованию N 15 налогоплательщик в письме N 71 от 31.10.2019 указал, что заказы на изделия по форме ВС-993 за период с 2015-2017 в организации отсутствуют. Копирование и заверение надлежащим образом копий остальных запрашиваемых документов в связи с их количеством и объемом, учитывая проверяемый период, не представляется возможным. Документы имеются в организации в виде оригиналов и готовы для их обозрения (т.7, л.д. 159).
Из содержания письменных возражений налогоплательщика так же следует, что Общество для отпуска товара со склада, учета расхода сырья, учета поступления материалов на склад и т.д., используются унифицированные формы документов (страница 10 возражений).
Накладная на передачу готовой продукции в места хранения (форма N МХ-18) применяется для учета передачи готовой продукции из производства в места хранения. Составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего готовую продукцию. Один экземпляр служит сдающему структурному подразделению (цеху, участку, бригаде) основанием для списания продукции (ценностей), а второй - принимающему складу (цеху, участку, бригаде) для оприходования продукции (ценностей). Накладная подписывается материально ответственным лицом сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения продукции (ценностей).
Основной вид деятельности Общества - производство газового оборудования, фактические виды деятельности - производство механического оборудования.
В виду деятельности Заявителя, составление накладных на передачу готовой продукции в места хранения (форма N МХ-18) является обязательным.
Согласно технической документации, опубликованной на официальном сайте ООО ПТО "Волга-Газ", следует, что заявленный вид деятельности предусматривает ведение унифицированных форм документов, в том числе и накладные на передачу готовой продукции в места хранения по форме MX-18. Также на данном сайте содержится информация о видах готовой продукции (изделий), согласно которой виды готовых изделий, поименованных в требовании N 15 от 21.10.2019, производились Обществом в проверяемый период.
Кроме того, из акта налоговой проверки от 22.07.2019 N 18/08 следует, что накладные на передачу готовой продукции в места хранения (форма N МХ-18) представлялись должностным лицам налогового органа в оригиналах для ознакомления по фактическому адресу налогоплательщика, что не оспаривается Обществом.
Таким образом, спорные документы имелись у налогоплательщика в полном объеме и Общество могло идентифицировать документы, запрошенные налоговым органом по требованиям.
Следовательно, Общество имело возможность представить истребуемые документы, либо попросить у инспекции более длительный срок для представления документов, либо представить их электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Доказательств обратного Обществом не представлено.
Суд считает необходимым отметить, что запрошенные налоговым органом документы относились к предмету проверки и имели значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
У Инспекции имелись основания для привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа в связи с тем, что ООО ПТО "Волга-Газ" обязанность по представлению документов не выполнена, ходатайство о продлении срока представления истребуемых документов в налоговый орган не направлено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО ПТО "Волга-Газ" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 20.05.2021 N 230 заявителем за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО ПТО "Волга-Газ" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2021 года по делу N А57-31665/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью ПТО "Волга-Газ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 20.05.2021 N 230. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-31665/2020
Истец: ООО ПТО "Волга-Газ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Саратовской области
Третье лицо: УФНС России по Саратовской области, УФНС России по СО