г. Самара |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А55-4249/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корастелева В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 мая 2021 года (резолютивная часть от 19 апреля 2021 года) по делу N А55-4249/2021 (судья Рысаева С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы"
к Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"
о взыскании 78 116 руб. 86 коп. задолженности по договору N 2-928 холодного водоснабжения и водоотведения от 20.01.2020 за период июнь-август, октябрь-ноябрь 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - истец, ООО "СКС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - ответчик, институт, СИПКРО) о взыскании 78 116 руб. 86 коп. задолженности по договору N 2-928 холодного водоснабжения и водоотведения от 20.01.2020 за период июнь-август, октябрь-ноябрь 2020 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 мая 2021 года (резолютивная часть от 19 апреля 2021 года) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает на то, что договор не предусматривает оказание иных услуг организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) и оплату их СИПКРО, помимо холодного водоснабжения и водоотведения.
Податель жалобы считает, что поскольку СИПКРО не допускал превышения установленных нормативов по составу и свойству сточных вод, требование о внесении платы за превышение таких нормативов неосновательно.
Доводы истца об обязанности СИПКРО внести ему взыскиваемую сумму не подтверждены документами, являющимися основанием для внесения такой платы. Начисление суммы "по оплате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод" произведено истцом неосновательно.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 17 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью "Самарские Коммунальные Системы" и Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"а (далее - Ответчик, Абонент) заключен договор N 2-928 от 20.01.2020 г. холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Договор).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов" (в редакции Постановления Правительства РФ N 728 от 22.05.2020 г.) (далее - Правила N644).
Пунктом 203 Правил N 644 установлено, что для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Как указывает истец, ответчик относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, т. е. для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов и среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 м3/сутки.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) за период: июнь-август, октябрь-ноябрь 2020 г. был произведен Истцом в соответствии с формулой пункта 203 Правил N 644.
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за июнь 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 14,49 (тариф на водоотведения) * 332 (объем сточных вод) =9621 руб. 36 коп. (НДС-1924,28 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за июль 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 339 (объем сточных вод) = 10902 руб.24 коп. (НДС-2180,45 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за август 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 342 (объем сточных вод) =10998 руб. 72 коп. (НДС-2199,75 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за октябрь 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 515 (объем сточных вод) =16562 руб. 40 коп. (НДС-3312,49 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за ноябрь 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 529 (объем сточных вод) =17012 руб. 64 коп. (НДС-3402,53 руб.).
Пунктом 195 Правил N 644 установлено, оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Как указал истец, в адрес ответчика были выставлены счета-фактуры N 37/16043 от 31.10.2020 г., N 37/34952 от 30.11.2020 г., N 37/39232 от 30.11.2020 г., N 37/22248 от 31.10.2020 г., N 37/33449 от 30.11.2020 г. которые ответчик получил у истца. Однако, ответчик оплату не произвел, в связи с чем задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за июнь- август, октябрь-ноябрь 2020 г. составила 78 116 руб. 86 коп.
Истцом 11.12.2020 в адрес Ответчика была направлена Претензия N 25225 от 11.12.2020 с требованием в течение 3-х дней с момента получения Претензии оплатить Истцу задолженность за оказанные услуги, что подтверждается бланком заявки на курьерские услуги от 25.12.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Ответчик указал на то, что заключенный договор не предусматривает сброс от абонента в централизованную систему водоотведения загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и прием организацией ВКХ таких сбросов, о чем указывалось в письмах СИПКРО, направленных истцу с целью урегулирования спора в досудебном порядке, документы, подтверждающие превышение ответчиком установленных нормативов состава сточных вод истцом не представлены. Акты, приложенные истцом к исковому заявлению со стороны ответчика не подписаны.
Обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства оказать следующие услуги: подачу холодной воды из централизованной системы водоснабжения и прием от абонента в централизованную систему водоотведения сточных вод и загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, - и оплаты таких услуг абонентами, осуществляющими закупки услуг по холодному водоснабжению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" презюмируется пунктом 7(1) Единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 в действующей редакции, при заключении соответствующих договоров.
По мнению ответчика, он не относится к категории указанных абонентов, поскольку Договор заключен в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, т. е. для собственных нужд организации.
Указанные доводы ответчика суд первой инстанции верно отклонил в связи со следующим.
03.06.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 728), которым внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644.
Так, в Правила N 644 включен новый раздел XV, устанавливающий на федеральном уровне единый порядок исчисления и взимания платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Ранее, до вступления в силу Постановления N 728, порядок расчета такой платы определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в порядке реализации Постановления N 1310.
В соответствии с пунктом 195 Правил N 644 (в редакции Постановления N 728) расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
Согласно пункту 203 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 года N 728, вступившего в силу с 01.07.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (30 куб. метров), используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов; с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется по формуле:
Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Таким образом, наряду с расчетом платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании декларации, представляемой абонентом, а также на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, действующее законодательство предусматривает возможность расчета такой платы по формуле, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, без проведения контроля состава к свойству сточных вод абонентов и подтверждения превышения нормативов состава сточных вод в случаях, предусмотренных указанным пунктом.
При этом следует отметить, что само по себе используемое в Правилах N 644 наименование платы абонентов - "плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод", не означает необходимость подтверждения организацией, осуществляющей водоотведение, факта превышения абонентами установленных нормативов состава сточных вод во всех случаях предъявления абонентам такой платы. В установленных Правилами N 644 случаях такого подтверждения не требуется и плата носит характер вмененной платы.
Так, в нежилых помещениях расположенных в нежилых помещениях в административных зданиях ответчика, по адресам: г. Самара, Московское шоссе. 125а (3 -х этажное административное здание), г. Самара, Московское шоссе. 1256 (4-х этажное административное здание) плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начислена Ответчику за период: июнь - август, октябрь-ноябрь 2020 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 203 Правил N 644).
Кроме того, нежилые помещения Ответчика расположены в административных зданиях при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем. Для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В обжалуемом решении верно отмечено, что ответчик попадает под категорию абонентов, указанных пункте 203 Правил N 644, на основании чего ООО "Самарские Коммунальные Системы" произвело расчет ответчику платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, согласно расчету, представленному в материалы дела.
На основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Суд первой инстанции верно указал на подтвержденность материалами дела факта исполнения истцом принятых на себя обязательства согласно условиям договора и закона, регулирующего правоотношения сторон.
При этом ответчик каких-либо возражений относительно объема поставленного ресурса не заявил, однако оплату в соответствии с условиями договора не произвел.
При указанных обстоятельствах и в соответствии со ст. ст. 307, 309, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования о взыскании задолженность по договору N 2-928 холодного водоснабжения и водоотведения от 20.01.2020 по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период июнь-август, октябрь-ноябрь 2020 года в сумме 78 116 руб. 86 коп. являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции принял правомерное решение об удовлетворении исковых требований.
Довод подателя жалобы о том, что поскольку СИПКРО не допускал превышения установленных нормативов по составу и свойству сточных вод, требование о внесении платы за превышение таких нормативов неосновательно, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку противоречит действующему законодательству, договору и нормам закона.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что само по себе используемое в Правилах N 644 наименование платы абонентов - "плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод", не означает необходимость подтверждения организацией, осуществляющей водоотведение, факта превышения абонентами установленных нормативов состава сточных вод во всех случаях предъявления абонентам такой платы. В установленных Правилами N 644 случаях такого подтверждения не требуется и плата носит характер вмененной платы.
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начислена Ответчику за период: июнь- август, октябрь-ноябрь 2020 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 203 Правил N 644).
Кроме того, нежилые помещения Ответчика расположены в административных зданиях при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем. Для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Как указывалось в решении суда, ответчик попадает под категорию абонентов, указанных пункте 203 Правил N 644, на основании чего ООО "Самарские Коммунальные Системы" произвело расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Начисленные денежные средства взысканы судом правомерно.
Другие аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Республики Татарстан от 17 мая 2021 года (резолютивная часть от 19 апреля 2021 года) по делу N А55-4249/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4249/2021
Истец: ООО "Самарские коммунальные системы"
Ответчик: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"