г. Владимир |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А43-29066/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ИНН: 5260258667, ОГРН: 1095260008172) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30 марта 2021 года по делу N А43-29066/2020, принятое по заявлению акционерного общества "Элитно-семеноводческое хозяйство "Учхоз" (ИНН: 5245028242, ОГРН: 1165275071521) о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 52:24:0040001:1033,52:24:0040001:970,52:24:0040001:1020,52:24:0040001:991, 52:24:0040001:978, 52:24:0040001:87, 52:24:0040001:996, 52:24:0040001:972, 52:24:0040001:974, 52:24:0040001:976, 52:24:0040001:975, 52:24:0040001:977, 52:24:0040001:998,52:24:0040001:999, 52:24:0040001:994, 52:24:0040001:1019, 52:24:0040001:990, 52:24:0040001:993, 52:24:0040001:995, 52:24:0040001:81, 52:24:0040001:92, 52:24:0040001:86, 52:24:0040001:82, 52:24:0040001:981, 52:24:0040001:84, 52:24:0040001:986, 52:24:0040001:973, 52:24:0040001:983, 52:24:0040001:1037,52:24:0040001:1038, 52:24:0040001:83, 52:24:0040001:985, 52:24:0040001:91, 52:24:0040001:982, 52:24:0040001:988, 52:24:0040001:1002, 52:24:0040001:1003,52:24:0040001:90, 52:24:0040001:1000, 52:24:0040001:989, 52:24:0040001:80, 52:24:0040001:992, 52:24:0040001:85, 52:24:0040001:88, 52:24:0040001:997, 52:24:0040001:89, 52:24:0040001:987, 52:24:0040001:979, 52:24:0040001:1034,52:24:0040001:1026,52:24:00400011005,52:24:0040001:1010,52:24:0040001:1011,52:24:0040001:1004,52:24:0040001:521,52:24:0040001:47,52:24:0040001:1012,52:24:0040001:522,52:24:0040001:1009,52:24:0040001:1008,52:24:0040001:1006,52:24:0040001:523,52:24:0040001:1007,52:24:0040001:1001,52:24:0040001:1028,52:24:0040001:517,52:24:0040001:504,52:24:0040001:519,52:24:0040001:1013,52:24:0040001:44,52:24:0040001:518,52:24:0040001:1022,52:24:0040001:46, 52:24:0040001:514, 52:24:0040001:515, 52:24:0040001:42, 52:24:0040001:45, 52:24:0040001:41, 52:24:0040001:516, 52:24:0040001:43, 52:24:0040001:507,52:24:0040001:1018,52:24:0040001:1036,52:24:0040001:1017,52:24:0040001:1032,532:24:0040001:1025,52:24:0040001:471,52:24:0040001:1029,52:24:0040001:1024,52:4:0040001:1030,52:24:0040001:1035,52:24:0040001:1023,52:24:0040001:1021,52:24:0040001:52,52:24:0040001:506,52:24:0040001:53,52:24:0040001:1027,52:24:0040001:1015,52:24:0040001:525,52:24:0040001:1014,52:24:0040001:51,52:24:0040001:1016,52:24:0040001:50, 52:24:0040001:503, 52:24:0040001:513, 52:24:0040001:520, 52:24:0040012:10, 52:24:0040211:18, 52:24:0040001:1031, 52:24:0040401:649, образованных в результате раздела арендованного земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82, формализованный в письме от 10.08.2020 N 52-9-07/5986, а также устранить допущенные нарушения путем обязания Теруправления заключить договоры аренды в отношении вновь образованных участков
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Элитно-семеноводческого хозяйства "Учхоз" (далее - заявитель, Общество, АО "Учхоз") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества) в заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 52:24:0040001:1033, 52:24:0040001:970, 52:24:0040001:1020, 52:24:0040001:991, 52:24:0040001:978, 52:24:0040001:87, 52:24:0040001:996, 52:24:0040001:972, 52:24:0040001:974, 52:24:0040001:976, 52:24:0040001:975, 52:24:0040001:977, 52:24:0040001:998, 52:24:0040001:999, 52:24:0040001:994, 52:24:0040001:1019, 52:24:0040001:990, 52:24:0040001:993, 52:24:0040001:995, 52:24:0040001:81, 52:24:0040001:92, 52:24:0040001:86, 52:24:0040001:82, 52:24:0040001:981, 52:24:0040001:84, 52:24:0040001:986, 52:24:0040001:973, 52:24:0040001:983, 52:24:0040001:1037, 52:24:0040001:1038, 52:24:0040001:83, 52:24:0040001:985, 52:24:0040001:91, 52:24:0040001:982, 52:24:0040001:988, 52:24:0040001:1002, 52:24:0040001:1003, 52:24:0040001:90, 52:24:0040001:1000, 52:24:0040001:989, 52:24:0040001:80, 52:24:0040001:992, 52:24:0040001:85, 52:24:0040001:88, 52:24:0040001:997, 52:24:0040001:89, 52:24:0040001:987, 52:24:0040001:979, 52:24:0040001:1034, 52:24:0040001:1026, 52:24:00400011005, 52:24:0040001:1010, 52:24:0040001:1011, 52:24:0040001:1004, 52:24:0040001:521, 52:24:0040001:47, 52:24:0040001:1012, 52:24:0040001:522, 52:24:0040001:1009, 52:24:0040001:1008, 52:24:0040001:1006, 52:24:0040001:523, 52:24:0040001:1007, 52:24:0040001:1001, 52:24:0040001:1028, 52:24:0040001:517, 52:24:0040001:504, 52:24:0040001:519, 52:24:0040001:1013, 52:24:0040001:44, 52:24:0040001:518, 52:24:0040001:1022, 52:24:0040001:46, 52:24:0040001:514, 52:24:0040001:515, 52:24:0040001:42, 52:24:0040001:45, 52:24:0040001:41, 52:24:0040001:516, 52:24:0040001:43, 52:24:0040001:507, 52:24:0040001:1018, 52:24:0040001:1036, 52:24:0040001:1017, 52:24:0040001:1032, 532:24:0040001:1025, 52:24:0040001:471, 52:24:0040001:1029, 52:24:0040001:1024, 52:4:0040001:1030, 52:24:0040001:1035, 52:24:0040001:1023, 52:24:0040001:1021, 52:24:0040001:52, 52:24:0040001:506, 52:24:0040001:53, 52:24:0040001:1027, 52:24:0040001:1015, 52:24:0040001:525, 52:24:0040001:1014, 52:24:0040001:51, 52:24:0040001:1016, 52:24:0040001:50, 52:24:0040001:503, 52:24:0040001:513, 52:24:0040001:520, 52:24:0040012:10, 52:24:0040211:18, 52:24:0040001:1031, 52:24:0040401:649, образованных в результате раздела арендованного земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82, формализованный в письме от 10.08.2020 N 52-9-07/5986, а также устранить допущенные нарушения путем обязания ТУ Росимущества заключить договоры аренды в отношении вновь образованных участков.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30 марта 2021 года по делу N А43-29066/2020 требования, заявленные АО "Учхоз" удовлетворены. Признано незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 10.08.2020 N 52-9-07/5986 об отказе в заключении договоров аренды земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области обязано направить акционерному обществу "Элитно-семеноводческое хозяйство "Учхоз" проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 52:24:0040001:1033, 52:24:0040001:970, 52:24:0040001:1020, 52:24:0040001:991, 52:24:0040001:978, 52:24:0040001:87, 52:24:0040001:996, 52:24:0040001:972, 52:24:0040001:974, 52:24:0040001:976, 52:24:0040001:975, 52:24:0040001:977, 52:24:0040001:998, 52:24:0040001:999, 52:24:0040001:994, 52:24:0040001:1019, 52:24:0040001:990, 52:24:0040001:993, 52:24:0040001:995, 52:24:0040001:81, 52:24:0040001:92, 52:24:0040001:86, 52:24:0040001:82, 52:24:0040001:981, 52:24:0040001:84, 52:24:0040001:986, 52:24:0040001:973, 52:24:0040001:983, 52:24:0040001:1037, 52:24:0040001:1038, 52:24:0040001:83, 52:24:0040001:985, 52:24:0040001:91, 52:24:0040001:982, 52:24:0040001:988, 52:24:0040001:1002, 52:24:0040001:1003, 52:24:0040001:90, 52:24:0040001:1000, 52:24:0040001:989, 52:24:0040001:80, 52:24:0040001:992, 52:24:0040001:85, 52:24:0040001:88, 52:24:0040001:997, 52:24:0040001:89, 52:24:0040001:987, 52:24:0040001:979, 52:24:0040001:1034, 52:24:0040001:1026, 52:24:00400011005, 52:24:0040001:1010, 52:24:0040001:1011, 52:24:0040001:1004, 52:24:0040001:521, 52:24:0040001:47, 52:24:0040001:1012, 52:24:0040001:522, 52:24:0040001:1009, 52:24:0040001:1008, 52:24:0040001:1006, 52:24:0040001:523, 52:24:0040001:1007, 52:24:0040001:1001, 52:24:0040001:1028, 52:24:0040001:517, 52:24:0040001:504, 52:24:0040001:519, 52:24:0040001:1013, 52:24:0040001:44, 52:24:0040001:518, 52:24:0040001:1022, 52:24:0040001:46, 52:24:0040001:514, 52:24:0040001:515, 52:24:0040001:42, 52:24:0040001:45, 52:24:0040001:41, 52:24:0040001:516, 52:24:0040001:43, 52:24:0040001:507, 52:24:0040001:1018, 52:24:0040001:1036, 52:24:0040001:1017, 52:24:0040001:1032, 532:24:0040001:1025, 52:24:0040001:471, 52:24:0040001:1029, 52:24:0040001:1024, 52:4:0040001:1030, 52:24:0040001:1035, 52:24:0040001:1023, 52:24:0040001:1021, 52:24:0040001:52, 52:24:0040001:506, 52:24:0040001:53, 52:24:0040001:1027, 52:24:0040001:1015, 52:24:0040001:525, 52:24:0040001:1014, 52:24:0040001:51, 52:24:0040001:1016, 52:24:0040001:50, 52:24:0040001:503, 52:24:0040001:513, 52:24:0040001:520, 52:24:0040012:10, 52:24:0040211:18, 52:24:0040001:1031, 52:24:0040401:649 на условиях договора аренды от 16.06.2005 N 22-05-СХ. С ТУ Росимущества в пользу АО "Учхоз" взыскано 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.03.2021 г. по Делу N А43-29066/2020 и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик считает вынесенное решение суда незаконным и необоснованным, настаивает, что АО "Учхоз" подало заявление о заключении договора с нарушением требований, поименованных в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктах 2.11, 2.13 Приказа от 04.04.2017 N 166, а именно: заявление подано не по утвержденной форме, в заявлении не указана цель предоставления и кадастровые номера земельных участков, основания для предоставления участка без проведения торгов; не приложен договор аренды земельного участка от 16.06.2005 N 22-05-СХ, документ, подтверждающий полномочия представителя Общества. В отношении спорных участков наложен запрет на регистрационные действия, что в соответствии с пунктом 2.23 Приказа от 04.04.2017 N 166 является основанием для отказа в предоставлении участков. Кроме того, на момент рассмотрения заявления Общества имелся судебный спор с Обществом в рамках дела N А43-47065/2019 о расторжении договора аренды от 16.06.2005 N 22-05-СХ. Требования истца направлены на понуждение к заключению договора, поэтому должны быть предъявлены лишь в случае, предусмотренном в пункте 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда заключение договора обязательно для одной из сторон. В рассмотренном случае заключение новых договоров не обязательно.
От заявителя поступил отзыв, в котором заявитель просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебное заседание представители заявителя и ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя и ответчика.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом Богородского района (арендодатель) и Федеральное государственное унитарное предприятие "Учхоз Новинки" (арендатор) заключили договор аренды от 16.06.2005 N 22-05-СХ земельного участка земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 30 142 605 квадратных метров.
На основании соглашения от 25.12.2006 права и обязанности арендодателя по договору аренды перешли к ТУ Росимущества.
В 2014 году ТУ Росимущества инициировало процедуру раздела земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82, являющегося предметом договора аренды от 16.06.2005 N 22-05-СХ, провело межевание участки и постановку их на кадастровый учет.
По дополнительному соглашению от 04.05.2017 к договору аренды права и обязанности арендатора перешли к АО "Учхоз".
В 2018-2019 годах ТУ Росимущества продолжило процедуру раздела земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82.
АО "Учхоз" обратилось в ТУ Росимущества с заявлениями от 15.09.2019 и 25.05.2020 о подготовке дополнительного соглашения к договору аренды в целях уточнения предмета сделки путем указания всех земельных участков, образованных в результате раздела участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82.
В письмах от 01.11.2019 и 03.07.2020 ТУ Росимущества уведомило АО "Учхоз" об отказе в заключении такого соглашения в связи с подачей иска в суд о расторжении договора аренды от 16.06.2005 N 22-05-СХ.
АО "Учхоз" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 13.07.2020, в котором просило подготовить и направить новые договоры аренды на каждый вновь образованный участок.
В письме от 10.08.2020 ТУ Росимущества указало на нецелесообразность заключения новых договоров аренды по причине того, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82 право аренды АО "Учхоз" не прекратилось и что между сторонами имеется спор о расторжении договора аренды от 16.06.2005 N 22-05-СХ.
Не согласившись с данным решением АО "Учхоз" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
Требования основаны на статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьях 11.2, 11.8, 46 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя, поскольку предусмотренные действующим законодательством и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.04.2017 N 166 " Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности без проведения торгов" (далее - Приказ от 04.04.2017 N 166), основания для отказа в заключении договоров аренды на каждый земельный участок у ТУ Росимущества отсутствовали.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении с заявлением от 13.07.2020 АО "Учхоз" соблюдены требования к форме заявления, предусмотренные подпунктом 2.11 Административного регламента, а также предоставлены необходимые для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков документы, предусмотренные Приказом N 1. Нецелесообразность заключения договоров аренды на вновь образованные земельные участки, в том числе из-за наличия судебного спора, на которую сослалось ТУ Росимущества в письме от 10.08.2020, не является основанием к отказу в заключении договора аренды.
При этом, в качестве правовосстановительной меры в рассматриваемой ситуации суд первой инстанции посчитал необходимым возложить на ТУ Росимущества обязанность направить акционерному обществу "Элитно-семеноводческое хозяйство "Учхоз" проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 52:24:0040001:1033, 52:24:0040001:970, 52:24:0040001:1020, 52:24:0040001:991, 52:24:0040001:978, 52:24:0040001:87, 52:24:0040001:996, 52:24:0040001:972, 52:24:0040001:974, 52:24:0040001:976, 52:24:0040001:975, 52:24:0040001:977, 52:24:0040001:998, 52:24:0040001:999, 52:24:0040001:994, 52:24:0040001:1019, 52:24:0040001:990, 52:24:0040001:993, 52:24:0040001:995, 52:24:0040001:81, 52:24:0040001:92, 52:24:0040001:86, 52:24:0040001:82, 52:24:0040001:981, 52:24:0040001:84, 52:24:0040001:986, 52:24:0040001:973, 52:24:0040001:983, 52:24:0040001:1037, 52:24:0040001:1038, 52:24:0040001:83, 52:24:0040001:985, 52:24:0040001:91, 52:24:0040001:982, 52:24:0040001:988, 52:24:0040001:1002, 52:24:0040001:1003, 52:24:0040001:90, 52:24:0040001:1000, 52:24:0040001:989, 52:24:0040001:80, 52:24:0040001:992, 52:24:0040001:85, 52:24:0040001:88, 52:24:0040001:997, 52:24:0040001:89, 52:24:0040001:987, 52:24:0040001:979, 52:24:0040001:1034, 52:24:0040001:1026, 52:24:00400011005, 52:24:0040001:1010, 52:24:0040001:1011, 52:24:0040001:1004, 52:24:0040001:521, 52:24:0040001:47, 52:24:0040001:1012, 52:24:0040001:522, 52:24:0040001:1009, 52:24:0040001:1008, 52:24:0040001:1006, 52:24:0040001:523, 52:24:0040001:1007, 52:24:0040001:1001, 52:24:0040001:1028, 52:24:0040001:517, 52:24:0040001:504, 52:24:0040001:519, 52:24:0040001:1013, 52:24:0040001:44, 52:24:0040001:518, 52:24:0040001:1022, 52:24:0040001:46, 52:24:0040001:514, 52:24:0040001:515, 52:24:0040001:42, 52:24:0040001:45, 52:24:0040001:41, 52:24:0040001:516, 52:24:0040001:43, 52:24:0040001:507, 52:24:0040001:1018, 52:24:0040001:1036, 52:24:0040001:1017, 52:24:0040001:1032, 532:24:0040001:1025, 52:24:0040001:471, 52:24:0040001:1029, 52:24:0040001:1024, 52:4:0040001:1030, 52:24:0040001:1035, 52:24:0040001:1023, 52:24:0040001:1021, 52:24:0040001:52, 52:24:0040001:506, 52:24:0040001:53, 52:24:0040001:1027, 52:24:0040001:1015, 52:24:0040001:525, 52:24:0040001:1014, 52:24:0040001:51, 52:24:0040001:1016, 52:24:0040001:50, 52:24:0040001:503, 52:24:0040001:513, 52:24:0040001:520, 52:24:0040012:10, 52:24:0040211:18, 52:24:0040001:1031, 52:24:0040401:649 на условиях договора аренды от 16.06.2005 N 22-05-СХ..
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Указанные норма, направленная на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, предоставляет арендатору право по своему выбору либо сохранить правоотношения в рамках действующего договора аренды либо требовать оформления новых договоров аренды на каждый из вновь образованных участков.
При этом, в подпункте 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации также указано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что АО "Учхоз" имеет право на предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82, на прежних условиях, которое не может быть ограничено мнением уполномоченного органа о нецелесообразности такого предоставления лишь со ссылкой на сохранение у заявителя арендных прав по договору, предметом которого является исходный земельный участок.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и пункте 2.21 Административного регламента, утвержденного Приказом от 04.04.2017 N 166 (далее - Административный регламент), содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, относятся следующие случаи: - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации; - на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам; - на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации; - в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации; - в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; - разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; - испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; - испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации; - площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения; - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; - в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; - в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят; - границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; - площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов; - с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Также, в соответствии с пунктом 2.23 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги также является следующее: 1) указанный в заявлении земельный участок не относится к федеральной собственности; 2) наличие вступивших в законную силу судебных актов, налагающих меры по обеспечению иска в отношении указанного в заявлении земельного участка (наложение ареста на земельный участок или запрет на распоряжение таким земельным участком).
При этом, ссылка ТУ Росимущества на наличие предусмотренного в подпункте 2 пункта 2.23 Административного регламента основания к отказу в заключении с АО "Учхоз" договора аренды правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку согласно представленной Управлением Росреестра по Нижегородской области информации, в отношении земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82, внесены записи о запрете регистрационных действий на основании постановления судебного пристава-исполнителя Богородского отдела УФССП по Нижегородской области от 20.02.2020, а не на основании судебного акта.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в земельные участки образованны из земельного участка с кадастровым номером 66:07:0000000:194, находящейся в федеральной собственности.
Каких-либо иных из перечисленных оснований для отказа в удовлетворении заявления АО "Учхоз" ТУ Росимущества не указало.
В пункте 2.11 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения государственной услуги, а именно: заявление в письменной форме, содержащее информацию о наименовании и местонахождении заявителя (почтовом адресе), кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, основание предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренное пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, цель использования земельного участка, а также документы, предусмотренные Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1.
В пункте 26 Перечня установлено, что к заявлению прикладываются следующие документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов: решение, на основании которого образован испрашиваемый земельный участок, принятое до 01.03.2015, договор аренды исходного земельного участка в случае, если такой договор заключен до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", *Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем. При этом документы, обозначенные символом "*", запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 3 Приказа N 1 заявитель вправе представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок документы и информацию, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В силу статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе. Аналогичные положения изложены в пункте 2.18 Приказа N 166.
В заявлении АО "Учхоз" о заключении договоров аренды от 13.07.2020, представленного в Теруправление, содержалась информация о наименовании и местонахождении заявителя, кадастровые номера испрашиваемых земельных участков, основание предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренное в пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, а также условия договора, в том числе цель использования земельного участка, которые усматриваются из ссылки заявителя на статью 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, решение, на основании которого образованы испрошенные земельные участки принимало Теруправление, в связи с чем данный документ был у него в наличие и его приложение к заявлению не требовалось.
В представлении АО "Учхоз" договора аренды исходного земельного участка от 16.06.2005 N 22-05-СХ не было необходимости, поскольку он заключен после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем, которая в том числе подтверждает полномочия директора, действующего от имени юридического лица без доверенности, должна быть запрошена органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, в порядке межведомственного взаимодействия.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при обращении с заявлением от 13.07.2020 АО "Учхоз" соблюдены требования к форме заявления, предусмотренные подпунктом 2.11 Административного регламента, а также предоставлены необходимые для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков документы, предусмотренные Приказом N 1.
Ссылки ответчика на неецелесообразность заключения договоров аренды на вновь образованные земельные участки, в том числе из-за наличия судебного спора, правомерно отклонены судом, поскольку данные обстоятельства не являются основанием к отказу в заключении договора аренды.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что оспоренное решение органа государственной власти не соответствует закону и нарушает гарантированное законодателем право арендатора на заключение новых договоров аренды земельных участков.
Относительно правовосстановительной меры, суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым возложить на ответчика обязанность направить акционерному обществу "Элитно-семеноводческое хозяйство "Учхоз" проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 52:24:0040001:1033, 52:24:0040001:970, 52:24:0040001:1020, 52:24:0040001:991, 52:24:0040001:978, 52:24:0040001:87, 52:24:0040001:996, 52:24:0040001:972, 52:24:0040001:974, 52:24:0040001:976, 52:24:0040001:975, 52:24:0040001:977, 52:24:0040001:998, 52:24:0040001:999, 52:24:0040001:994, 52:24:0040001:1019, 52:24:0040001:990, 52:24:0040001:993, 52:24:0040001:995, 52:24:0040001:81, 52:24:0040001:92, 52:24:0040001:86, 52:24:0040001:82, 52:24:0040001:981, 52:24:0040001:84, 52:24:0040001:986, 52:24:0040001:973, 52:24:0040001:983, 52:24:0040001:1037, 52:24:0040001:1038, 52:24:0040001:83, 52:24:0040001:985, 52:24:0040001:91, 52:24:0040001:982, 52:24:0040001:988, 52:24:0040001:1002, 52:24:0040001:1003, 52:24:0040001:90, 52:24:0040001:1000, 52:24:0040001:989, 52:24:0040001:80, 52:24:0040001:992, 52:24:0040001:85, 52:24:0040001:88, 52:24:0040001:997, 52:24:0040001:89, 52:24:0040001:987, 52:24:0040001:979, 52:24:0040001:1034, 52:24:0040001:1026, 52:24:00400011005, 52:24:0040001:1010, 52:24:0040001:1011, 52:24:0040001:1004, 52:24:0040001:521, 52:24:0040001:47, 52:24:0040001:1012, 52:24:0040001:522, 52:24:0040001:1009, 52:24:0040001:1008, 52:24:0040001:1006, 52:24:0040001:523, 52:24:0040001:1007, 52:24:0040001:1001, 52:24:0040001:1028, 52:24:0040001:517, 52:24:0040001:504, 52:24:0040001:519, 52:24:0040001:1013, 52:24:0040001:44, 52:24:0040001:518, 52:24:0040001:1022, 52:24:0040001:46, 52:24:0040001:514, 52:24:0040001:515, 52:24:0040001:42, 52:24:0040001:45, 52:24:0040001:41, 52:24:0040001:516, 52:24:0040001:43, 52:24:0040001:507, 52:24:0040001:1018, 52:24:0040001:1036, 52:24:0040001:1017, 52:24:0040001:1032, 532:24:0040001:1025, 52:24:0040001:471, 52:24:0040001:1029, 52:24:0040001:1024, 52:4:0040001:1030, 52:24:0040001:1035, 52:24:0040001:1023, 52:24:0040001:1021, 52:24:0040001:52, 52:24:0040001:506, 52:24:0040001:53, 52:24:0040001:1027, 52:24:0040001:1015, 52:24:0040001:525, 52:24:0040001:1014, 52:24:0040001:51, 52:24:0040001:1016, 52:24:0040001:50, 52:24:0040001:503, 52:24:0040001:513, 52:24:0040001:520, 52:24:0040012:10, 52:24:0040211:18, 52:24:0040001:1031, 52:24:0040401:649 на условиях договора аренды от 16.06.2005 N 22-05-СХ..
Расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 3000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ правомерно отнесены судом первой инстанции на ответчика.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30 марта 2021 года по делу N А43-29066/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29066/2020
Истец: АО "ЭЛИТНО - СЕМЕНОВОДЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "УЧХОЗ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
Третье лицо: АО "Учхоз", управление Росреестра по НО