г. Пермь |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А60-11905/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.
судей Беляева К.П., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 апреля 2021 года
по делу N А60-11905/2021
по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ИНН 6669013523, ОГРН 1026601373424)
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) (ИНН 6623006530, ОГРН 1026601377604)
о признании недействительными решений N 075S19200035633 от 24.12.2020, N 075S19200035632 от 24.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) (далее - Управление ПФР, заинтересованное лицо, Управление, фонд) о признании недействительными решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в систему обязательного пенсионного страхования N 075S19200035632 от 24.12.2020 г., N 075S19200035633 от 24.12.2020 г.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) N 075S19200035632 от 24.12.2020 г. о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в систему обязательного пенсионного страхования в части штрафа, превышающего 33 150 рублей. Признано недействительным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) решения N 075S19200035633 от 24.12.2020 г. о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в систему обязательного пенсионного страхования в части штрафа, превышающего 50 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительными оспариваемых решений в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что он не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку самостоятельно выявил ошибку и представил полные и достоверные данные по персонифицированному учету. Кроме того, ссылается на наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Заинтересованным лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Гуляковой Г.Н., в связи с болезнью, на судью Трефилову Е.М.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель заявителя, чье ходатайство о проведении судебного заседания в режиме веб-конференции (онлайн-заседание) с использованием ресурса "Картотека арбитражных дел", судом было одобрено, не смог подключиться к судебному заседанию, при этом судом установлено, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю стороны обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Решениями государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) N 075S19200035632 от 24.12.2020 г., N 075S19200035633 от 24.12.2020 г. федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" привлечено к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) в виде взыскания:
- штрафа в размере 331 500 руб. в связи с несвоевременным предоставлением ежемесячного отчета по форме СЗВ-М в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ,
- штрафа в размере 500 руб. в связи с несвоевременным предоставлением сведений по форме СЗВ-СТАЖ в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Полагая, что решения Управления являются недействительными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя требования, заявленные страхователем, суд первой инстанции исходил из законности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ, вместе с тем суд посчитал возможным снизить размер взымаемого штрафа.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) организации является страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167- ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) организации является страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167- ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Привлекая страхователя к ответственности, фонд исходил из того, что страхователем - ФКУ ИК-6 ГУФСИН нарушен срок представления сведений: по форме СЗВ-М за отчетный период август 2020 г.; по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Как следует из содержания обжалуемых решений, сведения по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за эти периоды с типом формы "исхд" представлены заявителем в установленный срок.
08.10.2020 страхователь самостоятельно представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом "доп" на застрахованных лиц.
21.09.2020 страхователь самостоятельно представил сведения по форме СЗВ-М за август 2020 с типом "доп" на застрахованных лиц.
По итогам рассмотрения представленного отчета управление 25.09.2020 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок и проверки отчетности, в котором зафиксирована ошибка с кодом 50 "грубая". 13.11.2020 страхователь вновь представил сведения по форме СЗВ-М за август 2020.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н), вступившая в силу с 19.02.2017 и действовавшая до 27.07.2020 (до вступления в силу новой Инструкции, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н), предусматривала освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В настоящем случае страхователь, представив 08.10.2020 дополняющие сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, исправил ранее допущенную ошибку еще до обнаружения ее фондом, в связи с чем не мог быть привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок сведений за названные периоды.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ (определение Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99).
В отношения эпизода несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 15.07.2020 N 58956, вступила в силу 27.07.2020).
Так, согласно пункту 40 данной Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В настоящем случае страхователь, представив 21.09.2020 дополняющие сведения за август 2020 г., в установленный инструкцией срок исправил ранее допущенную ошибку, реализовав свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, откорректировав их путем представления в управление дополнительных сведений, что допускает не применять к заявителю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Иного из материалов дела не следует, Пенсионным фондом не доказано.
При этом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в материалы дела Пенсионным фондом не представлены доказательства подтверждающие наличие ошибки в представленном 21.09.2020 страхователем отчете по форме СЗВ-М за август 2020 с типом "доп", равно как не представлены доказательства направления уведомления об устранении указанной ошибки.
В письменном отзыве на заявление, Пенсионный фонд привел доводы о том, что в данном случае предоставленные обществом дополняющие сведения нельзя признать исправлением ошибки, поскольку ранее в первоначальных сведениях сведения о застрахованных лицах отсутствовали, следовательно, спорные сведения представлены впервые и с нарушением срока.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Указанные Пенсионным фондом подходы и основанные на них доводы, по сути лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Отклоняя выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из того, что законом установлена обязанность представлять сведения о каждом застрахованном лице, следовательно, и проверка сроков представления сведений и сами сведения проверяются применительно к каждому застрахованному лицу, поэтому и ответственность установлена в виде штрафа за каждое застрахованное лицо.
Апелляционный суд исходит из того, что согласно статьи 15 закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
В целом по смыслу статьи 17 закона N 27-ФЗ, по мнению апелляционного суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения Пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Имея в виду приведенное правовое регулирование, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, поскольку общество исправило ошибку в сведениях, предоставленных в исходной форме СЗВ-М за август 2020 года, и устранило ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Иное толкование Пенсионным фондом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Пенсионного фонда отсутствовали оснований для привлечения заявителя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) в связи с чем, суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении требований в части признания оспариваемых решений незаконными.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое решение суда - отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку лица участвующие в деле в соответствии со статьей 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, то суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2021 года по делу N А60-11905/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными вынесенные Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) (ИНН 6623006530, ОГРН 1026601377604) решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в систему обязательного пенсионного страхования N 075S19200035632 от 24.12.2020 г., N 075S19200035633 от 24.12.2020 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) (ИНН 6623006530, ОГРН 1026601377604) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ИНН 6669013523, ОГРН 1026601373424)".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
К.П. Беляев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11905/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 6 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.НИЖНЕМ ТАГИЛЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ