город Омск |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А70-13017/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14017/2023) общества с ограниченной ответственностью "Бугринский карьер" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.11.2023 по делу N А70-13017/2023 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бугринский карьер" (ОГРН 1217200021048, ИНН 7203531183, адрес: 625013, город Тюмень, улица Пермякова, дом 1, офис 603) к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082, адреc: 625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34, помещение 1), при участии в деле третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Стройизыскания" (ОГРН 1177232025717, ИНН 7203428764, адрес: 625023, город Тюмень, улица Республики, дом 169а, корпус 1, помещение 402), о признании недействительным отказа в утверждении проектной документации лесного участка, выраженного в письме от 22.05.2023 N 4689-23, обязании утвердить проектную документацию,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Бугринский карьер" - Мокроусова Н.Ф. (по доверенности от 05.06.2023 сроком действия 1 год),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бугринский карьер" (далее - заявитель, общество, ООО "Бугринский карьер") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) об оспаривании отказа в утверждении проектной документации лесного участка, выраженного в письме N 4689-23 от 22.05.2023, обязании утвердить проектную документацию.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 03.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стройизыскания" (далее - третье лицо, ООО "Стройизыскания").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.11.2023 по делу N А70-13017/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Бугринский карьер" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что из текста оспариваемого отказа департамента, выраженного в письме N 4689-23 от 22.05.2023, следует, что единственным основанием для отказа заявителю в утверждении проектной документации лесного участка является отсутствие лицензии на проектируемый лесной участок со ссылкой на норму статьи 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ N 2395-1, Закон о недрах), иных оснований не приведено;
ООО "Бугринский карьер" имеет лицензию серия ТЮМ N 003056 ТЭ от 12.05.2022 на пользование недрами сроком действия до 24.07.2028, выданную Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, вид пользования недрами: разведка и добыча полезных ископаемых, в соответствии с которой общество имеет право осуществлять разведку и добычу строительного песка на участке недр местного значения "Бугринский-3", участок недр имеет статус горного отвода; изменениями в технический проект "Разработка участка недр местного значения "Бугринский-3" предусмотрена добыча песка на участке недр "Бугринский-3" гидромеханизированным способом с помощью земснаряда с расположением пульпопровода-сооружения и оборудования, являющихся неотъемлемой технологической частью карьера на смежном участке, примыкающем с южной стороны границы карьера ориентировочной площадью 20 га (на лесном участке, за проектированием которого обратился заявитель); на испрашиваемом прилегающем проектируемом участке не предполагается добыча полезного ископаемого согласно утвержденному техническому проекту, следовательно, лицензия на право пользования недрами не требуется.
Податель апелляционной жалобы указывает, что испрашиваемый ООО "Бугринский карьер" проектируемый земельный участок лесного фонда не является карьером (горным отводом), а необходим для размещения только пульпопровода, сооружений и оборудования, являющихся неотъемлемой технологической частью карьера; имеющийся в деле ответ Федерального агентства лесного хозяйства от 22.02.2023 N 02-01-47/4034 подтверждает возможность предоставления в пользование (аренду) лесного участка, расположенного за границами (лицензии) участка недр в целях разработки месторождения полезных ископаемых для размещения производственных объектов, предусмотренных техническим проектом, включенных в Перечни объектов капитального и некапитального строительства.
Кроме того, ООО "Бугринский карьер" не соглашается с выводами суда первой инстанции относительно иных выявленных департаментом несоответствий; указанные несоответствия проектной документации к ее содержанию не были указаны в оспариваемом отказе департамента, выраженном в письме от 22.05.2023 N 4689-23, носят технический характер и были устранены обществом.
Департаментом в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу общества, в которых заинтересованное лицо не соглашается с доводами заявителя, полагает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в силу чего изменению не подлежащим.
ООО "Бугринский карьер" представлены письменные пояснения, к которым приложена копия приказа Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 15.01.2024 N 00-18-ОД.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Бугринский карьер" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, заявитель имеет лицензию от 12.05.2022 серии ТЮМ N 003056 ТЭ на пользование недрами: разведка и добыча полезных ископаемых, в соответствии с которой общество имеет право осуществлять разведку и добычу строительного песка. Срок действия лицензии - до 24.07.2028.
Участок недр местного значения "Бугринский-3" расположен в квартале 31, выделах 6, 8-13, 17, 18, 27 Винзилинского участкового лесничества, Тюменского лесничества в Тюменском районе Тюменской области, участок недр имеет статус горного отвода.
Лицензия была переоформлена в установленном законом порядке с ООО "Стройизыскания" на общество с выдачей новой лицензии серия ТЮМ N 003056 ТЭ от 12.05.2022.
Приказом N 838-ОД от 24.06.2021 согласован технический проект "Разработка участка недр местного значения "Бугринский-3" в Тюменском районе Тюменской области. В техническом проекте от 24.06.2021 был предусмотрен экскаваторный способ добычи песка.
Заявитель пояснил, что после переоформления лицензии обществом были подготовлены изменения в технический проект в связи с необходимостью изменения способа добычи песка. Изменения в технический проект "Разработка участка недр местного значения "Бугринский-3" в Тюменском районе Тюменской области" согласованы приказом Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 21.03.2023 N 0294-ОД.
Изменения в технический проект предусматривают добычу песка комбинированным способом с помощью экскаватора и земснаряда (экскаваторный и гидромеханизированный способ). Основанием изменения послужило то, что в местах фактически проведенных работ по добыче песка, уровень грунтовых вод выступил на глубине 2,7-2,8 метра, что делает невозможным добычу обводненного песка ниже уровня грунтовых вод экскаваторным способом. В связи с этим, добыча обводненного песка будет осуществлена земснарядом.
Изменениями в технический проект предусмотрено, что в 2023 году размещение одной карты намыва песка осуществляется на части блока разработки карьера. То есть, добываемый с одной половины лесного лицензионного участка песок складировался на другой половине участка. В период с 2024-2027 гг. после обводнения второй половины лицензионного участка, добываемый строительный песок необходимо будет складировать на прилегающем участке.
Изменениями в технический проект предусмотрено в период с 2024-2027 гг. размещение двух карт намыва песка на смежном участке, примыкающем с южной стороны границы карьера ориентировочной площадью 20 га. Расположение временных карт намыва для складирования песка предусмотрено в изменениях в технический проект за пределами лицензионного участка на прилегающем участке в целях полного извлечения запасов песка. Складирование песка в карты намыва является технологией (способом) добычи песка.
Из заявления также следует, что запасы песка на участке недр "Бугринский" утверждены экспертным заключением N 12-18 от 16.04.2018 Департамента недропользования и экологии Тюменской области в количестве 1075,0 тыс.м3. Объемы добычи песка по годам установлены в Приложении N 1 к лицензии на пользование недрами серия ТЮМ N 003056 ТЭ от 12.05.2022. Пунктом 13.6. приложения N 1 к лицензии установлены объемы добычи песка: 2023-2026 гг. по 160,0 тыс.м3, 2027 год - 157,0 тыс.м3, 2028 год - рекультивация.
24.03.2023 заявителю выдан Горноотводный акт к лицензии на пользование недрами серия ТЮМ N 003056 ТЭ от 12.05.2022, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разведки и добычи полезных ископаемых (песка) на участке недр местного значения "Бугринский-3", срок действия акта до 24.07.2028. Участок недр имеет статус горного отвода, расположенного в квартале 31 (выделы 6, 8-13, 17, 18, 27) Винзилинского участкового лесничества Тюменского лесничества в Тюменском муниципальном районе Тюменской области.
Вышеуказанный участок недр "Бугринский-3" расположен на лесном участке, площадью 19,71 га, в квартале 30 (выделы 27, 32), квартале 31 (выделы 3-10 6, 8-13, 17, 18, 27 Винзилинского участкового лесничества, Тюменского лесничества в Тюменском районе Тюменской области, кадастровые номера 72:17:0000000:6820/24, 72:17:0000000:6823/6, предоставленном по договору аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых N 24-43-19 от 14.03.2019, вид разрешенного использования - недропользование (6.1.), цель предоставления - использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
С целью соблюдения лицензионных требований, для выполнения работ в соответствии с согласованным техническим проектом и дальнейшего получения в аренду прилегающего к лицензионному лесного участка, обществом была разработана проектная документация от 19.04.2023 лесного участка Тюменское лесничество, Винзилинское/ур.Винзилинское кварталы (выделы) N N 31 (9,10,11,12,13, 17, 18, 20, 21), площадью 19,9000 га, вид разрешенного использования лесов - использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, цель использования участка - осуществление геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, для размещения объектов капитального строительства (карт намыва), являющихся неотъемлемой технологической частью карьера.
24.04.2023 общество обратилось в департамент с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка для дальнейшего предоставления в аренду участка в составе земель лесного фонда.
Письмом от 22.05.2023 N 4689-23 департамента обществу отказано в утверждении проектной документации лесного участка.
Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесных участков явилось несоответствие проектной документации лесного участка Требованиям и порядку ее подготовки; подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельный участков, предусмотренных земельным законодательством.
Департамент указал, что у заявителя отсутствуют документы, предусмотренные статьей 25.1 Закона о недрах (лицензия на пользование недрами, горный отвод, проектная документация для осуществления пользования недрами). В связи с чем, предоставление лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и утверждение проектной документации лесного участка не представляется возможным.
Полагая, что указанное решение департамента нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражным судом Тюменской области 01.11.2023 принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)).
Согласно части 5 статьи 12 ЛК РФ, при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:
1) управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, включая установление видов и параметров разрешенного использования лесов;
2) проведение мероприятий по сохранению лесов и по лесоустройству;
3) проведение мероприятий по сохранению природных ландшафтов, природных объектов и природных комплексов;
4) проведение мероприятий по благоустройству лесов и лесных участков.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Проектирование лесных участков входит в процесс создания участка и предшествует принятию решения уполномоченного органа о передаче данного участка в пользование или собственность. На этапе проектирования происходит формирование границ участка, определение его территориального расположения и основных характеристик.
Общие требования к составу и содержанию проектной документации определены статьей 70.1 ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с указанной статьей.
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесного участка (часть 3 статьи 70.1 ЛК РФ).
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 4 статьи 70.1 ЛК РФ).
Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом и сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (часть 5 статьи 70.1 ЛК РФ).
Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (часть 6 статьи 70.1 ЛК РФ).
Согласно части 8 статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению лесных участков в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки утверждены приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования N 54).
Согласно пункту 2 Требований N 54, подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка (рекомендуемый образец в приложении к настоящим Требованиям и порядку) (пункт 3 Требований N 54).
Текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения:
наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположен проектируемый лесной участок;
категория земель, на которых расположен лесной участок; наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии);
целевое назначение лесов;
перечень лесных кварталов;
перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов;
площадь проектируемого лесного участка;
количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке);
виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке;
проектируемый(-ые) вид(-ы) использования лесов лесного участка;
обременения проектируемого лесного участка;
ограничения использования лесов;
наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке;
наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4 Требований N 54).
Основания для отказа в утверждении проектной документации лесных участков, установлены частью 11 статьи 70.1 ЛК РФ:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 статьи 70.1 ЛК РФ;
2) несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества;
3) полное или частичное совпадение местоположения проектируемого лесного участка с местоположением лесного участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации лесного участка;
4) подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
Аналогичные основания для отказа в утверждении проектной документации лесных участков установлены Требованиями N 54.
В настоящем случае, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, из письма департамента от 22.05.2023 N 4689-23 следует, что основанием для отказа в утверждении проектной документации лесных участков являются
несоответствие проектной документации лесного участка Требованиям и порядку ее подготовки;
подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
Следовательно, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, в письме департамента от 22.05.2023 N 4689-23 указано два основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка, а именно:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с подунктом 13 пункта 70.1 ЛК РФ (пункт 1 части 11 статьи 70.1 ЛК РФ);
2) подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством (пункт 4 части 11 статьи 70.1 ЛК РФ).
В соответствии с частью 13 статьи 70.1 ЛК РФ требования к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, а также требования к формату проектной документации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения представленной проектной документации, выявлены следующие несоответствия:
- несоответствие категории защитных лесов в соответствии с частью 1 статьи 114 ЛК РФ.
Согласно проектной документации лесного участка, представленной обществом, в разделе N 1, N 2 указано: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
- отсутствие наименования объекта капитального строительства.
Согласно проектной документации лесного участка, представленной обществом, в разделе N 3 указано: объекты капитального строительства, являющиеся неотъемлемой технологической частью карьера.
При этом не указано конкретное наименование объекта капитального строительства согласно Перечню объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р.
- отсутствие номера кадастрового квартала в характеристиках насаждений проектируемого лесного участка.
В таблице N 3 "Характеристика насаждений проектируемого лесного участка" раздела N 2 проектной документации лесного участка, представленной обществом, отсутствуют номера кадастрового квартала.
- отсутствие указания на запас древесины в таксационной характеристике проектируемого лесного участка.
В таблице N 2 "Таксационная характеристики проектируемого лесного участка" раздела N 2 проектной документации лесного участка, представленной обществом, в выделе 10 квартала 31 отсутствует указание на запас древесины на 1 га.
Согласно сведениям государственного лесного реестра, запас древесины в выделе 10 квартала 31 Винзилинского участкового лесничества (ур. Винзилинское) Тюменского лесничества Тюменского района Тюменской области, запас древесины на 1 га составляет 10 мЗ.
- неверный расчет среднего состава насаждений по мягколиственному хозяйству.
В таблице N 4 "Средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка" раздела N 2 проектной документации лесного участка, представленной обществом, по мягколиственному хозяйству указан средний состав насаждений - 9Б1С.
При этом департамент указал, что верным расчетом среднего состава насаждений по мягколиственному хозяйству является - 8Б2С.
- отсутствие точки привязки в схеме расположения проектируемого лесного участка.
В схеме расположения проектируемого лесного участка (раздел N 9 проектной документации лесного участка, представленной обществом), не отображена точка привязки.
- отсутствие точки привязки в таблице "геоданные".
В таблице "геоданные" (раздел N 9 проектной документации лесного участка, представленной обществом), не отображена точка привязки.
- неверный масштаб выполненной схемы расположения проектируемого лесного участка.
В схеме расположения проектируемого лесного участка (раздел N 9 проектной документации лесного участка, представленной обществом), выполненная схема расположения проектируемого лесного участка представлена в неверном масштабе, отличным от указанного -1:10 000.
Согласно Требованиям N 54, для вычерчивания карты-схемы расположения лесного участка используются фрагменты картографических материалов лесоустройства: планшеты масштабом М 1:10 000 или М 1:25 000, планы лесных насаждений масштабом М 1:25 000 или М 1:50 000, карты-схемы лесничества масштабом М 1:100 000.
Судом апелляционной инстанции учтено, что 23.08.2023 ООО "Бугринский карьер" повторно обратилось в адрес департамента с заявлением от 16.08.2023 об утверждении исправленной проектной документации лесного участка: Тюменское лесничество, Винзилинское участковое лесничество (ур. Винзилинское), кварталы (выделы) N 31 (9, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 20, 21) (вх. N 10147/23 от 23.08.2023).
Как следует из заявления ООО "Бугринский карьер" от 16.08.2023 (вх. N 10147/23 от 23.08.2023) об утверждении исправленной проектной документации лесного участка, указанные в отзыве на заявление замечания носят технический характер и устранены ООО "Бугринский карьер" в исправленной проектной документации лесного участка.
Таким образом, внесение ООО "Бугринский карьер" изменений в проектную документацию лесного участка подтверждает несоответствие представленной проектной документации лесного участка от 19.04.2023 требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 статьи 70.1 ЛК РФ.
Как верно указано судом первом инстанции, устранение ООО "Бугринский карьер" выявленных несоответствий фактически подтверждает согласие заявителя с выявленными департаментом нарушениями относительно состава и содержания проектной документации лесного участка.
При рассмотрении апелляционной жалобы представитель общества также не оспаривал наличие указанных несоответствий, устранённых при повторной подаче заявления об утверждении проектной документации.
В отношении второго основания для отказа суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как указано департаментом, представленная обществом проектная документация лесного участка от 19.04.2023 подготовлена ООО "Бугринский карьер" с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством, а именно пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ, а также статьей 25.1 Закона о недрах.
Как следует из пункта 4 части 11 статьи 70.1 ЛК РФ, не допускается подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 25.1. Закона о недрах, земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Также, в соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.
Как следует из позиции департамента, согласно лицензии на пользование недрами серия ТЮМ N 003056 ТЭ от 12.05.2022 (срок действия до 24.07.2028), выданной Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и горноотводного акта от 24.03.2023 N 72-0072-00562 к указанной лицензии, наименование участка недр - "Бугринский-3", расположение участка недр - Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, Винзилинское участковое лесничество, квартал N 31 (выд. 6, 8-13, 17, 18, 27).
При этом, адресное описание участка недр, указанное в Приложении N 2 к лицензии на пользование недрами серия ТЮМ N 003056 ТЭ от 12.05.2022 - квартал N 31 (выделы 6, 8-13, 17, 18, 27) Винзилинского участкового лесничества Тюменского лесничества Тюменского района Тюменской области, не соответствует границам участка недр, построенного по географическим координатам угловых точек, также указанных в лицензии на пользование недрами серия ТЮМ N 003056 ТЭ от 12.05.202 (Приложение N 3).
Согласно сведениям государственного лесного реестра, в границы участка недр, построенного по географическим координатам угловых точек, указанных в лицензии на пользование недрами серия ТЮМ N 2003056 ТЭ от 12.05.2022 (Приложение N 3) не входят лесотаксационные выделы 11, 13, 17, 18 квартала N 31 Винзилинского участкового лесничества (ур. Винзилинское) Тюменского лесничества Тюменского района Тюменской области.
Вместе с тем, как следует из представленной обществом в материалы дела копии приказа Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 15.01.2024 N 00-18-ОД, в указанную лицензию на пользование недрами серия ТЮМ N 003056 ТЭ от 12.05.2022 внесены изменения.
Так, абзац 1 раздела "Характеристика участка недр" Приложения N 2 к лицензии на пользование недрами ТЮМ N 003056 ТЭ "Сведения об участке недр" изложен в следующей редакции: "Участок недр "Бугринский-3" расположен в кварталах 30 (выд. 27, 32), 31 (выд. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 27, 28) Тюменского лесничества Винзилинского участкового лестничества (ур. Винзилинское) Тюменского муниципального района Тюменской области".
Допущенное Департаментом недропользования и экологии Тюменской области при выдаче лицензии неточное адресное описание участка недр, указанное в Приложении N 2, по мнению апелляционного суда, носит характер технической ошибки и не могло являться основанием для принятия оспариваемого отказа.
Суд апелляционной инстанции полагает неверным вывод суда первой инстанции, поддержавшего позицию департамента относительно того, что в связи с отсутствием у общества лицензии на пользование недрами и оформленного геологического отвода и (или) горного отвода на участок: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, Винзилинское участковое лесничество (ур. Винзилинское), кварталы (выделы) N 31 (9, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 20, 21), общество не имеет право на заключение договора аренды указанного лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без проведения торгов в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ.
Как следует из положений пункта 1 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ, без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 ЛК РФ.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающие предоставление юридическим лицам в пользование частей лесного участка в составе земель лесного фонда в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в порядке, установленном для предоставления лесных участков.
Вопросы предоставления лесных участков в целях использования лесов для указанных целей урегулированы статьями 9, 21, 25, 43, 46 ЛК РФ.
Как установлено пунктом 1 части 1 статьи 21 ЛК РФ, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Статьей 21.1 ЛК РФ установлен порядок возведения, эксплуатации и демонтажа некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Так, в части 1 статьи 21.1 ЛК РФ указано, что возведение, эксплуатация и демонтаж некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в случаях использования лесов в целях, предусмотренных частью 1 статьи 21 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Для возведения некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не допускаются сплошные рубки лесных насаждений (за исключением случая использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, если возведение таких строений, сооружений для указанной цели не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации), а при использовании лесов в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса не допускаются также выборочные рубки лесных насаждений (часть 2 статьи 21.1 ЛК РФ).
Перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 21.1 ЛК РФ).
Земли, которые использовались для возведения, эксплуатации и демонтажа некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации (часть 4 статьи 21.1 ЛК РФ).
Пунктом 11 части 1 статьи 25 ЛК РФ установлено, что леса могут быть использованы, в том числе для осуществления геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
Из статьи 43 ЛК РФ следует, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 43 ЛК РФ).
Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства (часть 3 статьи 43 ЛК РФ).
Частью 4 статьи 43 ЛК РФ указано, что в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Поскольку в данном случае, как обоснованно указывает заявитель, проектной документацией лесного участка предусмотрено, что для устройства некапитальных сооружений, являющихся неотъемлемой частью карьера, необходима частичная вырубка лесов (что допускается частью 2 статьи 21.1 ЛК РФ), то лесной участок, в отношении которого испрошено утверждение проектной документации, может быть предоставлен обществу только на праве аренды.
При этом, в настоящем случае общество имеет право на заключение договора аренды указанного лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без проведения торгов в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ, без относительно наличия или отсутствия у него лицензии на пользование недрами и оформленного геологического отвода и (или) горного отвода на участок: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, Винзилинское участковое лесничество (ур. Винзилинское), кварталы (выделы) N 31 (9, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 20, 21).
Материалами дела подтверждается, что ООО "Бугринский карьер" имеет лицензию серия ТЮМ N 003056 ТЭ от 12.05.2022 на пользование недрами сроком действия до 24.07.2028, выданную Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, вид пользования недрами: разведка и добыча полезных ископаемых, в соответствии с которой Общество имеет право осуществлять разведку и добычу строительного песка на участке недр местного значения "Бугринский-3", участок недр имеет статус горного отвода.
Неотъемлемой частью вышеуказанной лицензии являются Условия пользования недрами (приложение 1), которые устанавливают обязательства недропользователя, в том числе по соблюдению требований технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (пункты 5.2, 13.7 приложения N 1 к лицензии).
Приказом Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 21.03.2023 N 0294-ОД ООО "Бугринский карьер" согласованы Изменения в технический проект "Разработка участка недр местного значения "Бугринский-3" в Тюменском районе Тюменской области".
Департаментом недропользования и экологии Тюменской области выдан Горноотводный акт от 24.03.2023 ООО "Бугринский карьер", удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разведки и добычи полезных ископаемых (песка) на участке недр местного значения "Бугринский-3".
Изменениями в технический проект "Разработка участка недр местного значения "Бугринский-3" предусмотрена добыча песка на участке недр "Бугринский-3" гидромеханизированным способом с помощью земснаряда с расположением пульпопровода-сооружения и оборудования, являющихся неотъемлемой технологической частью карьера на смежном участке, примыкающем с южной стороны границы карьера ориентировочной площадью 20 га (т.е., на лесном участке, за проектированием которого обратился заявитель).
Использование проектируемого лесного участка для размещения некапитальных сооружений и оборудования, является неотъемлемой частью гидромеханизированного способа добычи песка.
Исходя из анализа вышеприведенных законоположений, апелляционный суд полагает, что необходимо различать предназначение земельных участков: "пользование недрами в границах лицензионного участка и горного отвода" и "предоставление земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами" (часть 1 статьи 25.1 Закона о недрах, подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
В границах лицензионного участка и горного отвода производится непосредственно процесс извлечения полезного ископаемого - добыча песка.
Вместе с тем работы, связанные с пользованием недрами, включают в себя не только непосредственное извлечение полезных ископаемых в границах лицензионного участка и горного отвода, а целый комплекс работ, связанный с добычей полезных ископаемых, которые ведутся, в том числе и за границами лицензионного участка и горного отвода, в том числе, устройство, размещение некапитальных строений - сооружений и оборудования, являющихся в настоящем случае неотъемлемой технологической частью карьера при гидромеханизированном способе добычи песка, что указано в техническом проекте.
С учетом того, что цель использования проектируемого участка не связана с пользованием недрами, с извлечением запасов песка, а связана с размещением некапитальных сооружений на поверхности земли, в настоящем случае в соответствии с положениями Закона о недрах дополнительная (другая) лицензия не требуется.
Следовательно, право ООО "Бугринский карьер" на проектирование спорного земельного участка лесного фонда основано на нормах законодательства о недрах, земельного и лесного законодательства.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отменя обжалуемого судебного акта, поскольку материалами дела подтверждается несоответствие проектной документации лесного участка Требованиям N 54 и порядку ее подготовки.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Абзац 3 пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" содержит указание на то, что на изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Между тем, указанные действия являются правом суда и осуществляются на его усмотрение.
С учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, мотивировочную часть обжалуемого судебного акта следует оценивать с учетом мотивировочной части настоящего постановления и выводов апелляционного суда, в ней содержащихся.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ее плательщику.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бугринский карьер" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.11.2023 по делу N А70-13017/2023 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бугринский карьер" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 50 от 28.11.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13017/2023
Истец: ООО "Бугринский карьер"
Ответчик: Департамент Лесного комплекса Тюменской области
Третье лицо: ООО "Стройизыскания"